Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Диссертационная работа:

Богданова Тамара Карловна. Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидиактических игр (на материале обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе с расширенным музыкальным воспитанием Латвийской ССР) : ил РГБ ОД 61:85-13/200

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3-II

Глава I. ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА И ЕГО РАЗВИТИЕ.. 12-60
I. Структура понятия музыкального ритма и чув
ства ритма как способности 12-25

2. Анализ основных систем развития чувства му
зыкального ритма 25-41

3. Психолого-педагогические основы методики

развития чувства ритма у младших школьников

в процессе музыкально-дидактических игр.... 41-60

Глава П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВА
НИЕ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬ
НИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ
ИГР 61-108

I. Задачи и организация исследования. Конста
тирующее обследование учащихся 61-66

2. Формирование навыков эмоционально-осознанного исполнения ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр.... 66-92

3. Контрольные срезы и итоги экспериментально
го исследования 92-108

ВЫВОДЫ I09-III

БИБЛИОГРАФИЯ II2-I27

ПРИЛОЖЕНИЯ 128-144

Введение к работе:

Актуальность темы. В документах КПСС и Советского правительства большое внимание уделяется эстетическому воспитанию подрастающего поколения, как важной составной части коммунистического воспитания. В Конституции СССР говорится, что в период развитого социализма наше государство "... ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности" (Конституция СССР, статья 20). Важное значение приобретает сфера приобщения людей к духовным ценностям, искусству, в частности, музыкальному. Активно воздействуя на воспитание чувств, музыка способствует духовному обогащению и формированию мировоззрения подрастающего поколения. Являясь предметом эстетического цикла, музыка раскрывает широкие возможности для нравственно-эстетического воспитания детей, целенаправленного развития их творческих задатков. Эти возможности реализуются в процессе школьной и внешкольной работы с учащимися.

Особую актуальность в этом плане приобретают в настоящее время общеобразовательные школы с расширенным музыкальным воспитанием школьников. Основная цель этих школ - подготовка активных слушателей и пропагандистов музыкального искусства. Расширенное музыкальное воспитание учащихся включает в себя знакомство с лучшими произведениями музыкального искусства, хоровое пение, изучение основ теории музыки, а также индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах, в том числе - на фортепиано.

Игра на фортепиано требует развития целого комплекса

4 музыкальных и общих способностей: чувства музыкального ритма, звуковысотного слуха, музыкально-слуховых представлений, памяти, мышления, воли, а также ряда двигательных способностей. Успешность занятий, в частности, определяется уровнем развития чувства музыкального ритма.

Ритм - важное средство музыкальной выразительности. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром (В.К.Белобородова, Н.А.Ветлугина, В.В.Меду-шевский, Е.А.Назайкинский, А.Л.Островский, Л.А.Мазель, В.Н. Холопова, В.А.Цуккерман).

Чувство музыкального ритма понимается в психологии как "способность активно переживать (отражать в движении) и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения" (Б.М.Теплов). Наряду со звуко-высотным слухом, чувство ритма является первостепенным в комплексе музыкальных способностей. Изучение музыкальной деятельности позволяет выделить составляющие эту способность компоненты: чувство темпа, чувство размера (метра) и чувство соотношения длительностей (ритмического рисунка). Онтогенетическая структура чувства музыкального ритма формируется у детей в следующей последовательности компонентов - чувство темпа, чувство метра, чувство ритмического рисунка (Л.А.Вен-гер, К.В.Тарасова).

В фортепианной педагогике развитие чувства ритма является одной из наиболее важных и сложных проблем. В последние годы и десятилетия эта проблема являлась предметом внимания

5 многих авторов музыкально-педагогических трудов. В них рассматривались вопросы исполнительского ритма (Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз, С.А.Савшинский, СЕ.Фейнберг), развитие чувства ритма в процессе обучения игре на фортепиано (А.Д.Алексеев, Г.П.Прокофьев, Г.М.Цыпин), особенности развития чувства ритма на начальном этапе обучения игре на фортепиано (Л.А.Баренбойм, М.И.Лерман, Б.Е.Ми-лич, В.Л.Михелис, Г.М.Цыпин). В то же время в фортепианной педагогике до настоящего времени не сложилась общепринятая, научно обоснованная методика развития этой способности. Полностью не изученной остаётся проблема развития чувства ритма у младших школьников, начинающих пианистов в общеобразовательной школе с расширенным музыкальным воспитанием. Не выявлены возможности использования для развития этой способности различных видов музыкальных игр, а также творческих проявлений учащихся при игре на фортепиано.

Хорошо развитое чувство музыкального ритма предполагает умение исполнителя найти художественно верное, эмоционально-образное исполнение ритмической стороны музыкального произведения при соблюдении схематической записи ритма.

