Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Диссертационная работа:

Попов Виктор Иванович. Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938-1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Екатеринбург, 2002 212 c. РГБ ОД, 61:03-13/1114-3

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Песенное творчество В.Высоцкого в контексте отечественной культуры второй половины XX века

1.1. Историография и тематическая систематизация библиографических материалов о поэте 14

1.2. Авторская песня и место в ней В.Высоцкого 45

1.3. О злободневности и актуальности песен В.Высоцкого 56

Выводы по 1-й главе 69

Глава 2. Феномен В. Высоцкого как педагогическая проблема

2.1. Интерпретация понятий «педагогический потенциал», «нравственно-гражданская позиция» в научной литературе 71

2.2. Амбивалентность песенного творчества В.Высоцкого 80

2.3. В.Высоцкий - поэт-гражданин, учитель-дидакт 98

Выводы по 2-й главе 120

Глава 3. Пути реализации педагогического потенциала песенного творчества В. Высоцкого на внеклассных занятиях с подростками

3.1. Нравственно-гражданский аспект песенного творчества В.Высоцкого 121

3.2. Принципы отбора песенного материала В.Высоцкого для внеклассных занятий с учащимися 8-11-х классов и способы его презентации 138

3.3. Педагогическая модель освоения школьниками песенного творчества В.Высоцкого 150

Выводы по 3-й главе 172

3аключение 174

Библиографический список использованной литературы 178

Приложения 188 

Введение к работе:

Актуальность исследования. Кризис в экономике, политике, нравственности, охвативший в начале 1990—х всё российское общество, заставил по-другому подходить к вопросам воспитания подрастающего поколения, искать новые нравственные и эстетические ориентиры. Современная социокультурная ситуация в России утратила существовавшие нормативные художественные ценности и, как следствие, выявилась острая потребность сферы образования в изменении содержания художественного образования, в новых материалах, необходимых для педагогических целей на новом этапе развития российского общества. Стали нужны новые имена выдающихся деятелей современности, деятелей культуры, искусства - для изучения и «для подражания» им. Требуются новые духовно-творческие личности, способные формировать в новых условиях активную нравственно-гражданскую позицию у молодого поколения, личности, которые недостаточно использовались или замалчивались десятки лет в практике советской системы образования и воспитания в нашей стране. Воспитание гражданственности, нравственности, патриотизма в реформированной России - сегодня актуальнейшая из задач.

Анализ педагогической литературы показывает, что ещё два тысячелетия назад, была сформулирована мысль о благотворном синтезе слова и музыки в педагогике, в процессе воспитания человека (Платон, Аристотель, Плутарх). Тезисы «вся история - для воспитания», «воспитание на примерах» можно отнести ко всей истории педагогики. Об этом - педагогические труды П.Ф.Лесгафта, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и многих других.

С позиций воспитания лучших черт характера человека, национальной гордости у молодежи, военно-патриотического воспитания необходимо актуализировать песенное творчество нашего современника Владимира Семеновича Высоцкого (1938-1980), потому что герои его песен, баллад и их автор органично вписываются в педагогический процесс, так как воспитывают, как и всякая большая литература, те же необходимые человеку черты характера: честность, доброту, нравственность, смелость, настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, гражданственность. В этом аспекте, насколько нам известно, песенное творчество В.Высоцкого в педагогической науке не рассматривалось.

