Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Биттирова, Назифа Хусеиновна. Этнокультурное взаимодействие карачаевцев, балкарцев и осетин : по материалам традиционно-бытовой и духовной культуры : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Биттирова Назифа Хусеиновна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2011.- 250 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/420

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Народы Северного Кавказа, представляющие собой уникальные этнокультурные единицы, составляют единое социокультурное пространство. В основе этого утверждения лежит ряд исторических, геополитических, экономико-хозяйственных и иных причин. Однако современное состояние межнациональных отношений в регионе красноречиво свидетельствуют о негативных тенденциях, направленных на разрыв единства социокультурной ткани Северного Кавказа. Отсюда вытекает необходимость анализа взаимодействия культур народов региона, целью которого может стать поиск общих этнокультурных черт и принятие важных управленческих решений.

Сопоставление различных источников в динамике их появления позволяет осветить такие проблемы этноса как формирование этносознания, соотношение между самосознанием и конфессиональной принадлежностью, своеобразие общественного быта, особенности детской социализации и т.п. Главные константы традиционно-обрядовой культуры северокавказских народов, несмотря на инновационные процессы, детерминированные спецификой советского периода, остаются неизменными, постулируя тот очевидный факт, что этническая культурная традиция обеспечивает межпоколенную трансмиссию социально-культурных ценностей.

Попытки методами гипотетических реконструкций первичных форм и первоначальной семантики обрядов и обрядового фольклора объяснить некоторые аспекты традиционно-бытовой культуры этносоциума представляет значительный интерес не только в научно-теоретическом, но и практическом отношении, позволяя наметить перспективные пути дальнейшего изучения данных аспектов этнической культуры. Интерес представляет и сравнительно-типологический анализ традиционно-бытовой нормативной системы близкородственных (прежде всего, с точки зрения этноментальных установок и рациональных поведенческих стереотипов) народов, способствующий раскрытию представлений об основах и формах функционирования традиций, об иерархии норм и ценностей социума.

Карачаевский, балкарский и осетинский этносы можно рассматривать как однородные группы, имеющие четко выраженные признаки аксиологической системы этнической идентификации (эндоэтноним, этнолект, религиозные представления, социально-этнические нормы), специфическую традиционно-бытовую культуру, которая органично вписывается в структуру общекавказского культурного комплекса. Карачаевцы, балкарцы и осетины (преимущественно дигорцы) представляют собой пример успешной адаптированности к традиционному этноландшафту, что позволило им на протяжении своей многовековой истории создать и поддерживать такую систему социальной организации, которая обеспечивала бы самосохранение и самовоспроизводства этноса.

Изучение истории и этнографии карачаевцев, балкарцев и осетин имеет определенную историографическую традицию. Вместе с тем, отдельные стороны традиционно-бытовой культуры данных народов либо остаются дискуссионными, либо малоисследованными. Важнейшим фактором, придающим работе особую актуальность, является значимость традиционно-бытовой и духовной культуры как исключительной составляющей этнической самоидентификации, сохранение этнического своеобразия в ситуации усиливающейся культурной глобализации.

Объектом исследования является традиционно-бытовая и духовная культура карачаевцев, балкарцев и осетин.

Предметом исследования выступает этнокультурное взаимодействие и сравнительно-типологический анализ традиционных культур карачаевцев, балкарцев и осетин.

Цель данного исследования заключается в анализе и комплексной характеристике традиционно-бытовой культуры карачаевцев, балкарцев и осетин в культурно-историческом аспекте изменений, происходивших в повседневной жизни данных народов под воздействием социально-экономических, культурных и иных факторов, появления новых социальных норм, регулирующих и регламентирующих различные стороны культуры жизнеобеспечения и общественно-семейного быта этносов.

Исходя из цели исследования, сформулированы и решались следующие задачи:

изучение традиционной этнографии карачаевского, балкарского и осетинского этносов в отечественном кавказоведении;

исследование общего и частного в поселениях и жилищах карачаевцев, балкарцев и осетин;

выявление этнокультурных типологических характеристик одежды и пищи карачаевцев, балкарцев и осетин;

анализ этнографических параллелей в хозяйственном укладе карачаевцев, балкарцев и осетин.

определение особенностей традиционного хозяйственного уклада как стабилизирующего фактора, влияющего на этнокультурные процессы жизни народа;

изучение характера взаимодействия и взаимовлияния в духовной культуре карачаевцев, балкарцев и осетин.

Хронологические рамки исследования. Основная источниковая база исторических, этнографических, фольклорных, археологических сведений по истории Карачая, Балкарии и Осетии относится в XVIII – началу XX вв., однако специфика предмета исследования позволяет отодвинуть нижнюю хронологическую границу до момента прослеживания становления этнических единиц, явившихся основными компонентами формирования единого этнического организма карачаевского, балкарского и осетинского народов.

