Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Диссертационная работа:

Петрикова-Агафонова, Софья Олеговна. Развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания : На материале выставочных проектов в музеях Германии и России : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 2005. - 165 с. : ил.

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Глава 1. Теоретические и практические исследования значения музейной культуры учащихся в эстетическом воспитании в музеях Германии и России.

1. Философские, педагогические, психологические и историко-культурные аспекты музейной

культуры стр. 12

2. Структурно-функциональный анализ выставочных проектов

как условия развития музейной культуры учащихся стр. 30

Глава 2. Образовательные выставочные проекты в Государственной Третьяковской галерее как условие эстетического воспитания учащихся.

1 .Методика исследования развития музейной культуры
учащихся в процессе реализации выставочных проектов
образовательного характера стр. 97

2.Результаты экспериментальной проверки педагогической
эффективности выставочных проектов «Русская зима. Праздники и забавы»
и «XX век в мастерской художника. Диалоги» стр. 108

Заключение стр.149

Список литературы стр. 153

Введение к работе:

систематичность в организации посещения экспозиции. Однако на

практике музей не может охватить всех учащихся системой цикловых

занятий. Разрешить эту проблему позволяют выставочные проекты

образовательного характера, которые, как концентрированное музейное

пространство, позволяют выстроить систему работы в рамках

эстетического воспитания учащихся.

Современное общество характеризуется формированием новой парадигмы глобальных отношений, связанной с диалогом культур и цивилизаций, поэтому все более актуальной становится проблема изучения зарубежного опыта и создание условий для взаимообогащающего сотрудничества.

Взаимодействие немецкой и российской педагогики имеет не только прочные исторические корни, но и перспективы дальнейшего развития, так как очевиден обоюдный интерес друг к другу. В настоящее время образовательный процесс как в Германии, так и в России находит свое выражение в индивидуализации и дифференциации образования. Это предполагает гибкость и динамичность учебных программ, возможность их варьирования в соответствии с требованиями и изменяющимися условиями социально-экономической среды, а также конкретными интересами учащихся.

Взаимный интерес России и Германии обусловлен давними историческими связями. Явственной тенденцией конца XX века стало активное сближение двух стран, особенно в образовательной и культурной сферах (масштабные проекты «Москва-Берлин 1900-1950» (1996), «Москва-Берлин 1950-2000» (2003), фестивали искусства Россия-Германия (2002-2004) и др.). Особая роль в этом процессе принадлежит художественному музею как институту общения и взаимодействия различных культур, который способен не только «погружать» зрителя в

культуру прошлого, но и связывать ее с ценностями текущего времени. Именно это качество и придает ему особую значимость в образовательном процессе.

Одной из задач как школы, так и музея является воспитание творческой личности всеми имеющимися у них средствами. Немецкие и российские специалисты в области музейной педагогики осознают, что для успешной реализации этого процесса необходимо развивать эстетические представления школьного учителя и его учеников, эффективно организовывать процесс освоения ими музейных ценностей, формировать интерес к музею до уровня потребности в систематическом включении в музейную коммуникацию.

Стратегия развития современного общества во многом определяется уровнем владения информацией. Это относится как к техническим, так и к гуманитарным наукам. Расширение диапазона образовательных услуг художественной педагогики требует от учителя профессиональной мобильности, освоения современных форм эстетического воспитания.

Педагогу, чтобы успешно развивать творческие способности своих учеников, необходимо быть в курсе современной художественной жизни. На сегодняшний момент выставки в художественных музеях содержат очень большой образовательный потенциал как по заявленным темам, так и по способу презентации. Систематическое посещение выставок не только расширяет информационное поле учителя и его учеников, но и развивает их музейную культуру, формирует творческое мышление, позволяет увидеть разнообразие экспозиций, возможности межмузейных и междисциплинарных связей, почувствовать общую тенденцию развития мировой культуры.