Когда в 1960—1970-е годы В.Высоцкий сочинял и пел свои песни, играл в театре, снимался в кино, мало кто осознавал, что рядом живет и творит очень талантливый, нестандартный человек. В своем песенном творчестве В.Высоцкий охватил широкий спектр тем проблем, сохранивших свою актуальность и для нашего времени. Герои его песен - люди активной мысли, глубоко чувствующие и переживающие, готовые к эмпатийному отклику и активному действию. На фоне сопутствовавшей ему массовой песни, внедрявшейся в быт в те же 1960—1970-е годы с помощью радио, телевидения, грамзаписи, его баллады, песни резко отличались наличием серьезной мысли, вниманием к социальным проблемам. Они заставляли думать, смотреть на происходящее другими глазами, они воспитывали нас и 25, и 30 лет назад, но если эти произведения целенаправленно использовать в педагогике, они будут делать это и сегодня. Лучшие из песен В.Высоцкого, с точки зрения музыкальной, мелодической, оригинальны и ценны сами по себе, по содержанию они актуальны сейчас для каждого гражданина, потому что говорят нам о ценностях общечеловеческих, философски значимых при любом общественном строе. Соответственно, несут нравственный заряд, имеют педагогическую ценность. Многогранный педагогический потенциал песен и баллад В.Высоцкого - при условии его успешной реализации учителем -может способствовать воспитанию нравственно-гражданской позиции современных школьников, повернуть их умонастроения и чувства к гуманизму и патриотизму, вернуть этим понятиям их изначальный ценностный смысл.

Кроме того, если систематически слушать, анализировать его лучшие песни, сравнивать их с тем, что школьники, тинэиджеры слушают на своих магнитофонах, поют в своих компаниях под расстроенные гитары, то методом сопоставления, сравнения, анализом можно подвести их к пониманию особой ценности своеобразного песенного творчества Высоцкого, можно научить их отличать, «что такое хорошо и что такое плохо» в песенном жанре. А такая ценностная ориентация в жизни и в искусстве крайне важна для воспитания подрастающего человека.

Никита Высоцкий, сын Владимира Семеновича, ныне директор Государственного культурного центра-музея (ГКЦМ) В.С.Высоцкого в Москве, в интервью с ним, опубликованном в журнале «Вагант», сказал:

«Все, что происходит сейчас, — в его песнях есть. Он не был гневным обличителем. У него была очень мощная позитивная энергия. И это не изменилось. Это — единственная реальная вещь, при помощи которой что-то можно сделать. Его энергия была не разрушительная: кого-то посадить, кого-то расстрелять, а этого уконтрапупить. Его поэзия позитивна, потому так дорога и близка людям». /23, 58/

Из всего вышесказаного обозначились противоречия:

• между социальной потребностью в новом, художественно полноценном материале для воспитания учащихся в системе дополнительного образования, а также на уроках литературы и музыки в школе и отсутствием теоретических разработок нравственно-гражданского аспекта педагогического потенциала песенного творчества В.Высоцкого;

• между востребованной современным обществом необходимостью целостного педагогического анализа его синкретического творчества и отсутствием методических рекомендаций, методической литературы, обеспечивающих успешную реализацию педагогического потенциала песенного творчества поэта в воспитании подрастающего поколения;

• между потребностью учителей музыки и литературы внести в программы песенное творчество В.Высоцкого и отсутствием достаточных знаний о его жизни и творчестве, психологической и методической неготовностью их работать с нестандартным материалом.

Эти противоречия определили проблему исследования: поиск и теоретико-методическое обоснование педагогического потенциала, обеспечивающего успешную реализацию нравственно-гражданского аспекта песенного творчества В.Высоцкого в общеобразовательной школе.

Актуализация его песенного творчества - социально-педагогическая, научно-методическая и практически ориентированная на воспитание нравственно-гражданской позиции современных школьников - требует осмысления, изучения. Анализ актуальности, противоречий и проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогический потенциал песенного творчества В.Высоцкого и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников».

Цель исследования: выявить, обосновать наличие педагогического потенциала в песенном творчестве В.Высоцкого и обеспечить его реализацию в воспитании нравственно-гражданской позиции учащихся 8-9-х, 10-11-х классов средней школы на внеклассных занятиях.

Объект исследования: образовательный процесс в системе дополнительного образования в средней школе на внеклассных занятиях художественно-эстетического цикла.

