Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Диссертационная работа:

Елисеева Полина Александровна. Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Екатеринбург, 2005 219 c. РГБ ОД, 61:05-13/2227

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания эмоциональной культуры в системе дополнительного музыкального образования

1.1. Сущность понятия «эмоциональная культура» 17

1.2. Содержание воспитания эмоциональной культуры школьников 44

1.3. Роль музыкально-исполнительской деятельности в воспитании эмоциональной культуры учащихся 54

1.4. Педагогические условия эффективности воспитания эмоциональной культуры детей в процессе индивидуального обучения игре на музыкальном инструменте 74

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности

2.1. Организационные основы опытно-поисковой работы по воспитанию эмоциональной культуры младших школьников 93

2.2. Диагностика исходного уровня эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкального образования 130

2.3. Содержание педагогической работы по воспитанию эмоциональной культуры младших школьников в процессе индивидуального обучения исполнительскому мастерству . 143

2.4. Анализ результатов опытно-поисковой работы по воспитанию эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано 168

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 197

БИБЛИОГРАФИЯ 199

ПРИЛОЖЕНИЕ 217 

Введение к работе:

Актуальность исследования. В рамках современной гуманистической парадигмы все большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительными воздействиями среды, снабжают его более эффективными механизмами защиты от пагубных тенденций общества, позволяют сохранять гармонию с самим собой и окружающим миром, отстаивать свою духовную целостность, свои нравственные идеалы, свои права на личное счастье и здоровье, повышают адаптационные возможности организма и психики в целом.

Реализация этих форм поведения людей во многом зависит от качества их эмоциональной жизни. Не зря описание многих ситуаций социальной адаптации и дезадаптации сегодня осуществляется в терминах эмоциональных состояний. Уныние и хандра, ощущение бессмысленности существования, вечное недовольство собой и другими; склонность к агрессии, нервозность, ненависть, злоба, зависть; дефицит сострадания, альтруистических порывов, заботы о ближнем, - вот результаты постоянной борьбы человека за выживание, непомерных трудовых нагрузок, частого ущемления его прав и свобод, конфликтов и неудач на путях к достижению своей личной значимости и т.д., ставшие устойчивыми характеристиками современной духовно ущербной личности, выполненные в эмоциональных терминах. Стрессы, депрессии, фрустрации, эмоциональные депривации, -примеры различных проявлений эмоционального неблагополучия, объясняющие современным врачам причины многих физических и психических заболеваний.

Становится ясно, что эмоции человека с необходимостью вовлекаются в процесс его социализации, но при этом результаты их влияния не однозначны. Не всегда эмоциональная деятельность человека способствует его успешной социальной адаптации и коммуникации, служит опорой его адекватным поведенческим действиям.

Между тем, в культуре выработаны определенные способы и формы эмоционального поведения людей, обеспечивающие им целесообразное и эффективное взаимодействие, составляющие основу их социальной компетентности. Эти способы и формы в опыте отдельного человека объединяются в сложное личностное качество, которое проявляется в эмоциональной отзывчивости, умении сопереживать, эмоциональной саморегуляции, направленности личности на свои переживания и может быть названо эмоциональной культурой. Эмоциональная культура как личностное качество не передается по наследству, не образуется с необходимостью в опыте каждого человека без исключения, а требует целенаправленного воспитания.

Музыкально-исполнительская деятельность, организованная в системе дополнительного образования, создает благоприятные возможности для воспитания эмоциональной культуры школьников. В процессе музыкально-исполнительской деятельности у детей может быть сформирована музыкальная эмоциональная культура, которая служит предпосылкой их общей эмоциональной культуры как социально значимого качества личности.

Организация воспитания эмоциональной культуры учащихся в период младшего школьного детства представляет наибольшую актуальность и важность. Так как у детей данного возраста ярко выражена потребность в постижении мира и самовыражении через переживания, удовлетворение которой самым естественным образом осуществляется в процессе воспитания эмоциональной культуры, что служит мощным фактором формирования мотивации школьников к учению.