Существует мнение некоторых музыкантов-педагогов, на что указывают Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, Г.П.Прокофьев и др. о том, что чувство ритма врождённое и почти не развиваемо. Однако другие психологи, а также музыканты-педагоги доказывают, что при определённой методике работы, в основе которой является движение под музыку, чувство ритма успешно развивается (Н.А.Ветлугина, Э.Жак-Далькроз, К. Орф, М.Л.Палавандишвили, К.А.Самолдина, Б.М.Теплов). Мы в своём исследовании придерживаемся именно этого утверждения.

В психологии, педагогике, а также музыкальной педагоги-

ке определено важное значение детской, музыкальной и музыкально-дидактической игры для развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста "главнейших психических процессов", формирования основных музыкальных способностей, в том числе чувства ритма, возникновения и реализации творческих

проявлений . Это позволило обосновать выбор формы музыкально-дидактической игры для развития чувства ритма у младших школьников в нашем исследовании в "широком смысле". Конкретизируя сущность содержания этих игр, мы определили их сю-жетно-ролевой аспект, который, согласно мнению А.Н.Леонтьева, характерен возрастным особенностям младших школьников и выражается игрой-драматизацией, игрой-фантазией. Игра становится произвольньм "творческим построением, руководимым тем или иным исходным представлением ребёнка" и открывает возможность перехода игровой деятельности к продуктивной, эстетической. Накоплен определённый практический опыт использования музыкально-дидактических игр и отдельных моментов творческих проявлений для развития у учащихся чувства ритма при обучении игре на фортепиано (Л.А.Баренбойм, Э.Башич, Я. Достал, М.И.Лерман, Д.Маркевич, Е.Миллерова и др.). Однако, работа по развитию этой важной способности у младших школьников в массовой практике обучения игре на фортепиано направлена в большинстве случаев на формальное моделирование длительностей звуков и их различных сочетаний, то есть ритмического рисунка. Слабое развитие пианистического аппарата детей и вследствие этого отсутствие необходимой двигательной опоры для развития чувства ритма не обеспечивает возможности

Творческие проявления понимаются в нашем исследовании как элементарное сочинение, импровизация, подбирание по слуху, игра в ансамбле на фортепиано.

7 "прочувствования", "переживания" и тем самым эмоционально-осознанного освоения выразительности музыкального ритма и, в первую очередь, таких важных его компонентов, как темп и метр. В результате, младшие школьники на начальном этапе обучения игре на фортепиано осваивают лишь один компонент музыкального ритма - ритмический рисунок. Вследствие этого нарушается структура чувства ритма как музыкальной способности и последовательность формирования составляющих её компонентов в онтогенезе, то есть чувства темпа, чувства метра, чувства ритмического рисунка. По нашему мнению, это является важной причиной устойчивых, широко распространённых ритмических ошибок при исполнении учащимися музыкальных произведений.

В фортепианной педагогике вопрос развития чувства ритма с точки зрения учёта онтогенетической последовательности формирования составляющих ритм компонентов не рассматривался и не получил должного освещения.

Предмет нашего исследования - процесс развития чувства ритма у младших школьников при обучении игре на фортепиано. Без целенаправленной работы по формированию чувства ритма эта способность не получает полноценного развития, которое определяется умением художественно верно исполнять ритмическую сторону музыкального произведения, раскрыв тем самым выразительное значение ритма.

Цель работы заключалась в разработке методики развития чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр с сюжетно-ролевым аспектом.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о всестороннем, гармоническом развитии личности, роли и значении формирования в деятельности

8 способностей и творческих задатков всех членов общества.

Исследование опирается на положения современной психологической науки в области теории развития способностей, учение музыкознания о ритме, выводы психологии, педагогики и музыкальной педагогики о детской и, в частности, музыкальной игре, методы и приёмы развития чувства ритма в фортепианной педагогике, рассмотренные в работах А.Д.Алексеева, Л.А.Ба-ренбойма, В.К.Белобородовой, Л.С.Венгера, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, А.Б.Гольденвейзера, Э.Жак-Далькроза, А.В.Запорожца, Л.А.Мазеля, В.В.Медушевского, Е.А.Назайкинского, К. Орфа, К.К.Платонова, Г.П.Прокофьева, Л.С.Рубинштейна, И.В. Способина, К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова, А.П.Усовой, В.Н.Холо-повой, В.А.Цуккермана, Г.М.Цыпина.

В качестве гипотезы мы приняли следующее: Эмоционально-осознанное освоение ритма необходимо осуществлять с учётом последовательности формирования структурных компонентов чувства музыкального ритма в онтогенезе: чувства темпа, метра, ритмического рисунка. Эффективность формирования навыков исполнения компонентов ритма у младших школьников может быть достигнута, если в процесс обучения игре на фортепиано включать музыкально-дидактические игры с сюжетно-ролевым аспектом, которые обеспечивают дополнительную двигательную опору и активизируют творческие проявления детей.