Предмет исследования: педагогический потенциал песенного творчества В.Высоцкого в воспитании нравственно-гражданской позиции современных школьников.

Гипотеза: реализация педагогического потенциала песенного творчества В.Высоцкого предполагает:

• выявление нравственно-гражданского аспекта его песенного творчества;

• раскрытие перед учащимися противоречивого характера песенного творчества и биографии В.Высоцкого в сопоставлении их с особенностями исторической эпохи, нравственно-гражданских противоречий общества, в котором творил поэт;

• учет особенностей адекватного восприятия песенных шедевров поэта-певца, в которых нередки автобиографические мотивы, понимание учащимися разных возрастных групп их текста и подтекста, то есть главного содержания, главной мысли автора;

• реализацию принципов линейности и концентризма в работе со школьниками, когдаони изучают, переживают, познают песенное творчество В.Высоцкого в комплексном и системном изложении, встречаясь с ним на уроках и внеклассных мероприятиях (факультативах, клубах по интересам) в течение нескольких лет обучения неоднократно;

• разработку педагогической модели интерпретации его биографии и творчества для школьников разных возрастов, с учетом психологических доминант их развития, ведущих мотивов собственной жизни и деятельности подростков, с учетом их витагенного опыта для становления у школьников четкой нравственно-гражданской позиции свободной личности.

Предмет исследования и положения гипотезы выдвинули следующие задачи исследования:

1. Проанализировать песенное творчество В.Высоцкого в контексте биографии автора, нравственно-гражданских противоречий общества, в котором жил и творил поэт, для выявления особенностей содержания (злобо-дневность и актуальность, текст и подтекст) его песен с точки зрения нравственно-гражданской и художественно-эстетической направленности, дать примеры педагогического анализа и интерпретации его текстов.

2. Выявить возможности восприятия и понимания песен В.Высоцкого учащимися разных классов, разных возрастных групп с точки зрения ведущих мотивов их жизни и деятельности, витагенного опыта, а также возможности становления у подростков четкой нравственно-гражданской позиции свободной личности.

3. Разработать критерии отбора песенного материала В.Высоцкого для занятий с подростками, адаптировать биографический и творческий материал согласно педагогическим целям и задачам для создания педагогической модели, раскрывающей содержание уроков, принципы, методы, формы реализации педагогического потенциала творчества поэта на внеклассных занятиях с подростками в процессе воспитания их нравственно-гражданской позиции.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: идеи зарубежных и отечественных учёных о воспитании растущего человека на достойных подражания примерах жизни и деятельности знаменитых, выдающихся людей (П.Ф.Лесгафт, К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.); концепции личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию человека (Н.А.Алексеев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);философские концепции диалога культур, нравственно-мировоззренческих и художественно-эстетических ценностей (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.С.Каган);

теории возрастной педагогики А.С.Белкина, его же теории актуализации и развития витагенного опыта учащихся; идеи представителей художественной педагогики о проектировании уроков искусства как художественно-педагогических произведений (А.Н.Малюков, Л.М.Предтеченская, Б.П.Юсов и др.); концепциях реализации разных моделей диалогического общения на уроках (А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Л.П.Печко, Л.В .Школяр и др.); труды отечественных и зарубежных специалистов в области авторской песни и синкретического творчества В.Высоцкого, утверждающие аксиологическую значимость этого жанра для общественной жизни (Ю.А.Андреев, И.В.Бестужев-Лад а, Н.А.Крымова, А.В.Кулагин, В.И.Новиков, К.Л.Рудницкий; Г.Д.Гачев (Болгария), П.Леонидов и Г.Свирский (Нью-Йорк, США), Х.Пфандль (Грац, Австрия).

Базой исследования служили общеобразовательные школы №№ 199, 208, школа-лицей № 155 г.Екатеринбурга.

Методы исследования.

