Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Диссертационная работа:

Пахомова Юлия Анатольевна. Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 120 c. РГБ ОД, 61:02-13/137-4

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования нравственной
самооценки младших школьников в процессе воспитания этической
культуры 15

1. Научные предпосылки формирования самооценки в процессе
нравственного развития младших школьников 15

2. Система воспитания этической культуры как условие
формирования нравственной самооценки младших школьников
34

3. Диагностика развития нравственной самооценки младших

школьников в процессе этического воспитания 44

Глава 2. Методы и условия эффективности формирования нравственной
самооценки младших школьников в процессе воспитания этической
культуры 65

1. Игра как способ формирования нравственной самооценки
младших школьников 65

2. Диалог как метод становления нравственной самооценки
младших школьников 81

3. Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе

развития нравственной самооценки младших школьников 93

Заключение 101

Библиография 104

Приложение 118

Введение к работе:

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобрела сегодня особую значимость в связи со стабилизацией общественно-политической ситуации в стране, возрастанием роли морали в регуляции общественных отношений, становлении российского менталитета, а также возрождением и возрастанием в жизни общества духовно-нравственных норм общения в духе толерантности, гражданского согласия и патриотизма.

Новые общественные отношения, складывающиеся в демократическом социуме, обуславливают необходимость повышения сознательности людей на основе усвоения ими российского варианта ценностей (Н.Д.Никандров), требуют новых подходов к организации, психолого-педагогическому обоснованию и обеспечению непрерывного нравственного образования и воспитания детей. С этих позиций нравственное воспитание предстает как возможность и право воспитанника выбрать ценности, как подготовка к жизненному и профессиональному самоопределению, как формирование его самосознания.

Одним из ведущих понятий нашего исследования является ценность. В теоретическом познании этот феномен соответствует понятию "значимость" и указывает на личностный, социально-культурный смысл восприятия действительности. В таком случае предметный и духовный мир может оцениваться по критериям добра и зла, красоты и безобразия, справедливости и несправедливости. Следовательно, ценности воспринимаются школьником прежде всего на эмоционально-мотивационном уровне, а самооценка ценностей предстает как проблема выбора на этапах игры, труда, познания и общения. Младший школьник находится на этапе ведущего вида деятельности - игры.

В свете вышеизложенного феномен нравственной самооценки предстает как воспитательная ценность.

Нравственное развитие младшего школьника предполагает его
стремление и умение объективно оценивать отношение людей к
окружающему миру, осознавать собственную позицию в сфере общения.
Процесс осознания ребенком моральной основы поведения и отношений
длителен и требует педагогически выверенных личностно
ориентированных подходов, где важную роль играет формирование и
развитие самооценки, выполняющей регулятивную функцию в
жизнедеятельности нравственно развивающейся личности. Самооценка
влияет на характер отношений растущего человека с окружающими
людьми, сферу его деятельности, стимулирует нравственный выбор в
различных жизненных ситуациях. Нравственная самооценка определяет всё
многообразие отношений ребенка с миром, его самосознание и

мироощущение. Хорошо организованное этическое воспитание, охватывающее многие сферы жизнедеятельности личности, может и должно способствовать формированию нравственной самооценки школьников.

Начиная исследование, мы исходили из того, что этика есть наука о ценностях человеческой жизни, ориентирующая личность на их познание, осмысление и присвоение в собственном опыте поведения. Этическое воспитание мы рассматриваем как широкую область ценностных ориентации ребенка, отражающих его отношение к окружающей действительности, мотивацию поведения, индивидуальные проявления в деятельности. В соответствии с этим этическое воспитание направлено и на осознание личностью своего "Я", и это важно учесть педагогу, особенно стремление ребенка самостоятельно оценить свои поступки, поведение, "качества". Такой подход стимулирует процесс самовоспитания и самосовершенствования школьника.

Вопросы осознания человеком своих личностных особенностей, сущность, природа самооценки привлекает все большее внимание

представителей различных наук, о чем свидетельствуют исследования в философии, психологии, педагогике.

Общие подходы к процессу осознания личностью своих отношений с окружающими людьми освещены в философских трудах А.С. Арсеньева, О.Г. Дробницкого, И.Т. Фролова. Этические аспекты становления личности выделены С.Ф. Анисимовым, В.И. Бакштановским, А.А. Гусейновым, А.И. Титаренко, Г.С. Смирновым. В работах A.M. Архангельского, Н.Н. Крутова, В.О. Момова, Ю.М. Смоленцова современное состояние общества рассматривается в контексте моральных норм и усиления гуманистической направленности ценностных ориентации человека.

Научная закономерность взаимосвязи культуры и нравственного мира личности, выявленная в трудах Л.П. Буевой, Э.В. Ильенкова, А.К. Уледова, обусловила появление нового феномена "диалог культур", который особенно ярко выражен в исследованиях М.М. Бахтина, B.C. Библера.

