Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Диссертационная работа:

Цилинко Александр Петрович. Музыкально-театральное воспитание в процессе развития эмоциональной сферы личности современного школьника : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2007 169 с. РГБ ОД, 61:07-13/1262

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Стр.

Введение 3

Глава 1. Развитие эмоционального мира личности

как психолого-педагогическая проблема 15

1.1 .Эмоциональная сфера в жизни и деятельности человека- 15

1.2. Художественное переживание в эмоционально-чувственном

постижении пространства культуры 28

Глава 2. Музыкально-театральное искусство

в эстетически-ценностном становлении личности 40

  1. Музыкальный театр как источник художественного переживания 40

  2. Концепция игры в осуществлении музыкально-театрального

воспитания 52

Глава 3. Осуществление музыкально-театрального воспитания

в системе дополнительного образования: организация и ход
опытно-экспериментального исследования
70

  1. Педагогические условия эффективности развития эмоциональной личности школьника в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания. Параметры и критерии уровней развития эмоциональной сферы личности школьника 70

  2. Подготовка и проведение констатирующего

и учебно-формирующего эксперимента 88

Заключение 153

Библиография 156

Введение к работе:

Актуальность исследования. Пространство культуры на современном историческом этапе развития человечества отличается техногенным типом, характерными чертами которого являются: рационализм, прагматизм, направленность технического прогресса на преобразование среды, природы, самого человека, удовлетворение его практических потребностей, что создает целый ряд серьезнейших проблем во взаимоотношениях человека с окружающим миром. Техногенный тип культуры направлен на покорение природы во имя личного или коллективного благополучия человека. Внешними регуляторами поведения становятся управление и подчинение, а внутренние регуляторы теряют личностно-ценностную направленность, опираясь на закон и норму.

А между тем важнейшим условием гармоничного существования человека в окружающем мире является его способность постоянно развиваться, воспринимать всю полноту связей человека и природы, вес тонкости общения между людьми, весь «спектр вариативных переживаний» (Л.Рожина), сопровождающих человека с момента его рождения и на протяжении всего жизненного пути. Для соблюдения этого условия необходимо, чтобы две сферы, составляющие целостность его духовного мира, - эмоциональная и интеллектуальная - находились в равновесии, в постоянном взаимодействии, позволяющем ему на протяжении всего жизненного пути целеустремленно и плодотворно осуществлять творческий процесс созидания и самосозидания.

Подавление эмоциональной сферы, характерное для современного исторического этапа развития культуры, несущее в себе активное преобладание прагматизма и рационализма над способностью чувствовать и ощущать все звуки и краски Вселенной, насаждающее абсолютизацию стандарта над духовно-ценностной составляющей, может оказаться губительным для человека как «творца и творения культуры» (М.Каган).

Таким образом, сегодня, когда проблема отчуждения и дегуманизации бытия воспринимается чрезвычайно остро, перед образованием выдвинута задача гуманизации как возможности противостоять существующим негативным тенденциям, преодолеть их, создать предпосылки для сохранения и приумножения духовного потенциала человеческой личности. Это определяет актуальность и значимость поиска путей, способных обеспечить человеку возможность постижения мира человеческих чувств, возможность ощутить, осмыслить все его богатство и обрести, благодаря этому, способность к пониманию, сопереживанию, сочувствию, диалогу с другим человеком, а, следовательно, и с окружающим миром.

Значительную роль в противостоянии негативным тенденциям современного этапа развития культуры играет искусство как специфический вид освоения и преобразования действительности, несущий в себе ряд социальных функций: познавательную, воспитательную, коммуникативную, эстетическую, эвристическую. Искусство открывает множество путей для развития эмоциональной сферы личности, приобщая ее к бесконечному духовному пространству, создаваемому человечеством на протяжении его многовековой истории. В пространстве искусства музыкальный театр занимает особое место как синтетический жанр, объединяющий в себе музыку, слово, движение, декоративное искусство, создающий сценическое пространство, с одной стороны значительно отличающееся от реальной действительности, а С другой, представляющее собой модель жизни, в которой герои обращаются к зрителю в поиске сочувствия, понимания, сопереживания, соучастия, является сильным

средством развития эмоциональной отзывчивости, восприимчивости к переживаниям другого человека, способности к эмпатии, одним из эффективных способов формирования эстетически-ценностного отношения к окружающему миру.