Географические рамки исследования определяются территорией проживания карачаевцев, балкарцев и осетин, включающей территорию современного компактного расселения и проживания данных народов на территории Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Северная Осетия – Алания.

Методологическая основа работы обусловлена спецификой объекта и предмета исследования, которое проводилось с учетом фундаментальных положений, разработанных в отечественной этнологической науке по проблематике сравнительно-типологического анализа традиционных социальных институтов.

Помимо описательного метода, позволившего достаточно объемно отразить конкретику этнографического материала (литературного и полевого), в диссертации, с учетом специфики темы исследования, использованы историко-сравнительный, ориентированный на выявление общего с соседними народами и особенного у исследуемых этносов в их традиционной культуре; аналитический и агрегативный (сбор разрозненных фактов из источников различных типов) методы исследования. Применение историко-сравнительного в сочетании с историко-генетическим позволяет определять сходство объектов их родством по происхождению и фиксировать взаимовлияния различных исторических явлений.

Для более полного реконструирования традиционно-бытовой и духовной культуры карачаевцев, балкарцев и осетин нами применялся метод полевых этнографических исследований, в ходе которого применялись непосредственное и включенное наблюдение, опросы, анкетирование, а также беседы (интервью) с информаторами.

Источниковая база исследования. При работе над диссертацией были использованы источники нескольких видов: исторические, этнографические, фольклорные, включающих как опубликованные, так и неопубликованные материалы (сведения, содержащиеся в кавказоведческой литературе, сборники официальных документов, полевые записи автора, фольклорные материалы).

Определенные сведения о социально-экономическом и общественно-семейном быте карачаевцев, балкарцев и осетин, территории их расселения, статистические данные и т.д. содержатся в сочинениях европейских и российских авторов XVIII – первой половины XIX вв. (И.А. Гюльденштедт, П.С. Паллас, Я. Рейнеггс, Л. Штедер, Г.Ю. Клапрот, К. Кох, С.М. Броневский, П.Г. Бутков, И.Ф. Бларамберг и др.).

Весьма интересные исторические и этнографические статьи и очерки о карачаевцах, балкарцах и осетинах печатались на страницах кавказской периодической прессы, сборниках, издававшихся Кавказским горским управлением («Сборник сведений о кавказских горцах», «Кавказский сборник», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Кавказ», «Терские ведомости»).

При исследовании различных аспектов этносоциальной истории карачаевцев, балкарцев и осетин нами были использованы разнообразные сведения об их этнической истории, традиционной культуре и т.д., которые имеются в сочинениях русских авторов второй половины XIX – начала ХХ вв. (Е.З. Баранов, Н.Я. Динник, Н.П. Тульчинский, В.Ф. Миллер, М.М. Ковалевский, И. Иванюков, В.Б. Пфаф, С.Г. Каргинов, Г.Ф. Чурсин и др.). Эти авторы рассматривают некоторые вопросы этнокультурной жизни карачаевцев, балкарцев и осетин в контексте сравнительной характеристики их хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуры.

Особую группу источников образуют произведения устного народного творчества карачаевцев, балкарцев и осетин, позволяющие реконструировать, опираясь на этногенетические сказания, их этническую историю, различные аспекты традиционной культуры и т.д. Важным элементом источниковой базы исследования стали полевые этнографические материалы автора, собранные в течение нескольких лет (2003–2008 гг.) в местах компактного проживания исследуемых этносов на территории Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Северная Осетия – Алания.

Историография исследуемой проблемы. Этнокультурное взаимодействие и сравнительно-типологический анализ традиционно-бытовой нормативной системы карачаевцев, балкарцев и осетин до настоящего времени не становился предметом специального и комплексного изучения в отечественном кавказоведении; многие авторы, занимавшиеся историей и этнографией региона, освещали в своих работах отдельные аспекты данной проблемы.

Становление карачаевоведения, балкароведения и осетиноведения как отдельного научного направления начинается в 20–30-е гг. ХХ века. В этот период увидели свет ряд монографий, статей и обобщающих трудов по истории и этнографии карачаевцев, балкарцев и осетин. В 50–90-е гг. XX в. появляются многочисленные труды, посвященные различным аспектам традиционной бытовой культуры карачаевцев, балкарцев и осетин (К.Г. Азаматов, Ю.Н. Асанов, М.И. Баразбиев, В.М. Батчаев, Р.С. Бзаров, Е.Г. Битова, З.Н. Ванеев, З.Д. Гаглойти, В.С. Газданова, М.Б. Гуртуева, В.Х. Гутнов, А.Б. Дзадзиев, Х.В. Дзуцев, Б.А. Калоев, Г.А. Кокиев, Л.И. Лавров, А.Х. Магомедов, Х.Х. Малкондуев, И.И. Маремшаова, И.М. Мизиев, А.И. Мусукаев, Я.С. Смирнова, К.М. Текеев, К.С. Уарзиати, Б.К. Харебов, И.М. Шаманов и др.).

