Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Диссертационная работа:

Шишкина Надежда Михайловна. Методика преподавания русской литературы в 5-11 классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства - музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2005 243 с. РГБ ОД, 61:05-13/2139

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1 .Научно-теоретические основы методики преподавания 16

русской литературы в 5-11-х классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства -музыки

1.1.Проблемы взаимодействия литературы и музыки на уроках словесности

1.2.Психолого-педагогические условия изучения литературы с использованием смежного вида искусства - музыки в школах Удмуртской Республики

1.3.Роль искусства в воспитании учащихся удмуртской школы 46

1 АМетодические проблемы преподавания русской литературы в 5-11 классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства-музыки 87

Глава 2. Методы изучения русской литературы с использованием музыки в 5-11 классах школ Удмуртской Республики

2.1 .Содержание гуманитарного образования: традиции и перспективы 87

2.2.0рганизация и основные этапы опытно-экспериментальной работы по изучению русской литературы в удмуртской школе с использованием смежного вида искусства-музыки

2.3. Содержание опытно-экспериментальной работы 126

2.4.Результаты опытно-экспериментальной работы 166

Заключение 175

Библиографический список использованной литературы 179

Приложения 200 

Введение к работе:

Актуальность исследования

Обновление школьного курса литературы в наши дни связано с процессами гуманизации образования, вариативностью уровней учебного материала и профильной его дифференциацией. В связи с утверждением проекта нового стандарта литературного образования (2004 г.) перед учителями- словесниками и методистами поставлены сложные задачи: повышение эффективности уроков литературы, активизация творческих, интеллектуальных способностей учащихся, повышение их культуры, расширение и обогащение знаний, формирование эстетических чувств, нравственных ориентиров.

Возросшие требования к гуманитарному образованию в современных социокультурных условиях выявили необходимость модернизации содержания предмета литература, а также обусловили поиск новых педагогических технологий преподавания этой дисциплины.

Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин, а в национальной школе и с литературами народов России и других стран. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой... . На сегодняшний момент межпредметные связи школьных дисциплин и литературные взаимосвязи становятся основными условиями осуществления комплексного подхода в обучении. Установление органических взаимосвязей литературы и музыки не только обогащает и углубляет знания по обоим предметам, но и расширяет общеэстетический кругозор школьников, повышает интерес к изучаемым предметам.

Анализ состояния преподавания литературы в общеобразовательной школе позволяет актуализировать важную проблему взаимосвязанного изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла (литературы и музыки). Данная проблема видится нам наиболее сложной и недостаточно изученной. Необходимость ее решения побуждает к поиску путей формирования утонченно-грамотных читателей, способных к глубокому, осознанному и самостоятельному восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения.

В свете современной культурной ситуации мы наблюдаем среди молодежи явно одностороннее увлечение эстрадной музыкой и в силу того-отрицание классического наследия, являемся свидетелями организации неформальных групп и объединений. Общество волнует тревожные проблемы современной жизни: алкоголизм, потребительские настроения, наркомания, суицид, терроризм.

Современный школьник оказывается в сложном положении, не только из-за объема обрушившейся на него информации. Сегодня совершенно очевидно несовпадение нравственных уроков отечественной классики и сформировавшихся исподволь искаженных представлений о духовности, патриотизме, этике.

Сохраняется опасность «замены гуманитарного образования технократическим», когда «во главу угла ставится не воспитание личности, а изготовление винтика для государственной машины» (266.-С.25-27). Скорее всего «критическая ситуация в школьном изучении литературы сложилась не потому, что слаба методическая наука и дурны учебники, а потому, что законы, открытые методической наукой, не используются» (160.-С.21-24). Полная смена социальных и нравственных ориентиров в обществе сломала точки опоры в сознании подрастающего поколения. Отброшенная идеология страны социализма незамедлительно образовала вакуумы, которые потворствуют разрушению личности, и их, эти пробелы, пытаются заполнить либо религиозной проповедью, либо националистической пропагандой. Первая не имеет пока особого успеха. Вторая же довольно активно реализует агрессию, всегда появляющуюся при отсутствии высоких целей жизни.

Другая причина кризиса - уход от гуманистической культуры, вытеснение художественной культуры из школы. В русской культуре литература всегда занимала ведущее место. Однако век телевидения и других СМИ существенно изменили ситуацию.