В трудах психологов Б.Г. Ананьева, А.И. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна проблема самооценки рассматривается во взаимосвязи с проблемой самосознания личности. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель уровня его развития, как личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.

Изучению роли и функций самооценки в структуре личное 1 и положили начало работы Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.Ф. Сафина, где особо выделены условия развития самооценки, сделан акцент на общение с окружающими и собственную деятельность ребенка.

Освещение вопросов формирования самооценки и ее роли в развитии личности мы найдем в научных сообщениях зарубежных специалистов К. Роджерса, Р. Бернса, которые самооценку интерпретируют как личностное новообразование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности ребенка.

Аспект нравственной самооценки опосредованно выделен в ряде психолого-педагогических исследований, проведенных в последние годы А.В. Захаровой, М.Э. Боцмановой, Т.Ю. Андрущенко, Т.И. Токарской, С.Г. Лукмановым. Они выявили роль самооценки в формировании у ребенка готовности к школьному обучению, в развитии учебной деятельности, познавательной активности, в формировании самостоятельной личности. Отмечается, что на протяжении школьного возраста у детей происходят существенные изменения в понимании нравственных качеств личности, в умении видеть эти качества у самого себя и у сверстников (С.Г. Якобсон, Н.Э. Фокина, В.Г. Щур). По их данным, дети в начальной школе уже способны обобщать содержание нравственных понятий, усваиваемых ими в процессе жизнедеятельности, что важно учитывать в формировании опыта конкретных человеческих отношений и поступков.

Непосредственное отношение к нашему исследованию имеют работы А.В. Захаровой, Т.Ю. Андрущенко, Г.А. Горбачевой, где определена структура самооценки, представленная двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Уточнено, что содержание самооценки обусловлено направленностью на тот или иной объект самооценивания (труд, внешний облик и т.д.), степенью объективности мнения о себе, выраженного в понятиях "адекватность - неадекватность", уровнями самооценки, отражающими сущность притязаний (высокий, средний, низкий).

В работах психологов выявлена особая роль функциональных связей самооценки с общим процессом формирования личности школьника (И.Е. Савонько), деятельностью (А.И. Липкина), межличностным общением (Е.И. Серебрякова, Т.И. Токарская) и ее самовоспитанием (Л.И. Рувинский, Л.С. Сапожникова).

Педагогический аспект проблемы формирования и развития самооценки чаще всего рассматривается в русле нравственного воспитания личности. В работах И.А. Каирова разработана концепция этического

просвещения, которая была обогащена впоследствии в трудах О.С. Богдановой, В.И. Петровой, B.C. Ханчина, И.Ф. Харламова.

С особым интересом и пристальным вниманием мы изучали работы, в которых раскрывается процесс нравственного воспитания школьников (И.С.Марьенко), выявляются формы и методы организации нравственного просвещения (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, К.В. Гавриловен, Д.М. Гришин), уточняется специфика усвоения нравственных норм поведения (Г.Ф. Гаврилычева), особенности формирования нравственного опыта (Р.Г. Амосова). Опорным для нас стал принцип единства и взаимосвязи нравственных знаний, чувств и поведения, раскрытый в трудах О.С. Богдановой, А.И. Дулова, В.И. Петровой.

В исследовании мы опирались на различные аспекты регуляции нравственного поведения школьников, учитывали современные исследовательские подходы и методы, отраженные в работах Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой. щ Особенно для нас ценны научные сообщения о понятийно-терминологическом аппарате, уточняющие категории "мораль", "нравственность", "этика", "общение", "взаимоотношения учащихся", "нравственная оценка и самооценка".

Таким образом, вопросы структуры, функций и развития самооценки нашли достаточное освещение в научных исследованиях. Что касается формирования нравственной самооценки личности в этическом воспитании, то данная проблема не нашла пока самостоятельного и убедительного решения. В то же время нравственная самооценка имеет кардинальное значение как фактор развития личности.

Педагогический опыт свидетельствует, что в практике воспитания формированию самооценки младших школьников не уделяется должного внимания. Она чаще всего складывается стихийно, вне воздействия со стороны педагогов и воспитателей. На наш взгляд, одна из причин этого -

отсутствие внимания учителя к данному аспекту, его систематических знаний о природе самооценки, условиях и закономерностях ее развития.