Особое значение среди выставок, посещаемых школьным учителем со своими учениками, имеют образовательные выставочные проекты, подготовленные музейными педагогами с учетом интересов учащихся и

психологии восприятия искусства. Потребность в таких специализированных проектах возрастает, так как именно они позволяют преодолеть ряд ограничений и недостатков других форм работы с детьми на постоянных экспозициях, рассчитанных на массового зрителя, создают специальные условия для целенаправленного эстетического развития ребенка и профессионального роста педагога.

В диссертации впервые поставлена проблема развития музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания на материале выставочных проектов в музеях Германии и России. Особое внимание в работе уделено анализу деятельности немецких и российский специалистов по формированию образовательных концепций выставочных проектов и проверки их практических результатов.

Долгое время проблема развития музейной культуры учащихся связывалась, главным образом, с овладением языком изобразительного искусства, прежде всего с умением постичь его образный строй. Однако для того, чтобы музейная информация воспринималась не элементарно, а достаточно глубоко, необходимо учить пониманию специфики языка музея, образного строя экспозиции, умению оценивать музейные предметы в широком контексте, с общественно-исторических позиций, с точки зрения таких специфических музейных понятий, как мемориальность, редкость, типичность, собственно эстетическая ценность и т.д.

Актуальность данного направления диссертационного исследования обусловлена несколькими факторами.

-Теория и практика выставочных проектов для детей как сфера реализации образовательной функции музея рассматривалась отечественными специалистами только эпизодически. Накопленый значительный практический опыт в области выставочных проектов образовательного характера (начиная с 1960-х годов) как в Германии, так

и в России до сих пор не был систематизирован и проанализирован как условие развития музейной культуры учащихся.

-Выставочные проекты для детей в художественных музеях России и Германии не анализировались с точки зрения их исторического развития, их педагогической значимости в системе «школа-музей» и их инновационного значения в сфере эстетического воспитания учащихся.

-Поставленные проблемы определили междисциплинарный характер диссертационного исследования. Полифункциональный подход к рассмотрению обозначенной темы предполагал осмысление ее с философской, психолого-педагогической, историко-культурной и социально-коммуникативной точек зрения.

Объект исследования: выставочный проект для детей в художественных музеях Германии и России в ХХ-начале XXI века как условие эстетического воспитания учащихся.

Предмет исследования: развитие музейной культуры учащихся в процессе реализации выставочных проектов в музеях Германии и России.

Цель исследования: определение оптимальных путей развития музейной культуры учащихся на основе анализа опыта проведения выставочных проектов в германских и российских художественных музеях. В ходе исследования поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать философские, психолого-педагогические, культурно-исторические аспекты музейной культуры.

  2. Рассмотреть образовательные выставочные проекты в музеях Германии и России как лабораторию поиска наиболее результативных методов эстетического воспитания детей.

  3. Проанализировать выставочные модели образовательного характера рубежа XX - XXI века как оптимальное условие формирования музейной культуры учащихся.

Гипотеза исследования: развитие музейной культуры учащихся в процессе эстетического воспитания будет успешным при следующих условиях, если:

основополагающим фактором в деятельности педагога будет образовательный выставочный проект, концепция и содержание которого соответствуют культурной традиции музея;

художественная экспозиция будет сочетать в себе многоаспектность (через демонстрацию междисциплинарных связей) и создавать условия для творческого восприятия экспоната;

при проведении проекта будут учитываться интересы современных школьников и возрастные, психологические особенности восприятия искусства детьми;

творческие контакты, возникающие между музейным педагогом, учителем и школьниками в процессе реализации образовательного проекта, позволят индивидуализировать процесс общения с каждой группой учащихся.