Вместе с тем жизнь не отменяет нравственных требований к школе. XXI век открылся прямым и жестоким столкновением цивилизации и варварства. Терроризм не внешняя, а внутренняя опасность цивилизованных стран. Мы постоянно сталкиваемся с актами вандализма, немотивированных убийств, жестоких пыток, перед которыми бледнеют изобретения инквизиции. События, развернувшиеся 1 сентября 2004 г. в Северной Осетии, потрясли весь мир. Жертвами терракта оказались ни в чем неповинные дети.

Выход из кризисной ситуации, очевидно, состоит в выравнивании духовно-интеллектуального уровня развития людей в современном обществе, в сугубо внутреннем, а не только информационном приобщении каждого человека к основам мировой культуры. Между тем, проблема состоит в том, что дистанция между самим феноменом культуры и современным человеком продолжает увеличиваться. Поэтому

гуманитарное образование в современной школе приобретает роль спасательного круга, который культура бросает в водоворот современных конфликтов, раздирающих общество.

Оно помогает растущему человеку обрести ценностные ориентации, найти противоядие хаосу в гармонии, избавиться от агрессии в любви. Однако для того, чтобы это произошло, необходимы стройные программы, ориентированные на возраст ученика, развивающие его творческую активность; учебники, способные увлечь школьника; и учителя, дающие не только поток информации, но и помогающие ученикам личностно освоить ее.

Оттого сегодня как никогда возросла роль изучения курса литературы в школе. Этот предмет призван помочь в формировании ценностных ориентации ученика, его личностного отношения к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, себе самому. Несомненно, с приоритетным изучением курса словесности в учебной сфере ярко проступает вектор гуманитарных ориентиров в образовании в целом. И в этой связи сопоставление литературного произведения и его художественных интерпретаций в музыке может стать важным направлением школьной работы по литературе. Именно взаимосвязанное изучение литературы и музыки вносит между субъектами образования (учитель, ученик, содержание учебных дисциплин) диалогичный характер. Диалогичность - методологическая основа всего современного гуманитарного знания.

Уроки словесности, проводимые с использованием смежных видов искусства (литературы и музыки), направлены на преодоление «безликого удушающего однообразия» (Илина Р.У.) в преподавании и обладают огромными потенциальными возможностями для реализации идей педагогики сотрудничества, демократизации педагогического процесса, создания благоприятных условий для общения. Приобщая учащихся с помощью музыки к прекрасному, мы формируем нравственно-эстетический гуманистический идеал всесторонне развитой личности, учим видеть, чувствовать, понимать, творить красоту, развиваем художественный вкус, образное мышление.

Из самой ситуации возникает необходимость совершенствования методики проведения нестандартных форм уроков (в частности на основе синтеза литературы и музыки). Особенно важно это в удмуртской школе, чтобы повысить интерес учащихся к предметам эстетического цикла, помочь им расширить и углубить знания по литературе и музыке, сформировать интеллект выпускников сельских школ, чтобы воспитать в учащихся готовность к волевой, целеустремленной и продуктивной жизни. Все это определяет актуальность избранной темы исследования.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется двумя фактами: во-первых, теоретико-практической значимостью поиска межпредметных связей в педагогике и методике; во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы интегрированного изучения литературы с использованием музыки в удмуртской школе. Возникает необходимость поиска подходов, форм и приемов решения проблемы, теоретико-практического обоснования модели изучения литературы с использованием смежных видов искусства. Проблема привлечения на урок литературы музыки видится в достаточной степени актуальной и важной еще и в силу того, что она связана с дополнительными усилиями в приобщении ученика к культурологическому содержанию произведений, принадлежащих к разным видам искусства.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы научного исследования «Методика преподавания русской литературы в 5-11-х классах школ Удмуртской Республики с использованием смежного вида искусства - музыки». Степень разработанности проблемы.

Проблеме изучения содержания гуманитарных дисциплин, в том числе литературы, уделялось большое внимание как в общей педагогике (Ю.К. Бабанский, М.Н. Кузьмин, И.Я. Лернер), так и в методике преподавания русской литературы (Л.С. Айзерман, О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман, В.А. Никольский, М.А. Рыбникова). К проблеме изучения русской литературы как средству познания культуры народа обращались в методике преподавания русской литературы в школе с русским (неродным) языком обучения Н.Н.Вербовая, С.К.Бирюкова, В.А.Лимерова, И.Х. Майорова, Н.А.Мальцева, К.М. Нартов, Н.С.Русина, Р.З. Хайруллин, М.В. Черкезова и др.