Однако, как показывают наблюдения, музыкальные школы сегодня не решают задачи воспитания эмоциональной культуры детей сознательно, целенаправленно и эффективно, так как главной их целью является подготовка учащихся к поступлению в учреждения профессионального музыкального образования, что обуславливает их ориентированность на формирование у ребенка специальных музыкальных навыков и способностей, при которой эмоциональная составляющая музыкальной деятельности вытесняется на задний план, утрачивает статус первичной ценности, и которая является одной из основных причин потери интереса школьников к музыкальным занятиям.

Анализ теории вопроса показал отсутствие целенаправленных исследований, хотя отдельные аспекты проблемы в литературе обсуждаются. В работах отечественных и зарубежных психологов проблема представлена теориями об эмоциях (Ф.Е.Василюк, Л.С.Выготский, Б.И.Додонов, А.Н.Запорожец, К.Изард, А.Н.Леонтьев, А.Е.Олынанникова, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, П.В.Симонов, Б.М.Теплов, С.Томкинс, Г.А.Фортунатов, П.М.Якобсон). В рамках данной области знания сформированы взгляды на эмоции человека как на психофизиологические реакции, обусловленные работой мышления, протекающие в единстве с умственными процессами; выработана социокультурная концепция эмоций, раскрывающая сущность человеческих переживаний через призму их социокультурного приложения; рассмотрены механизмы терапевтического влияния эмоционального воспитания: выявлена его роль в разрешении внутренних конфликтов (Ф.Е.Василюк, Н.Г.Гаранян, О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк,

А.Б.Холмогорова), в обеспечении физического благополучия организма и нормального психического самочувствия, в поддержании состояния счастья; раскрыты гедонистические мотивы человеческих переживаний (Б.И.Додонов, А.Н.Лук). Термин «эмоциональная культура» в литературе практически не используется. Характеристики данного феномена исследуются отдельно друг от друга в терминах эмоциональной отзывчивости, эмоциональной впечатлительности, самообладания и саморегуляции, общей эмпатии.

Педагогические аспекты проблемы обсуждаются в контексте вопросов эмоционального воспитания детей (Л.С.Выготский, И.Н.Додонов, А.Н.Леонтьев), развития эмоций учащихся (Л.Н.Рожина и др.), воспитания чувств школьников (П.М.Якобсон), формирования культуры чувств личности (А.Н.Лук). В музыкальной психологии и теории музыкального воспитания исследования посвящены развитию эмоционального слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку, эмоциональному восприятию музыки (О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Л.Л.Бочкарев, Л.В.Горюнова, Н.Л.Гродзенская, М.М.Койранская, С.Лангер, В.В.Медушевский, Л.Мейер, Е.В.Назайкинский, Л.Рейд, Г.С.Ригина, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский). В этих работах описаны различные способы воздействия музыки на эмоции человека, объяснены механизмы формирования эмоциональных реакций на музыку. В отечественной музыкальной педагогике исполнительства проблема воспитания эмоциональной культуры детей раскрыта как проблема формирования у них умения передавать образ музыки (Л.А.Баренбойм, Г.Г.Нейгауз, С.И.Савшинский, Г.М.Цыпин), специфически музыкальной способности воссоздавать «эмоциональную программу» музыкальных произведений (В.Г.Ражников). Вопросы, непосредственно относящиеся к воспитанию эмоциональной культуры школьников как социально значимого качества личности в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте, в литературе освещены неполно.

В связи с этим вскрываются несоответствия, противоположности и противоречия между:

• высокой социальной значимостью эмоциональной культуры и низкой эффективностью ее воспитания в системе дополнительного музыкального образования;

• широким потенциалом музыкально-исполнительской деятельности в воспитании личности школьника и узко специализированной направленностью теорий музыкального воспитания;

• необходимостью повышения уровня эмоциональной культуры детей в дополнительном музыкальном образовании и ориентированностью

традиционной методики организации музыкально-исполнительской деятельности учащихся музыкальных школ на формирование у них специальных музыкальных навыков и способностей.