Приобщение ребенка к миру музыкального театра в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания, вовлечение его в художественно-творческую деятельность, раскрывающую творческий потенциал ребенка, позволяет создать благоприятную образовательную среду, в которой личность начинает восхождение к ценностям культуры

Степень научной разработанности проблемы. Рассматриваемая в диссертации проблема развития эмоциональной сферы человека как условие для формирования целостного духовного мира являлась предметом исследования в философии и культурологии, психологии и социологии, общей педагогике и педагогике искусства. На роль эмоций в становлении личности человека указывают мыслители древности и современные исследователи, писатели и поэты, актеры и музыканты, представители точных наук. В трудах Аристотеля и Платона, диалогах Сократа и размышлениях Плотина, трудах Б.Спинозы и Р.Декарта, афоризмах Г.Лихтенберга и Ш.Монтескье, в драматургии В.Шекспира и А.Чехова, прозе А.Цвейга и стихах ИАнненского, высказываниях Ф.Шаляпина и Г.Вишневской, А.Баталова и И.Смоктуновского, А.Эйнштейна и Н.Бора подчеркивается роль эмоций в творческой деятельности человека

Проблеме роли эмоций в жизни и деятельности человека посвящены многочисленные труды зарубежных (В Вундт, И.Грот, Д.Джеймс, К.Иззард, К.Ланге, А.Маслоу, П.Натан, Т.Рибо, Е.Синнот и др.) и отечественных (Б.Ананьев, П.Анохин, В.Белобородов, И.Васильев, Л.Выготский, О.Дашкевич,Б.Додонов, А Запорожец, В.Вилюнас, А.Леонтьев, К.Платонов, Я.Рейковский, С.Рубинштейн, О.Тихомиров, О.Черникова и др.) исследователей.

Роли эмоций в учебно-воспитательной деятельности также посвящено значительное количество научных трудов (О.Тихомиров, О.Клочко, А.Чебыкин, ПЛкобсон и др.). Психологии переживания в художественном развитии личности посвящены научные труды А.Малюкова, роли бессознательного в становлении музыканта - А.Тороповой, психологии исполнительской деятельности - А. Бочкарева, Г.Цыпина, эмоциональному и интеллектуальному освоению музыкальных стилей -А.Николаевой. Формированию личности в эмоциональном и интеллектуальном постижении национальной культуры - труды Т.Мариупольской и А.Юдина, ее духовному становлению в процессе восхождения через сопереживание к эстетически-ценностному осмыслению и оценке музыкального искусства и образования - работы А.Щербаковой.

Л.Рожина и представители ее школы изучают психические особенности художественного познания. Проблему развития творческих способностей в его взаимосвязи с эмоциональным восприятием и эмоциональной отзывчивостью ребенка рассматривают; Ю.Азаров, А.Алейников, М.Афасижев, В.Белова, Б.Березовский, Х.Василькович, Н.Ветлугина, ДГоворун, Э.Голубева. Значение переживания как фундаментального фактора в обретении гуманитарной культуры подчеркивает в своих работах Ю.Шор. Проблему влияния театрального искусства на становление творческих способностей школьников представляют в своих работах: О.Грачева, А.Ершова, Ю.Куликов, А.Мазаев, В.Максимов, И.Малахова, А.Михайлова, В.Мышкинаидр.

Однако, несмотря на значительное число работ, посвященных различным сторонам проблемы развития эмоциональной сферы личности, острота ее в современной социокультурной реальности, а также существующая определенная недооценка данной проблемы в практике современного образования обусловливают поиск эффективных путей, способствующих преодолению существующих негативных тенденций, что диктует необходимость в продолжении и расширении сферы исследований в этой области.