Опора на принципы общности и национального своеобразия русской и удмуртской литератур, русской культуры и национальной этнокультуры (С.Т.Арекеева, З.А.Богомолова, Ф.К.Ермаков, А.Н.Уваров и др.) позволяет обогатить учебный процесс выявлением не только сходства или национального своеобразия изучаемых литератур, но и наполнить его более широким этнокультурным содержанием. Проблеме межпредметных связей гуманитарного цикла в школе посвящены работы дидактов и методистов Т.Г. Браже, Г.И. Беленького, А.Я. Данилюк, Н.В.Лекомцевой, С.А. Леонова, В.Г. Маранцмана, Н.С. Русиной и др., в которых осуществляется не только пересмотр содержания уроков литературы, но и поиски активного включения учащихся в совместное творчество.

Однако остается очевидным тот факт, что вопросы использования на уроках смежных видов искусства (литературы и музыки) в современной школе являются ещё недостаточно разработанными и ждут своего исследования. В ряде работ (Ю.Г. Ельцов, Н.М. Машенко, И.Г. Ревес, Н.М. Свирина, Ю.В.Серебрякова, Е.А. Тюрина, И.И. Чернова, И.Л. Шолпо и др.) представлен опыт использования литературных параллелей в общеобразовательном процессе. Но указанные источники не решают проблему межпредметных связей в её целостности и системности.

В педагогических условиях Удмуртии эта задача осложняется рядом объективных причин и наталкивается на следующие трудности:

- неразработанность содержания и структуры национально-регионального (этнокультурного) компонента в школьном курсе русской литературы;

- отсутствие детально разработанной методики изучения русской литературы с учетом принципа этнокультурной направленности и использования смежных видов искусства (литературы и музыки) в поликультурном регионе Удмуртии;

- слабая оснащенность школьных библиотек необходимой методической литературой;

- отсутствие фонотек и современных ТСО в сельских школах. Возникают противоречия:

- между возможностью использования уникального этнокультурного потенциала удмуртского народа для литературного образования и развития личности и отсутствием разработанных моделей его применения при изучении русской литературы в 5-11 классах;

- между традиционными подходами к преподаванию литературы и необходимостью создания новой системы, которая обеспечивала бы возможность эмоционально-образного постижения литературных произведений;

- между существующими авторитарными формами педагогических взаимоотношений преподавателя и учащегося и необходимостью создания подлинно демократических отношений в практике школьного образования с помощью использования смежных видов искусства (литературы и музыки).

Указанные трудности и противоречия привели к необходимости коррекции содержания предмета «Русская литература», потребовали выявления новых методических подходов к изучению литературы в удмуртской школе, суть которых состоит в использовании межпредметных связей.

Цель исследования: разработка методической системы изучения русской литературы в школах с русским (неродным) языком обучения с использованием смежного вида искусства - музыки, способствующей формированию гуманистических идеалов, становлению личности гражданина и обеспечивающей качественное образование.

Объект исследования: процесс изучения русской литературы с использованием смежного вида искусства - музыки в удмуртской школе.

Предмет исследования: методика изучения русской литературы с использованием смежного вида искусства - музыки.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой

обучение и литературное развитие школьников (восприятие, понимание, интерпретация) в процессе изучения литературы с использованием смежного вида искусства - музыки в общеобразовательной удмуртской школе будет осуществляться эффективнее, если преподавателем:

- в качестве одного из важнейших средств воспитания иобразованиянаряду с литературой будет применяться другой вид смежного искусства - музыка;

- учитываться психолого-педагогические и методические принципы использования межпредметных связей литературы и музыки;

- регулярно использоваться сравнительно-сопоставительные подходы в анализе художественного текста и осуществляться принцип этнокультурной направленности литературного образования.

Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо было решить следующие задачи:

- установить степень разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической, литературоведческой, искусствоведческой, и методической литературе и раскрыть на этой основе сущность, принципы межпредметных связей литературы и музыки в педагогической практике;

- выявить наиболее приемлемые в учебном процессе виды связи литературы и музыки;

- скорректировать программу по русской литературе для учащихся 5-11 классов школ Удмуртской Республики с целью реализации возможностей проведения уроков литературы с использованием смежного вида искусства - музыки, способствующей эстетическому развитию школьников;

- сформировать дополнительные знания в области музыки, литературоведческой терминологии и умения, способствующие

восприятию, пониманию и интерпретации литературного и музыкального произведений;

- выявить художественные произведения в курсе русской литературы, при изучении которых актуализация вопросов межкультурных связей наиболее продуктивна;

- теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемой системы использования в учебном процессе межпредметных связей литературы и музыки в общеобразовательной удмуртской школе. Методологической основой диссертационного исследования являются психолого-педагогические (И.Э. Бекешкина, А.В. Бодаков, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, Б.М. Теплов), искусствоведческие (Б.В. Асафьев, В.А. Васина-Гроссман, Д.Б. Кабалевский, Б.А. Кац, Е.А. Ручьевская) и методические (Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Е.Н. Колокольцев, Т.Ф.Курдюмова, Н.М.Свирина) идеи, отражающие процесс взаимосвязанного изучения литературы и музыки. Мы также опираемся на сформулированные учеными (В.М. Ванюшева, М.Н.Кузьмина, С.К. Семениной, М.В. Черкезовой) принципы диалога культур.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ трудов по философии, педагогике, психологии, культурологии, литературоведению, этнографии, этнопсихологии, этнопедагогике, по методике преподавания литературы в аспекте исследуемой проблемы; существующих программ, учебников и методических пособий по литературе и музыке; нормативных документов);

- эмпирические (изучение и обобщение собственного педагогического опыта и методических подходов других учителей-словесников к исследуемой проблеме; наблюдение за учащимися в процессе опытно-экспериментальной работы; беседы с учителями и учащимися, анкетирование; анализ календарно-тематических планов, устных и письменных ответов учащихся; сопоставление сведений, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов).

Экспериментальной базой исследования явились Старокаксинская, Большесибинская и Александровская средние общеобразовательные школы Можгинского района Удмуртской Республики. Экспериментом были охвачены учащиеся 5-11 классов, всего 265 человек.

Организация и этапы исследования Исследование проводилось с 1994 по 2004 гг. в четыре этапа.

Первый этап (1994 - 1997 гг.) - обзор и изучение психолого-педагогических, литературоведческих, искусствоведческих, методических трудов по исследуемой проблеме; выработка цели, задач и гипотезы исследования; определение методов и приемов экспериментального обучения; разработка диагностических заданий, подбор дидактического материала.

Второй этап (1998 - 1999 гг.) - анализ действующих программ и учебников; проведение констатирующего эксперимента в опорных школах; корректировка программы сопряженного изучения литературы и музыки а также с привлечением произведений удмуртских авторов; подготовка материала для опытного обучения (система заданий, конспекты уроков, подбор музыкальных фрагментов).

Третий этап (2000 - 2003 гг.) - проведение уроков русской литературы с использованием музыки по откорректированной программе в опорных удмуртских школах; обработка диагностических данных по итогам экспериментального обучения.

Четвертый этап (2004 г.) - теоретическое осмысление полученных результатов; оформление текста диссертации; выступления на конференциях; публикация методических рекомендаций по исследуемой проблеме.

Научная новизна исследования состоит в том, что: осуществлен отбор художественных произведений для курса русской литературы, при изучении которых наиболее продуктивна актуализация межпредметных связей словесного искусства с музыкой; научно обоснован и реализован на практике механизм использования музыки в процессе преподавания русской литературы с целью создания объединяющей учащихся эмоционально-образной атмосферы на уроке; определены научно-методические принципы корректировки содержания действующей программы по русской литературе в 5 - 11 классах школ Удмуртской Республики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: дан анализ научных исследований по психологии, педагогике и методике обучения русской литературе с опорой на музыкальные произведения; обоснованы теоретические подходы к проблеме обучения русской литературе учащихся - удмуртов с привлечением музыки; разработана методика использования межпредметных связей на уроках литературы в школах с русским (неродным) языком обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: разработана методическая модель изучения русской литературы в удмуртских общеобразовательных учреждениях с использованием межпредметных связей (литература и музыка); экспериментально опробована система уроков на основе взаимодействия русской, удмуртской, мировой литературы и музыкальных произведений русских, удмуртских и зарубежных композиторов; даны методические рекомендации для учителей по использованию литературно-музыкальных параллелей на уроках русской литературы по 5 темам (с 5-7), по 2 темам (с 8-9) и по 9 темам (с 10-11 классы); - на основе действующей программы по русской литературе (автор Т.Ф.