На основании анализа актуальности и противоречий выделена проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе педагогических возможностей воспитания эмоциональной культуры учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте в системе дополнительного образования.

Тема исследования: «Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте».

Объект исследования: процесс дополнительного музыкального образования школьников.

Предмет исследования: педагогические - условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте.

Цель исследования: выявить, определить и обосновать педагогические условия воспитания эмоциональной культуры учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте.

Гипотеза исследования:

• структура эмоциональной культуры, вероятно, включает такие составляющие, как эмоциональная отзывчивость, эмоциональная саморегуляция, сопереживание, направленность личности на свои переживания;

• дополнительное музыкальное образование школьников будет востребованным скорее всего тогда, когда оно будет направлено на воспитание эмоциональной культуры детей;

• содержание воспитания эмоциональной культуры учащихся в музыкально-исполнительской деятельности может предусматривать формирование у детей музыкальной эмоциональной культуры как способности переживать настроения музыкальных произведений, развивающейся в результате воссоздания эмоционального замысла музыки, реализующейся в комплексе составляющих: эмоциональной отзывчивости на музыку, умения сопереживать композитору, умения координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, эстетической отзывчивости на музыку и служащей предпосылкой эмоциональной культуры как социально значимого качества личности;

• повысить эффективность воспитания эмоциональной культуры школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности на индивидуальных занятиях по обучению игре на музыкальном инструменте возможно при соблюдении следующих условий: последовательного воплощения принципа выразительности в исполнении ребенка; обогащения эмоционального опыта учащихся на основе синхронизации выразительных движений педагога и ученика; соотнесения содержания воспитания эмоциональной культуры школьника с его эмоциональными предпочтениями на основе реализации субъектного подхода к выбору и интерпретации его исполнительского репертуара.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «эмоциональная культура» и раскрыть содержание воспитания эмоциональной культуры учащихся;

2. Выделить содержание воспитания эмоциональной культуры школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности;

3. Опытно-поисковым путем обосновать педагогические условия воспитания эмоциональной культуры детей в процессе музыкально-исполнительской деятельности на индивидуальных занятиях по обучению игре на музыкальном инструменте.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция гуманистической педагогики, провозглашающая содержанием образования ценностные отношения (отношения к человеку, жизни, обществу, труду и т.д.), выдвигающая в качестве приоритетной цели педагогики всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, сориентированная на индивидуализацию обучения и воспитания и личностный подход, утверждающая воспитанника в роли полномочного субъекта воспитания, активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям, создающая предпосылки для самореализации, самоактуализации, самоопределения личности учащегося, обеспечивающая ему атмосферу комфорта и «психологической безопасности» (Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, К.Н.Вентцель, П.Ф.Лесгафт, М.Монтессори, Н.И.Пирогов, Ж.Ж.Руссо, В.Д.Семенов, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Френе, С.Т.Шацкий, Р.Штайнер и др.); положения о сущности процессов формирования отношения человека к окружающему миру (Г.Гегель, В.И.Мясищев, Д.И.Фельдштейн); педагогика сотрудничества, выдвигающая в качестве альтернативы авторитарному методу педагогического руководства воспитательным процессом метод совместного обучения педагога и детей (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.А.Караковский, С.Н.Лысенкова, С.Л.Соловейчик, В.Ф.Шаталов). концепция деятельностного подхода к развитию личности ребенка (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); взгляды отечественных и зарубежных ученых на природу эмоций человека: их идеи о культурной детерминации человеческих переживаний; о единстве эмоционального и рационального в социальном типе эмоций людей, о ведущей роли мышления в развитии и становлении эмоциональной культуры личности (Ф.Е.Василюк, Л.С.Выготский, Б.И.Додонов, А.В. Запорожец, К.Изард, А.Н.Лук, С.Л.Рубинштейн, П.В.Симонов, Б.М.Теплов, С.Томкинс, П.М.Якобсон и др.); о возможности гедонистической направленности эмоциональной деятельности культурного человека (Б.И.Додонов); положения ученых о необходимости и актуальности эмоционального воспитания, о его приоритетности в гармоничном развитии человека: в сохранении физического и психического здоровья (Ф.Е.Василюк, Н.Г.Гаранян, К.Изард, Г.С.Никифоров, А.Б.Холмогорова), в приумножении его счастья (Б.И.Додонов), в формировании его личности (Б.Г.Ананьев, В.С.Безрукова, А.С.Белкин, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.В.Зеньковский, Я.А.Коменский, А.Н.Леонтьев, А.Г.Маслоу, А.Е.Ольшанникова, К.Роджерс, Л.Н.Рожина, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов и др.); высказывания этих авторов о важной роли деятельности, творчества, общения в структурировании эмоциональной сферы ребенка; положения зарубежной и отечественной музыкальной эстетики, педагогики, психологии, музыкознания об эмоциональной природе музыкального искусства (Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Л.А.Баренбойм, В.К.Белобородова, Л.Л.Бочкарев, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, М.М.Койранская, С.Лангер, В.В.Медушевский, Л.Мейер, Е.В.Назайкинский, Г.Г.Нейгауз, В.И.Петрушин, В.Г.Ражников, Л.Рейд, Б.Реймер, Г.С.Ригина, С.И.Савшинский, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский и др.); представления современного образования о совместной деятельности педагога и учащегося как системе отношений, направленных на самоопределение личности учащегося, поощрение его субъективной позиции, стимуляцию самостоятельного и творческого мышления детей (А.Л.Венгер, И.Ю.Малкова, Г.Н.Прозументова, В.В.Рубцов, В.Ю.Соколов, Л.А.Сорокова и др.).