Объект исследования - процесс развития эмоциональной сферы личности современного школьника.

Предмет исследования - процесс развития эмоциональной сферы личности школьника при осуществлении музыкально-театрального воспитания.

Цель исследования - выявление научно обоснованных и действенных способов и методов развития эмоциональной сферы школьника в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания.

Поставленная цель обусловила следующие задачи: выявление роли эмоциональной сферы в жизни и деятельности человека; изучение и анализ возрастных психологических особенностей формирования и развития эмоциональной сферы ребенка; анализ способов воздействия искусства на формирование внутреннего «Я» школьника; разработка критериев и параметров уровней развития эмоциональной сферы школьника; выявление способов и методов, максимально эффективных для процесса развития эмоциональной сферы школьника; проведение опытно-экспериментальной работы по изучению развития эмоциональной сферы личности школьника в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания; анализ и статистическая обработка полученных результатов.

Гипотеза исследования состоит в следующем: 1.Проблема гуманизации образования, являющаяся одной из наиболее актуальных на современном этапе исторического развития общества, может быть успешно решена только в случае создания педагогических условий, способствующих формированию целостной личности, в духовном мире которой органично взаимодействуют и эмоциональная, и интеллектуальная сферы.

2.Процесс развития эмоциональной сферы личности школьника способствует формированию у него эмоциональной отзывчивости на явления, происходящие в окружающем мире, рождению чувства сопереживания, сопричастности, эмпатии, создавая мотивацию для взаимобогащающего диалога как стиля жизни и деятельности.

3.Значительную роль в процессе развития эмоциональной сферы личности школьника играет приобщение его к миру искусства, вовлечение в художественно-творческую деятельность, активизирующую его творческий потенциал и формирующее в нем эстетически-ценностное отношение к окружающему миру, что позволяет раздвигать рамки жизненного опыта детей, открывая им бесконечные возможности для познания и самопознания.

4.Осуществление музыкально-театрального воспитания в системе дополнительного образования, базирующееся на концепции сотворческой игры как фактора духовного становления личности, способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности, самостоятельности в принятии решений, креативности, формированию постоянной потребности в творческой деятельности, стремлению к идеалам Красоты и Добра.

5.Эффективность процесса развития эмоциональной сферы школьника при осуществлении музыкально-театрального воспитания может быть достигнута только в том случае, если педагог-воспитатель базируется в своей работе на принципе диалога, ценностного взаимодействия со своими учениками, обладает способностью чувствовать, понимать, анализировать особенности духовного мира каждой развивающейся личности, знает действие механизмов, открывающих шлюзы творческой активности школьника, и умеет с их помощью осуществлять целенаправленное воздействие на существующую психологическую реальность.

Методологическую основу исследования составляют работы, освещающие философские, психологические, культурологические, социологические аспекты творческой реализации личности в пространстве культуры.

Теоретической основой исследования явились научные труды, посвященные, философскому обоснованию процесса духовного становления личности человека (Аристотель, М.Бахтин, А.Бергсон, П.Гуревич, М.Каган, Н.Киященко и др.); исследованию эмоциональных особенностей формирования личности (В.Вилюнас, К.Иззард, И.Юсупов, ПЛкобсон и др): природе художественной одаренности (Г.Альтшуллер, Б.Березовский, Н.Ветлугина, А Сараскина, Б.Теплов и др.); роли переживания в становлении личности человека (Б.Ананьев, А.Леонтьев, А.Малюков, Ж.Пиаже, Л.Рожина, С.Рубинштейн, Ю.Шор и др.); психологии искусства (Л.Выготский, В.Дружинин, Б Мейлах, и др.); значимости искусства как способа постижения бытия (Б.Асафьев, Л.Выготский, Б.Покровский, Ю.Ракс, С.Раппопорт и др.); психологии творчества (А.Мелик-Пашаев, В.Ражников, Г.Тарасов, А.Торопова и др.); проблемам музыкального восприятия (Г.Иванченко, В.Медушевский, Е.Назайкинский, А.Соколов, Г.Цыпин и др.); концепции игры, ее роли в процессе развивающего обучения, влиянию актерского творчества на процесс духовного становления личности школьника (Л.Выготский. Л.Грачева, А.Михайлова, В.Мышкина, Л.Ретюнских, Н.Сац, Д.Эльконин и др); эмоциональным механизмам личностного и творческого развития (В.Белова, Я.Григорович, В.Данилова К.Иззард, В.Кан-Калик, В.Лейбсон, Ю.Фохт-Бабушкин и др.); роли эмоций в осуществлении развивающего обучения в педагогике искусства (НАнуфриева, Т.Воронова, Р.Гжибовская, Т.Житенева, А.Каузова, Е.Красовская, Т.Мариупольская, Е.Мелешкина, А.Николаева, Г.Цыпин, А.Юдин и др.), роли педагога в эстетически-ценностном становлении личности школьника (Э.Абдуллин, О.Зимина, В.Сластенин, А.Щербакова и др.).