В ходе исследования решались следующие задачи:

определить теоретические предпосылки проблемы развития чувства ритма у младших школьников;

разработать методику развития чувства ритма у учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано;

исследовать возможности формирования у детей чувства ритма на основе разработанной методики;

- выявить условия формирования у младших школьников
фортепианных навыков исполнения компонентов ритма.

Решение поставленных задач осуществлялось следующими методами:

- теоретический анализ научно-методической литературы
по исследуемой проблеме;

- изучение школьной практики и опыта работы учителей;
-' экспериментальная работа, которая включала констати
рующий и формирующий этапы исследования.

Экспериментальное исследование проводилось в I976-I98I гг. с учащимися младших классов (1-2 классы) общеобразовательных школ с расширенным музыкальным воспитанием № 13 г. Даугавпилса и школы-интернат № 3 г. Риги Латвийской ССР. Экспериментальная группа состояла из 40 учащихся, контрольная - из 50.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Методику развития чувства музыкального ритма у младших школьников следует разрабатывать с учётом последовательности формирования компонентов этой способности в онтогенезе: чувства темпа, метра, ритмического рисунка.

  2. Формирование у детей навыков эмоционально-осознанного исполнения компонентов ритма возможно в результате использования музыкально-дидактических игр с сюжетно-ролевым аспектом, которые обеспечивают эффективную дополнительную двигательную опору в виде движения под музыку и способствуют активизации творческих проявлений младших школьников.

  3. Разработанная нами методика оказывает положительное влияние на становление начальных фортепианных движений, активизирует творческую деятельность детей и способствует общему музыкальному развитию учащихся.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем дано обоснование целесообразности развития чувства музыкального ритма у младших школьников при обучении игре на фортепиано с учётом формирования последовательности составляющих структуру этой способности компонентов в онтогенезе: чувства темпа, метра, ритмического рисунка; разработано и экспериментально проверено содержание видов музыкально-дидактических игр с сюжетно-ролевым аспектом по развитию чувства ритма; установлено, что эти игры обеспечивают эффективную дополнительную двигательную опору для развития чувства ритма и учёт структурной онтогенетической последовательности формирования данной способности; выявлены возможности использования творческих проявлений младших школьников для более успешного развития чувства музыкального ритма и становления пианистического аппарата учащихся.

Практическая значимость исследования представляется в разработке методики развития чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр с сюжетно-ролевым аспектом, которые могут быть применены при обучении игре на фортепиано в общеобразовательных школах с расширенным музыкальным воспитанием, в детских музыкальных школах, на уроках музыки и во внеклассной работе общеобразовательных школ.

Апробация основных положений диссертации осуществлялась в ходе экспериментально-опытной работы в общеобразовательных школах с расширенным музыкальным воспитанием Латвийской CGP; выступлениях автора на семинарах учителей музыки общеобразовательных школ с расширенным музыкальным воспитанием, а также педагогов-пианистов детских музыкальных школ и музыкальных училищ Латвийской GCP; обсуждения на научно-теоретичес-

ких конференциях (г.Фрунзе, 1980; г. Даугавпилс Латвийской ССР, 1980, 1982); публикации статьи (г. Рига, 1981).

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии, приложений. Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, формулируется гипотеза, определяются задачи и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе "Чувство ритма и его развитие" рассматривается сущность понятия музыкального ритма, чувства ритма и его структуры, как одной из важных музыкальных способностей, даётся анализ основных систем развития чувства ритма в музыкальной педагогике, в частности, при обучении игре на фортепиано, определяются психолого-педагогические основы методики развития чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр.

Во второй главе "Экспериментально-педагогическое исследование развития чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр" приводятся результаты констатирующего обследования детей до начала занятий, раскрывается методика формирования навыков эмоционально-осознанного исполнения компонентов ритма у детей в процессе музыкально-дидактических игр с сюжетно-ролевым аспектом, анализируются полученные в ходе исследования результаты. В заключении даются выводы и формулируются методические рекомендации.

Подобные работы
Сударчикова Лилия Геннадиевна
Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано (На материале учебных занятий в детской школе искусств)
Ким Ми Енг
Содержание начального обучения игре на фортепиано в детских музыкальных школах и колледжах Республики Корея (На материале Российской фортепианной школы)
Чертовской Алексей Николаевич
Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано (На материале учебной работы с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста)
Аврамкова Ирина Семеновна
Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано : на материале современных учебно-методических пособий
Ибрагимов Гасан Гасанович
Музыкальный фольклор как средство активизации развития чувства музыкального ритма у младших школьников
Обухова Елена Евгеньевна
Обучение русскому языку как иностранному на материале текстов с языковой игрой (лексическая многозначность)
Кривова Вера Александровна
Применение учебных деловых игр при обучении математике в основной школе (На примере изучения геометрического материала)
Красильников Игорь Михайлович
Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах)
Славская Анна Васильевна
Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано
Перегудова Кира Леонидовна
Формирование интереса к музыке у школьников подросткового возраста в процессе начального обучения игре на фортепиано

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net