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация теоретического знания по проблеме; целенаправленное наблюдение изучаемого явления в практике; опытно-поисковая работа; обработка результатов опытно-поисковой работы с применением методов математической статистики ( а) методы описательной статистики для порядковой шкалы: определение медианы, вариационного и интерквартильного размаха; б) использование непараметрических критериев проверки однородности выборок: критерия Манна-Уитни, двухвыборочного критерия Колмогорова-Смирнова для двух независимых выборок и критерия знаков, критерия знаковых рангов Вилкоксона для двух связанных выборок; в) вычисление коэффициентов ранговой корреляции р Спирмена и т Кендалла и определение уровня их статистической значимости).

Практической базой исследования явилась музыкальная школа № 18 Железнодорожного района города Екатеринбурга. Опытно-поисковая работа проводилась при участии детей младшего школьного возраста классов специального фортепиано в количестве 31 человека. Статистической обработке подверглись результаты 24-х учащихся.

Исследование включало следующие этапы:

I этап (1999-2001) - теоретическое обоснование темы исследования, создание ее научного обеспечения. Выбраны методология, методы, логика исследования, разработан его научный аппарат. Проблема изучена в литературе, сформированы основные понятия. Собран эмпирический материал, осуществлено осмысление практики с научных позиций. Проанализирован личный и коллег опыт работы по проблеме, выявлены его основные тенденции и особенности. Разработана программа проведения опытно-поисковой работы, с учетом требований эффективности воспитания эмоциональной культуры учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности создана методика обучения младших школьников игре на музыкальном инструменте, предназначенная для реализации в процессе опытного поиска.

II этап (2000-2004) - проведение опытно-поисковой работы.