Методологической основой исследования явились:

исследования отечественной и немецкой педагогической школы, в которых культура творческой личности рассматривается в качестве цели эстетического воспитания;

работы по истории культуры, текстологии (Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, М.М.Бахтин), позволяющие раскрыть в произведении искусства его художественный потенциал и место в культуре конкретного исторического периода;

труды отечественных и зарубежных исследователей по теории и практике музейного образования (В.В.Алексеева, Н.Д.Бартрам, А.Лихтварк, С.Робинсон, Б.А.Столяров, Х.Фирегг);

основополагающие идеи психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, А.А.Мелик-Пашаев) о значении эстетического

отношения к окружающему миру в развитии личности; концепции

представителей психологии личности (А.Маслоу, К.Роджерс) о

необходимости творческой самореализации личности;

положения теории музейной коммуникации (Д.Камерон,

М.Б.Гнедовский).

Методы исследования: - изучение и анализ исторической, философской, психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов в связи с избранной проблемой;

обобщение музейно-образовательного опыта в российских и немецких музеях;

анализ собственной музейно-педагогической деятельности;

создание авторских выставочных проектов, направленных на развитие художественного восприятия и музейной культуры школьников;

наблюдение в естественных условиях работы, интервьюирование педагогов и их учеников;

сравнительный анализ выставочных проектов с участием отечественных и зарубежных педагогов;

экспериментальная проверка методики по организации и проведению образовательных выставочных проектов с последующим анализом и выработкой рекомендаций для педагогов. Эксперимент проводился в Государственной Третьяковской галерее на протяжении 10 лет лично соискателем с 1995 по 2005 год.

Научная новизна исследования. Впервые сформулировано определение музейной культуры как качества личности, находящее выражение в осмысленном отношении к явлениям художественной жизни.

Изучены в сравнительном контексте художественных музеев Германии и России образовательные выставочные проекты как условие развития

музейной культуры учащихся и определены их качественные характеристики, такие как:

школа визуального восприятия и его вербального выражения, которая развивает эстетические способности как ребенка, так и педагога прежде всего через подлинник, в котором сконцентрировано общечеловеческое и личностное содержание;

пространство, аккумулирующее эстетический опыт и представляющее возможность для самоидентификации индивида;

фильтр качества в отношении человека к жизни и окружающей среде в ее предметном плане, что приобретает дополнительную актуальность в условиях возрастающего влияния средств коммуникации и массовой культуры.

В научный оборот введена современная немецкоязычная литература по вопросам методики и практики выставочных проектов образовательного характера (более 50 источников).

Теоретическая значимость.

Сформулировано понятие «музейная культура» в узком смысле, как определение уровня подготовленности посетителя к восприятию музейной информации, и в широком, как отношение к объектам музейного значения, не обязательно находящимся в музее, а к предметному миру в целом. В этом случае в данное понятие входит осознание предмета в его многообразных связях с прошлым и настоящим, восприятие его как памятника культуры, бережное отношение к документальным свидетельствам.

Выявлены этапы процесса эстетического восприятия произведения искусства современными школьниками: от субъективного анализа и оценки с точки зрения того, насколько изображение реалистично и тщательно прорисовано, через стремление классифицировать произведение, относя его к определенной художественной школе,

периоду, к формированию способности давать оценку одновременно с объективной и субъективной позиции.

Научно обоснованы и конкретезированы показатели музейной культуры учащихся: сформированность способности извлекать информацию из первоисточника и связанного с ним эмоционального переживания, целеБаправленность посещения экспозиции, частота посещения музея, обращение к различным источникам информации о выставке на предварительном этапе или во время осмотра, вовлечение в круг музейных интересов, восприятие выставочного пространства как места творчества.

Раскрыта педагогическая сущность образовательных выставочных проектов как условия для развития ребенка в творческом процессе.

Практическая значимость исследования.

На международном уровне апробирована модель взаимодействия музейных педагогов России и Германии по реализации образовательного выставочного проекта широкого содержательного характера (русское и западноевропейское искусство XVI-XXI века).

Показана продуктивность привлечения ведущих художников-педагогов к процессу реализации образовательных проектов в музеях Германии и России.