База исследования: Детский Музыкальный Театр им. Н.И.Сац, Московский педагогический государственный университет, ГОУ КМТИ (Колледж музыкально-театрального искусства) № 61.

Методы исследования: анализ различных направлений философской,
психологической, культурологической, социологической мысли, новых течений в
общей педагогике и педагогике музыкального образования, освещающих проблемы
развития эмоционального мира личности; изучение трудов, раскрывающих роль
художественного творчества в эмоциональном развитии личности ребенка;
педагогическое наблюдение и педагогические беседы; анкетирование и
интервьюирование учащихся, педагогов и родителей, разработка методов

диагностики, параметров и критериев уровней развития эмоциональной сферы личности школьника; проведение констатирующего и учебно-формирующего экспериментов; качественный анализ и статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на протяжении 1996 -2006 гг. Условно его можно разделить на три этапа:

Первый этап (1996-2001 гг.) можно рассматривать одновременно как базово-фундаментальный и предварительный, так как на этом этапе проводилась подготовка к организации констатирующего и учебно-формирующего эксперимента, включающая в себя: выдвижение и всестороннее изучение поставленной проблемы; анализ широкого круга научных трудов, освещающих различные ракурсы этой проблемы; определение понятийно-категориального аппарата исследования; выдвижение гипотезы; формулировку положений, выдвигаемых на защиту.

На первом этапе исследования проводились беседы, интервьюирование и анкетирование учащихся, педагогов, родителей для выявления актуальности и своевременности поставленной проблемы. В анкетировании и интервьировании на первом этапе исследования приняло участие более 300 человек.

Второй этап исследования - основной (2002-2005 гг.) был посвящен разработке хода и содержания опытно-экспериментальной работы, определению основных целей, задач и способов их решения, организации и проведению констатирующего, учебно-формирующего и дублирующего экспериментов. На основном и дублирующем этапе исследования количество участников эксперимента составило более 100 человек.

Третий этап исследования (2006 г.) - заключительный. На этом этапе проводился качественный анализ и статистическая обработка полученных результатов, формулировались выводы и рекомендации, направленные на развитие эмоциональной сферы личности ребенка в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания.

Научная новизна исследования заключается в том, что: выявлена острая актуальность и значимость проблемы развития эмоциональной сферы личности в гуманизации современного образовательного процесса; определена роль музыкально-театрального воспитания в процессе развития эмоциональной сферы личности школьника; сформулированы основные принципы осуществления музыкально-театрального воспитания в системе дополнительного образования.

Теоретическая значимость работы определяется: разработкой методики диагностирования уровней развития эмоциональной сферы личности школьника; определением параметров и критериев диагностики уровней развития эмоциональной сферы личности школьника; разработкой научно обоснованных способов и методов, составляющих экспериментальную технологию развития эмоциональной сферы личности школьника в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания.