III этап (2003-2005) - обобщение теории и практики, обработка результатов опытно-поисковой работы, получение общих выводов, написание текста диссертации, подготовка к защите.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• разработано содержание воспитания эмоциональной культуры учащихся в музыкально-исполнительской деятельности, предусматривающее формирование у детей в процессе воспроизведения музыки музыкальной эмоциональной культуры как способности к переживанию настроений музыкальных произведений, развивающейся в результате воссоздания эмоционального замысла музыки и проявляющейся в эмоциональной отзывчивости на музыку, умении сопереживать композитору, умении координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, эстетической отзывчивости на музыку;

• установлено отношение взаимной зависимости между компонентами эмоциональной культуры человека как социально значимого качества личности и составляющими музыкальной эмоциональной культуры, на основе чего выдвинуто суждение о том, что развиваемая в процессе общения ребенка с музыкой эмоциональная культура подобна его эмоциональной культуре как общей и универсальной и служит ее предпосылкой;

• определено, что комплекс педагогических условий будет способствовать эффективности воспитания эмоциональной культуры детей в процессе музыкально-исполнительской деятельности на индивидуальных занятиях по обучению игре на музыкальном инструменте, если осуществляется последовательное воплощение принципа выразительности в исполнении ребенка, используется синхронизация выразительных движений педагога и ученика, реализуется субъектный подход к выбору и интерпретации исполнительского репертуара учащегося;

• на основе выявленных составляющих эмоциональной культуры были выделены: а) уровни сформированности эмоциональной культуры

учащихся в музыкально-исполнительской деятельности: «примитивный», «низкий», «недостаточный», «ниже среднего», «средний», «выше среднего», «близкий к высокому», «высокий», «превосходный», каждый из которых описан в соответствии с определенной комбинацией уровней составляющих эмоциональной культуры; б) критерии для каждой из четырех составляющих эмоциональной культуры, с помощью которых оценивался уровень развития этих составляющих у детей (широта музыкально-эмоциональных предпочтений, адекватность исполнительской трактовки эмоциональному замыслу музыки, степень «вживания» в образ музыкального произведения, степень удовольствия от переживания музыкальных эмоций); в) показатели для каждого критерия (широта спектра выразительных возможностей ребенка при исполнении музыкальных произведений, точность воспроизведения учащимся особенностей нотного текста, глубина выразительности в его исполнении (интонационное богатство звучания, пластичность исполнительских движений), одухотворенность ребенка в ходе игры и высокое качество звукоизвлечения);

• описаны этапы и соответствующие им методы воспитания эмоциональной культуры школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте: формирование у ребенка осознания того факта, что музыка вызывает эмоции (метод вербализации эмоционального замысла музыки; метод открытой демонстрации учителем личного опыта переживания музыки); развитие способности учащегося к идентификации в эмоциях музыки своих собственных переживаний (метод жизненных аналогий; метод моделирования настроения музыки с помощью выразительных неинструментальных движений: пластического и голосового интонирования); преобразование неинструментальных выразительных движений ребенка в инструментальные выразительные действия (методы: сопутствующих аналогий, сопутствующего интонирования);

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• на основе объединения результатов разрозненных исследований по проблеме эмоций человека было дано определение эмоциональной культуры, в котором данный феномен представлен как сложное, жизненно важное качество личности, проявляющееся в эмоциональной отзывчивости, эмоциональной саморегуляции, умении сопереживать, направленности личности на свои переживания;

• определено понятие «музыкальная эмоциональная культура», в котором данный феномен истолкован как способность к переживанию настроений музыкальных произведений, реализующаяся в комплексе составляющих: эмоциональной отзывчивости на музыку, умения сопереживать композитору, умения координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, эстетической отзывчивости на музыку;

• в ценности для развития педагогической науки положения о том, что эмоциональная культура служит основой развития нравственности человека, способствует эффективному обучению, адекватным поведенческим действиям, обеспечивает состояния благополучия психики и организма в целом;

• доказана несостоятельность узко специализированной направленности дополнительного музыкального образования школьников и предложена интерпретация его целей и содержания с позиций воспитания эмоциональной культуры детей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

• предложенный нами комплекс педагогических условий может быть использован для повышения эффективности воспитания эмоциональной культуры школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности на индивидуальных занятиях по обучению игре на музыкальном инструменте в системе дополнительного образования.

• разработанная методика диагностирования уровней сформированности эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном

обучении игре на музыкальном инструменте может применяться в качестве одного из инструментов педагогической диагностики эффективности соответствующего воспитательного процесса.