Теоретические: анализ трудов зарубежных и отечественных педагогов; системный анализ научной, публицистической, мемуарной литературы о В.Высоцком; анализ его поэтико-музыкальных произведений по хронологии их появления и в контексте исторической обстановки их возникновения с 1960-го по 1980-й годы; творческая интерпретация текстов его песен.

Эмпирические: мониторинг аудитории - опрос, анкетирование детей и взрослых (студентов педагогического вуза, преподавателей, любителей и знатоков творчества В.Высоцкого) с последующим анализом ответов; проведение экспериментальных занятий по его творчеству с учащимися 8-9-х, 10-11-х классов на внеклассных мероприятиях по разработанным сценариям.

Исследование проблемы проводилось в три этапа.

1. 1990-1995 гг. — теоретико-поисковый: активный, целенаправленный поиск, изучение, систематизация литературы по творчеству В.Высоцкого и его песенного наследия; выбор направлений исследования и формулирование рабочей гипотезы.

2. 1995-1999 гг. — опытно-экспериментальный, на котором изучались путем наблюдения, анкетирования знания и отношение детской и взрослой аудитории к песням В.Высоцкого; апробировались в общеобразовательных школах авторские находки в области воздействия его песенного творчества на подростков; нарабатывались принципы отбора песенного материала и способы его презентации.

3. 1999-2002 гг. — итогово-аналитический: теоретическое осмысление полученных данных, их анализ, обобщение, выводы, рекомендации. Отрабатывались методические приемы работы с песенным и биографическим материалом В.Высоцкого в 8-9-х, 10-11-х классах общеобразовательной школы.

Научная новизна работы:

- осуществлен анализ песенного творчества В.Высоцкого в контексте отечественной культуры второй половины XX века, авторской песни; определено его место среди выдающихся отечественных бардов;

- выявлено уникальное своеобразие его песен - амбивалентность, а также универсализм их содержания: философская, нравственно-гражданская, сатирическая направленность проблематики; модернизированный синкретизм поэта-композитора-певца-гитариста-артиста; художественно-эстетическая ценность амбивалентности и синкретизма песенного творчества В.Высоцкого;

- охарактеризован педагогический потенциал его песенного творчества, выявлены возможности актуализации его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции школьников;

- разработаны критерии и показатели для отслеживания эффективности процесса воспитания нравственно-гражданской позиции у школьников на материале песенного творчества В.Высоцкого;

- создана педагогическая модель «Уроков Высоцкого» в школе, обеспечивающая целенаправленный отбор песен с ярко выраженной гражданской проблематикой, способствующая активной реализации педагогического потенциала его песенного творчества на основе принципов линейности и концентризма, разных видов диалогического общения по поводу многогранного искусства В.Высоцкого; педагогическая модель, создающая эмоционально насыщенную атмосферу занятий через реализацию в них принципа художественно-педагогической драматургии и др.

Теоретическая значимость исследования:

- уточнены и конкретизированы понятия «педагогический потенциал», «гражданственность», «нравственно-гражданская позиция» в контексте темы исследования;

- доказана актуальность авторской песни В.Высоцкого в сегодняшнем педагогическом процессе, показана возможность воспитания нравственно- гражданской позиции у современных школьников на материале его песенного творчества;

- научно обоснован методический аспект реализации педагогического потенциала песенного творчества В.Высоцкого в воспитании у современных школьников нравственно-гражданской позиции в единстве нравственного и эстетического, через переживание (чувство), понимание (рацио) и интерпретацию (истолковываю, сопоставляя с другой информацией, со своим витагенным опытом и т.д.).

Практическая значимость исследования:

- разработанная педагогическая модель изучения песенного творчества В.Высоцкого может быть использована школьными учителями в нравственно—гражданском и художественно-эстетическом воспитании учащихся средней школы;

- материалы диссертации могут быть использованы в работе со студентами педагогических вузов, на курсах повышения квалификации школьных учителей;

- данное исследование в дальнейшем может лечь в основу разработки учебных планов, методических пособий по теме «Авторская песня в общеобразовательной школе».