Практическая значимость работы заключается в возможности: использования методики диагностики уровней развития эмоциональной сферы личности школьника в практической деятельности современных педагогов; внедрения экспериментальной технологии музыкально-театрального воспитания в систему дополнительного образования; использования способов и методов развития эмоциональной сферы личности школьника для осуществления гуманизации и совершенствования современного образовательного процесса.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1 .Современная социокультурная ситуация, обусловленная техногенным характером культуры, характерным для данного исторического этапа развития человечества,

создает острую потребность в гуманизации системы образования, поиске новых подходов к духовному становлению целостной личности, гармонично сочетающей в себе эмоциональное и интеллектуальное начала и способной противостоять негативным тенденциям современного социума.

2.Осуществление музыкально-театрального воспитания в системе дополнительного образования, вовлекающее учащихся в процесс художественного творчества, является одним из способов гуманизации образования, способствуя динамичному и целенаправленному развитию эмоциональной сферы личности школьника, формируя у него эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, соучастию, эмпатии.

3 Повышение эмоциональной отзывчивости в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания в системе дополнительного образования обусловливает возникновение потребности в творческой деятельности, стимулирует познавательный интерес, познавательную активность школьника, способствует возникновению художественного переживания, вовлекает в процесс творческого взаимодействия с учителем, учениками, окружающим миром, создавая предпосылки для самореализации и самоактуализации в дальнейшей жизнии деятельности. 4.Вовлечение в художественно-творческую деятельность в процессе осуществления музыкально-театрального образования способствует эстетически-ценностному становлению личности школьника, приобретению им культурно-исторического опыта, постижению ценностей национальной и мировой художественной культуры. 5.Формирующееся в процессе осуществления музыкально-театрального образования эстетически-ценностное отношение к окружающему миру создает предпосылки для избирательности в сфере духовной деятельности, обусловливает ее направленность и содержание, умение самостоятельно и объективно оценивать окружающую действительность и адекватно реагировать на нее.

6.Развитие эмоциональной сферы личности школьника в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания в сфере дополнительного образования способствует личностной идентификации, строительству индивидуального духовного мира, отражающего уникальную сущность человека.

7.Развитая эмоциональная сфера, полученные и осмысленные в процессе музыкально-театрального воспитания представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, эстетическом и этическом идеалах способствуют социализации школьника, открывают ему возможности для коммуникации, общения во взаимообогащающем диалоге с другими культурными мирами.

Апробация исследования и внедрение результатов работы осуществлялись в научных публикациях автора, обсуждались на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ и межвузовских конференциях. Конкретные рекомендации и методические установки, отработанные в ходе исследования, внедрялись в практической деятельности в рамках опытно-экспериментальной работы.

Достоверность исследования обеспечена: соответствием методов исследования поставленной цели и задачам; анализом широкого круга изучаемых научных источников (философских, психологических, культурологических, социологических, искусствоведческих, педагогических); апробацией выдвинутых положений в практической деятельности в процессе проведения опытно-экспериментальной работы.

Структура исследования.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, содержащей научные труды по теме исследования и приложения, в котором представлены фрагменты сочинений, использованных в процессе проведения опытно-экспериментальной работы.

Подобные работы
Богданова Тамара Карловна
Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидиактических игр (на материале обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе с расширенным музыкальным воспитанием Латвийской ССР)
Пахомова Юлия Анатольевна
Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры
Коханик Наталья Александровна
Нравственно-эстетическое воспитание школьников в процессе иллюстрирования сказок регионов России (На материале сказок Орловской губернии)
Махаев Руслан Абдулкагирович
Художественное воспитание младших школьников в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства (В городских многонациональных школах Дагестана)
Нагибина Анна Васильевна
Гуманистическое воспитание младших школьников в процессе их приобщения к культурной среде города
Собянина Ирина Витальевна
Социализация младших школьников в процессе художественного воспитания в гуманитарном центре по месту жительства
Елисеева Полина Александровна
Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте
Попов Виктор Иванович
Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938-1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников
Петрикова-Агафонова, Софья Олеговна
Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России
Пестова Светлана Юрьевна
Развитие компетентности учащихся в сфере познавательной деятельности на основе обобщения понятия величины в процессе обучения информатике в основной школе

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net