В своей работе учитель, ориентируясь на эталонное представление об ученике, не акцентирует внимание на обеспечение условий реализации заложенного в ребенке внутреннего потенциала. Это не даёт возможности школьнику определить свои личные перспективы с помощью поддержки учителя. Наблюдения и экспериментальная работа показали, что педагог, как правило, любые проявления детей соотносит с их умственными способностями и отношением к учебе. Самооценка ребенка, его собственное представление о своей личности, своих способностях, возможностях не учитываются. А ведь именно от этих представлений зависит уверенность школьника в своих силах, осознание результатов своей деятельности, успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам. В школах учеников редко ставят в ситуации выбора, в которых они имеют возможность проявить свое "Я", оценить собственную деятельность, поэтому ребенок, попадая в ситуацию оценивания себя, как правило, затрудняется это сделать, ограничиваясь ответом: "Пусть другие скажут, какой я, им виднее".

Отсутствие должного внимания к развитию нравственной самооценки на первоначальном этапе обучения приводит к тому, что при переходе в среднюю школу ребенок сталкивается с неспособностью и неумением оценивать свои возможности, свои положительные и отрицательные качества. Это негативно влияет на попытки подростка к выражению собственного "Я". Опыт подтверждает, что подросток часто теряет ощущение собственной индивидуальности и чувство собственного достоинства, попадая в зависимость от мнения сверстников, что недопустимо. Это приводит к росту чувства тревоги, к неуверенности в себе, к неспособности дать отпор негативным внешним воздействиям.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования нравственной самооценки младших школьников остаётся недостаточно разработанной в теории и практике воспитания. Нет достойного объяснения и самого понятия "нравственная самооценка". В построении этического воспитания эти вопросы актуальны и требуют своего раскрытия. Формирование нравственной самооценки младших школьников мы рассматривали как фактор их этического воспитания, что требует определения наиболее эффективных путей и методов её формирования, выявления критериев и уровней сформированности нравственной самооценки.

Все это послужило основанием для определения темы нашего исследования - "Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры", что обусловило формулировку следующих показателей исследования.

Объект: воспитание этической культуры младших школьников.

Предмет: процесс формирования нравственной самооценки младших школьников.

Цель: определить педагогические подходы и методы формирования нравственной самооценки младших школьников в этическом воспитании. Задачи:

уточнить содержание и сущность понятия "нравственная самооценка";

определить эффективные направления педагогической деятельности по формированию нравственных оценочных суждений младших школьников в этическом воспитании;

разработать формы и методы стимулирования нравственной самооценки в процессе этического диалога с детьми;

выявить условия эффективности формирования нравственной
самооценки младших школьников в системе воспитания этической
культуры.

Гипотеза исследования: уровень нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры можно повысить при соблюдении следующих условий, если:

все компоненты воспитательной этической системы взаимосвязаны и взаимодействуют в едином педагогическом направлении в логике возрастного подхода;

используются психолого-педагогические механизмы формирования самооценки, как в учебной, так и внеурочной деятельности;

осуществляется диалогическое взаимодействие участников воспитательного процесса;

если игра, сюжетная канва этического диалога, разнообразие форм и методов стимулируют развитие нравственной самооценки;

диагностика нравственного развития обеспечивает взаимосвязь изучения и воспитания детей.

Исследование убедило нас в том, что положения гипотезы оправданы в том случае, если формирование нравственной самооценки начинается в младшем школьном возрасте, сензитивном к воспитательному влиянию, когда ребенок стремится быть "как все и лучше". В этот период происходит интенсивное формирование младшего школьника как субъекта деятельности, в которой нравственная оценка становится стимулом возвышения личности.

Теоретико - методологическую основу исследования составили:

идеи гуманизации личности (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, А.Н.
Леонтьев, А.В. Петровский, С.А. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский),
гуманизации образования, личностно ориентированного подхода (.В.
Бондаревская, В.В. Сериков и др.);

позиции отечественных педагогов о единстве формирования, воспитания и развития личности (Ш.А.Амонашвили, О.С. Богданова, В.М. Коротов, И.С. Марьенко);

психологические основы развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.И. Мясищев, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин);

положение "Я-концепции" о ценности каждого человека (Р. Берне. И.С.Кон);

концепция диалога культур (Л.М.Баткин, М.М.Бахтин, В.С.Библер);

положения о развитии личности в деятельности и общении (К.А.Альбуханова - Славская, А.А.Бодалев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.);

этно-педагогические и культурные основы формирования ценностных ориентации (Б.М.Бим-Бад, Г.Н. Волков, Н.Д.Никандров).

В соответствии с избранной проблематикой использовались
следующие методы исследования: теоретический анализ философской,
психологической и педагогической литературы, анализ передового
педагогического опыта; включенное наблюдение; психолого-

педагогические методы изучения нравственного развития детей: беседы, анкетирование, анализ рисунков, составление схем, сочинений, творческих работ; интроспективный метод (осмысление собственного опыта работы в школе в качестве учителя этики).