Результаты исследования могут быть использованы в курсе лекций по «теории и методики преподавания изобразительного искусства» в системе повышения квалификации педагогов.

Апробированный методический опыт развития музейной культуры учащихся в условиях выставочных проектов может быть использован в музеях разного типа, применяться на уроках по истории мировой художественной культуры.

Достоверность исследования обеспечена методологическим обоснованием исходных позиций и экспериментальной проверкой

основных позиций диссертации; экспертной оценкой, полученной в ходе реализации дидактических выставок в Государственной Третьяковской галерее.

Этапы исследования.

Исследование состояло из 3 этапов.

Первый этап (1995-1999) - теоретико-поисковый. Изучалось состояние исследуемой проблемы, анализировался исторический, практический отечественный и зарубежный опыт. Осуществлялось накопление собственных педагогических знаний в этом направлении.

Второй этап (1999-2004) - формирующий эксперимент. В ходе опытной работы проверялись положения гипотезы исследования, апробировалась методика образовательного выставочного проекта в художественном музее.

Третий этап (2002-2005) - аналитический. Проводилось обобщение результатов теоретических исследований и практической реализации выставочных проектов образовательного характера, изложение авторской концепции по вопросам воспитательного значения выставок, корректировались выводы, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Апробация исследования и внедрение его результатов. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на всероссийских конференциях, проводимых Государственной Третьяковской галерее (2001,2003), Институтом художественного образования РАО (2004), на семинарах в Музейно-педагогическом центре в г. Мюнхен (Германия) (2000,2002), в государственных музеях в г.Дрезден (Германия) (2004), на заседаниях лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО.

Концепция исследования реализована в Государственной Третьяковской

галерее при проведении образовательных выставочных проектов

«Русская зима. Праздники и забавы» (1999-2000), «XX век в мастерской

художника. Диалоги» (2003-2004).

Осуществлено издание книги образовательного характера для педагогов

и учащихся «XX век. В мастерской художника» (М.:Пакет-пресс.2003.-

80с.)

Опытно-экспериментальная база: выставочные залы

Государственной Третьяковской галереи.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Развитие музейной культуры учащихся в процессе реализации образовательных выставочных проектов раскрывает педагогический потенциал музея, который рассматривается в качестве исследовательской базы для изучения эстетического воспитания школьников в контексте культуры и для прогнозирования перспективных методов творческого развития детей.

  2. Устойчивой международной тенденцией в современном развитии музейной педагогики является стремление к конструктивному сотрудничеству между музейными педагогами и школьными учителями в целях развития творческого мышления школьников и их музейной культуры. Наиболее продуктивной формой этих контактов являются выставочные образовательные проекты.

  3. Выставочные проекты позволяют актуализировать педагогическую деятельность в музее по развитию музейной культуры учащихся, способствуют формированию эстетического вкуса школьников, критического отношения к явлениям массовой культуры.

Подобные работы
Барматина, Ирина Валерьевна
Развитие информационной культуры студентов в процессе изучения информатики : На примере физико-математических специальностей
Коростель Ирина Михайловна
Организационно-педагогические условия развития культуры учения школьников в процессе естественнонаучного образования
Назаров Владимир Константинович
Развитие экологической культуры школьников в процессе обучения физике
Пахомова Юлия Анатольевна
Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры
Елисеева Полина Александровна
Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте
Коханик Наталья Александровна
Нравственно-эстетическое воспитание школьников в процессе иллюстрирования сказок регионов России (На материале сказок Орловской губернии)
Богданова Тамара Карловна
Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидиактических игр (на материале обучения игре на фортепиано в общеобразовательной школе с расширенным музыкальным воспитанием Латвийской ССР)
Тарасова Оксана Викторовна
Становление и развитие геометрического образования в дореволюционной средней школе России
Прохорова Оксана Германовна
Формирование и развитие социально-педагогической инфраструктуры малого города России
Фролова Алла Николаевна
Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов Крайнего Северо-Востока России (Социально-педагогический аспект)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net