• обобщенный и описанный в рамках реализованной методики педагогический опыт может оказаться полезным для учителей при организации музыкальных занятий не только в музыкальных, но и в общеобразовательных школах.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются: а), преемственностью исследовательских выводов предшествующим педагогическим воззрениям, тем, что в качестве исходных посылок наших рассуждений были взяты утверждения из признанных теорий; б), значительным объемом и разнообразием изученных литературных источников; в), системным характером исследовательских действий; в), сочетанием качественного и количественного анализа результатов опытно-поисковой работы; г), применением различных методов математической статистики для характеристики и сравнения результатов контрольной и опытной групп, а также для оценки уровня статистической значимости сделанных выводов; д). непосредственным участием автора в организации и проведении опытно-поисковой работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась: а), в ходе опытной работы в музыкальной школе № 18; б), в процессе обсуждений материалов диссертации на кафедре социокультурного образования в ИРРО; в), в виде выступлений с сообщениями по проблеме исследования на научных конференциях; г), в форме докладов на методических совещаниях в школе среди коллег; д). через публикации исследовательских материалов.

Положения, выносимые на защиту:

• В противовес узким трактовкам эмоциональной культуры в литературе ее содержание раскрывается через комплекс составляющих, таких как эмоциональная отзывчивость, эмоциональная саморегуляция, умение сопереживать, направленность личности на свои переживания.

• Современное дополнительное музыкальное образование невостребованно потому, что оно узко специализированно. Процесс музыкального образования школьников приобретет социальную значимость и станет интересным детям, когда он будет направлен на воспитание их эмоциональной культуры.

• В отличие от существующих подходов к рассмотрению возможностей музыкально-исполнительской деятельности в воспитании личности школьника, отражающих ее роль в развитии у него отдельных и специфических музыкальных навыков и способностей, ее содержание предусматривает формирование музыкальной эмоциональной культуры ребенка как способности, реализующейся в комплексе составляющих: эмоциональной отзывчивости на музыку, умения сопереживать композитору, умения координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, эстетической отзывчивости на музыку и являющейся аналогом и предпосылкой эмоциональной культуры как социально значимого качества личности.

• В сравнении с традиционной системой педагогических воздействий в дополнительном музыкальном образовании, предполагающей эмоциональное развитие ребенка естественным результатом узко специализированного обучения, эффективная методика организации музыкально-исполнительской деятельности детей в индивидуальных инструментальных классах должна строится в соответствии с последовательным воплощением принципа выразительности в исполнении ребенка; обогащением эмоционального опыта учащегося на основе синхронизации выразительных движений педагога и ученика; соотнесением содержания воспитания эмоциональной культуры школьника с его эмоциональными предпочтениями на основе реализации субъектного подхода к выбору и интерпретации его исполнительского репертуара.

Подобные работы
Пахомова Юлия Анатольевна
Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры
Полянцева Марина Викторовна
Формирование саморегуляции учебной деятельности школьников в процессе обучения математике
Родионов Михаил Алексеевич
Теория и методика формирования мотивации учебной деятельности школьников в процессе обучения математике
Хохлова Марина Витальевна
Формирование опыта субъекта трудовой деятельности младших школьников в процессе обучения "Технологии"
Мальцева Галина Геннадьевна
Формирование учебной деятельности у младших школьников в процессе обучения естествознанию в малокомплектной сельской школе
Старовиков Михаил Иванович
Формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения
Поляк Дина Анатольевна
Использование праксеологического подхода для формирования у школьников умений осуществлять преобразовательную деятельность в процессе обучения технологии
Осадчая Людмила Александровна
Конструирование и реализация индивидуальных маршрутов учебно-познавательной деятельности школьников как средство развития образовательных потребностей в процессе обучения физике
Сударчикова Лилия Геннадиевна
Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано (На материале учебных занятий в детской школе искусств)
Литвинов Валерий Владимирович
Формирование исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net