Курдюмова) разработан новый вариант программы для учащихся удмуртов 5-11 классов с использованием музыкальных сочинений;

Результаты исследования могут быть использованы учителями школ, лицеев, гимназий при подготовке к урокам литературы и во внеурочной работе; педагогами училищ, техникумов, вузов; методистами при разработке учебно-методических пособий и программ; применены в системе повышения квалификации работников образования.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; целенаправленным использованием литературоведческих, искусствоведческих, педагогических и методических данных; позитивными результатами проведенного эксперимента; опорой на собственную практику работы, а также на педагогический опыт учителей-словесников средних общеобразовательных школ Можгинского района Удмуртской Республики.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на Международной научно-практической конференции «VII Короленковские чтения», посвященной 125-летию пребывания писателя в г. Глазове (г.Глазов, 2004), на республиканской научно-практической конференции словесников-русистов «Проблемы филологического образования в национальной школе» (г.Ижевск, 2004), на заседаниях кафедр филологии, методики преподавания удмуртского языка и литературы ИПКиПРО УР, кафедры удмуртской литературы и литературы народов России УдГУ (г.Ижевск), на научно-практической конференции Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» («Пути реализации концепции развития национального образования» (г.Можга, 2001), на региональной педагогической конференции «Язык и общество» (ИПКиПРО УР, 2004), на семинарах словесников общеобразовательных удмуртских школ Можгинского района УР (1999-2003) на семинарских занятиях студентов филиала ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» в г. Можга. По теме диссертации опубликовано 3 статьи.

На защиту выносятся следующие положения: -1. Методика обучения русской литературе с использованием смежных видов искусства в удмуртской школе предполагает опору на три вида связи литературы и музыки, а именно: «музыкальные» страницы литературных произведений, литературное произведение в музыкальной интерпретации, связь литературного и музыкального произведений на образно-ассоциативном уровне.

2. В ходе изучения художественных литературных произведений с использованием смежного вида искусства - музыки - образовательный процесс должен быть расширен за счет введения культурологических сведений, что способствует углубленному восприятию, пониманию и интерпретации литературного произведения в целом.

3. Использование на уроках словесности различных интерпретаций литературных и музыкальных произведений и образов способствует лучшему пониманию художественных и музыкальных сочинений, выявлению их нравственно-этических основ.

4. Изучение литературы с использованием музыки активизирует творческую деятельность учащихся, помогает совершенствовать им устную и письменную речь.

Структура и объем диссертации. Диссертация (199 с.) включает в себя введение (13 с), две главы (71 с, 88 с), заключение (4 с), библиографический список использованной литературы (285 наименований), 5 приложений (44 с). Текст диссертации содержит 15 таблиц.

Подобные работы
Шарапова Нина Николаевна
Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы
Лотова Надежда Константиновна
Методика изучения регионального компонента в курсе литературы 11 класса в русскоязычных школах Республики Саха (Якутия)
Горбулинская Елена Ивановна
Изучение русской прозы XX века на уроках литературы в 11 классе школ Кабардино-Балкарской республики
Беньковская Татьяна Екимовна
Научные школы и направления в методике преподавания литературы XX века
Денисова Эмилия Ивановна
Теория и практика применения аудиовизуальных средств обучения в вузовском курсе "Методика преподавания русской литературы в национальной школе" (на материале национальных групп педвузов МССР)
Якименко Руслан Витальевич
Методика изучения поэзии "серебряного века" на уроках литературы в 11 классе средней школы
Цыплакова Татьяна Вячеславовна
Изучение современной русской литературы в 11 классе профильной школы на основе литературной преемственности
Жерготова Вера Егоровна
Методика изучения русской поэзии 20-30-х годов XX века в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой
Бурцева Светлана Семеновна
Методика изучения лирики Б. Пастернака в 11 классе якутской школы во взаимосвязи с родной литературой
Баранникова Татьяна Александровна
Изучение романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе средней школы

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net