Апробация и внедрение научных результатов осуществлялись в 1995— 2002 годы на уроках в 8-9-х, 10-11-х классах общеобразовательных школ №№ 199, 208 и школы-лицея №155 г.Екатеринбурга. Отдельные положения диссертации были представлены автором в Уральском госпедуниверситете слушателям на трёх Всероссийских межвузовских научно-практических конференциях: «Музыкально-эстетическое образова-ние в социокультурном развитии личности» (25—26 февраля 1999, 23—24 декабря 1999, 29-31 марта 2001), по итогам которых были изданы тезисы докладов участников конференции.

О творчестве В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича, других бардов, автором данной работы были проведены (с 1982 года по настоящее время) в разных детских и взрослых аудиториях (в школах, библиотеках, кинотеатрах, в учреждениях, на предприятиях, проектных институтах и др.) около 300 литературно—музыкальных бесед, телевизионных и радио-передач. Исследователем опубликованы о В.Высоцком в журналах, газетах свыше 90 материалов, а в 2000 году в Екатеринбурге вышло две книги: «Диалоги о Высоцком» (92 с, тир. 200 экз.), «Письма о Высоцком» (296 с, тир. 500 экз.).

На защиту выносятся:

1. Песенное творчество В.Высоцкого актуально и сегодня. Оно обладает значительным нереализованным педагогическим потенциалом, который необходимо использовать в воспитании школьников разных возрастов.

2. Песни, баллады В.Высоцкого - современный художественный национально яркий материал, имеющий аксиологическое, историко-культурное и педагогическое значение в воспитании нравственно-гражданской позиции современных школьников.

3. Эмоционально-экспрессивный, нравственно-гражданский, художественно-эстетический, аспекты песенного творчества В.Высоцкого - основа его педагогического воздействия в становлении гражданственности учащихся.

4. Реализуя педагогический потенциал песен Высоцкого, необходимо использовать для изучения его творчества старшеклассниками педагогическую модель как способ формирования их нравственно-гражданской позиции; «уроки Высоцкого» — есть художественно-педагогические произведения, включающие формы, методы и приемы, адекватные образно-эмоциональной природе искусства, специфике песенного творчества автора и возрасту учащихся.

5. Историографический обзор, тематическая систематизация, анализ библиографических, в том числе публицистических материалов о Высоцком доказали, что 1990-е годы стали временем становления науки -«высоцковедение».

Структура и объём диссертации. Диссертация (181 с.) состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и трех приложений.

Подобные работы
Ликсина Елена Владимировна
Подготовка учителя к реализации эстетического воспитания в процессе обучения математике
Жаркова Ирина Анатольевна
Педагогические условия реализации личностных потенциалов школьников в познавательной деятельности
Иванова Нина Степановна
Развитие художественно-творческого потенциала школьников в системе непрерывного эстетического воспитания
Першина Жанна Александровна
Развитие творческого потенциала младших школьников средствами народного, декоративно-прикладного искусства (На примере народов Дальневосточного региона)
Мулявина Элеонора Александровна
Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников
Галиева Елена Владимировна
Дидактический потенциал физического образования в пропедевтике естественнонаучных знаний у младших школьников
Трыгуб Ирина Сергеевна
Лингвометодический потенциал народных сказок в обучении русскому языку как иностранному младших школьников
Шабанов Тимофей Николаевич
Проектирование и реализация процесса развития творчества учащихся при обучении математике в инновационном образовательном учреждении
Догоюсова Жанна Владимировна
Методика использования художественных средств обучения в целях совершенствования географической подготовки учащихся в процессе реализации регионально-национального компонента школьного географического образования (На примере общеобразовательных школ Якутии)
Ермошкина Галина Федоровна
Исторический подход и методика его реализации в процессе изучения географии России и географии Смоленской области

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net