Этапы исследования:

Первый этап (1994 - 1996 гг.) - анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в философской, психологической и педагогической литературе; выявление и разработка методов психолого-педагогической диагностики учащихся с целью определения динамики развития их нравственной самооценки; уточнение темы диссертации.

Второй этап (1997 - 1999гг.) - выявление оптимальных методов формирования нравственной самооценки; проведение и анализ психолого-педагогических диагностик учащихся в процессе этического воспитания; экспериментальная проверка гипотезы исследования.

Третий этап (2000 - 2001 гг.) - анализ, систематизация, обобщение полученных результатов исследования, оформление их в виде диссертации.

Научную новизну и теоретическую значимость исследования сформулируем так: уточнено понятие "нравственная самооценка"; определены научные принципы к формированию нравственной самооценки младших школьников в процессе их этического воспитания (системность, взаимосвязь изучения и воспитания, формы и методы, адекватные возрасту, деятельностная основа воспитания); обозначены методы, выявлены психолого-педагогические условия эффективности их применения; охарактеризованы способы актуализации диалогического взаимодействия на этических занятиях с младшими школьниками; определена специфика индивидуального и дифференцированного подходов в формировании нравственной самооценки младших школьников, разработана диагностика ее развития.

Практическая значимость работы состоит в определении содержания понятия нравственной самооценки, особенностей диалогического подхода к построению этического занятия с младшими школьниками, в описании методики авторских уроков по этике, в разработке диагностических методик нравственной самооценки, в подготовке методических рекомендаций по этическому воспитанию младших школьников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и
выводов обеспечены соблюдением методологических положений и
принципов, разработанных в философской, психологической и
педагогической науке; теоретические выводы проверены и подтверждены
экспериментально; обобщающие выводы сделаны на основе

количественного и качественного анализа данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования, подтверждения основных положений и выводов диссертации осуществлялись в ходе включенного наблюдения в московской школе №235, а также опытно-экспериментальной работы под руководством диссертанта в школе № 1080. В анализе результатов работы по разработанной диссертантом диагностике участвовало более 500 учеников начальной школы различных регионов страны и городов СНГ: Донецка - школа № 56, Харькова - школа № 75, Ставропольского края (Невинноммыск, школа № 11), Краснодарского края (станица Павловская, школа № 12).

Материалы исследования были представлены в качестве публикаций, докладов, сообщений, тезисов на научно-практических, межрегиональных конференциях и семинарах по нравственно-этическому воспитанию школьников, в том числе на второй Всероссийской научно-практической конференции "Воспитание этической культуры детей и подростков" (Москва, 1998г.); Всероссийской научно-практической конференции "Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся" (Москва, 2000г.); ежегодных научно-практических семинарах межрегионального объединения "Этическое воспитание школьников" (Обнинск, Крымск - 1996г., Невинномысск - 1997г., станица Павловская Краснодарского края - 1999г.).

Сформулируем в тезисном виде положения, выносимые на защиту.

1. Нравственная самооценка - это вид частной самооценки, определяющей меру удовлетворенности собой, отражающей эмоционально-ценностное отношение человека к своим личностным качествам, действиям, поступкам. Она основана на этических знаниях и нравственных чувствах. Как структурный элемент самосознания личности она определяет степень объективности мнения школьника о себе как человеке

нравственном. Наличие нравственной самооценки определяет сущность притязаний ученика на нравственно ориентированное "Я".

  1. Система воспитания этической культуры как целостный процесс педагогической деятельности, где нравственное воспитание охватывает все аспекты школьной жизнедеятельности детей, способствует формированию нравственной самооценки младших школьников.

  2. Диалогическое взаимодействие с детьми, подкрепленное игровыми сюжетами, разнообразием форм и методов, стимулирует нравственную самооценку младших школьников.

Подобные работы
Елисеева Полина Александровна
Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте
Петрикова-Агафонова, Софья Олеговна
Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России
Коханик Наталья Александровна
Нравственно-эстетическое воспитание школьников в процессе иллюстрирования сказок регионов России (На материале сказок Орловской губернии)
Собянина Ирина Витальевна
Социализация младших школьников в процессе художественного воспитания в гуманитарном центре по месту жительства
Махаев Руслан Абдулкагирович
Художественное воспитание младших школьников в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства (В городских многонациональных школах Дагестана)
Нагибина Анна Васильевна
Гуманистическое воспитание младших школьников в процессе их приобщения к культурной среде города
Попов Виктор Иванович
Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938-1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников
Цилинко Александр Петрович
Музыкально-театральное воспитание в процессе развития эмоциональной сферы личности современного школьника
Богданова Тамара Карловна
Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидиактических игр (на материале обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе с расширенным музыкальным воспитанием Латвийской ССР)
Магницкая Людмила Дмитриевна
Воспитание культуры здоровья у подростков в общеобразовательной школе

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net