Анализ существующей специальной литературы свидетельствует о том, что историки и этнографы, работающие над актуальными направлениями карачаевоведения, балкароведения и осетиноведения, значительное внимание уделяют различным концепциям происхождения данных народов, этносоциальной истории, вопросам расселения, родовой организации, хозяйственной деятельности; детально анализируются земельные отношения, сословно-классовая структура, органы управления общины, характеризуются семейный быт и генезис патронимии и т.д.

В результате многовековых этнокультурных контактов карачаевцев, балкарцев и осетин с народами Кавказа наблюдается их взаимовлияние в области материальной и духовной культуры, при этом этногенетические связи прослеживаются в сохранении локальных черт во всех аспектах традиционно-бытовой сферы. Некоторые вопросы этнокультурных контактов карачаевцев, балкарцев и осетин нашли отражение в ряде работ отечественных авторов (В.Ф. Миллер и М.М. Ковалевский, М.К. Абаев, В.М. Сысоев, В.Н. Кудашев, М.С. Тотоев, Б.А. Калоев, В.Б. Ковалевская, Н.Г. Волкова, А.И. Мусукаев, А. Гецаев, В.М. Батчаев, В.С. Уарзиати, М.И. Баразбиев).

Таким образом, анализ историографии проблемы показал, что отечественной этнологической наукой достигнуты определенные успехи в изучении в целом как традиционной культуры, так и социальных институтов карачаевцев, балкарцев и осетин в частности.

Научная новизна предлагаемого исследования определяется тем, что в нем впервые:

- осуществлена систематизация результатов этнографического изучения карачаевцев, балкарцев и осетин с целью выявления эмпирических и концептуальных предпосылок комплексного рассмотрения вопросов этнокультурного взаимодействия и сравнительно-типологического анализа основных компонентов традиционных культур этих народов;

- выявлены общие черты и особенности культуры жизнеобеспечения карачаевцев, балкарцев и осетин в единстве основных ее аспектов – жилищно-поселенческого комплекса, одежды и пищи, хозяйственного уклада – и определить совокупность факторов, обусловивших этнические параллели и схождения в этой сфере;

- предпринято сравнительное исследование соционормативной подсистемы традиционной общественной организации и осуществлен сопоставительный анализ конвергентных тенденций и устойчивости этноспецифических элементов в содержании и формах духовной культуры карачаевцев, балкарцев и осетин.

Положения, выносимые на защиту:

1. В отечественном кавказоведении существует глубокая традиция научного изучения этнической культуры карачаевцев, балкарцев и осетин. В ее рамках накоплен значительный массив исследований. Вместе с тем полученные в них результаты и обобщения относятся преимущественно к отдельным аспектам традиционной культуры. В большей степени изучены культура жизнеобеспечения, вопросы общественно-семейного быта, тогда как анализ проблем гуманитарной культуры остается сравнительно спорадическим и фрагментарным. В целом научные достижения предшествующего периода позволяют ставить задачи системного изучения этнокультурного взаимодействия и сравнительно-типологического анализа традиционных культур карачаевцев, балкарцев и осетин.

2. При сравнительном анализе культуры жизнеобеспечения карачаевцев, балкарцев и осетин обнаруживаются элементы общего и особенного, этноспецифического, каждого из этносов. В наибольшей степени этнические схождения наблюдаются в жилищно-поселенческом комплексе. В основе этого лежит единство хозяйственно-культурного типа и сопряженных с ним элементов традиционной культуры. Хозяйство и материальная культура исследуемых народов были приспособлены к природно-географическим условиям высокогорья. В этих условиях скотоводство, являясь ведущей отраслью хозяйства, было той основой, на которой складывался весь комплекс системы жизнеобеспечения – структура поселений и питания, домашние промыслы и т.д. Во всех этих аспектах традиционной культуры наблюдаются и различия локального характера.

3. Сходство образа жизни, хозяйственного уклада и однотипность социальных структур объясняют близость соционормативной подсистемы традиционных культур. Другим важнейшим фактором, обусловившим сложение общих черт соционормативной и духовной культуры карачаевцев, балкарцев и осетин, были интенсивные процессы этнокультурного взаимодействия, реализовавшегося через хозяйственные, кровнородственные и социально-иерахические связи. Устойчиво воспроизводясь на протяжении многих поколений, они закреплялись в институтах, ценностях, нормах традиционной культуры народов, в их фольклоре и менталитете.

4. В целом, несмотря на различия в этногенезе и этнической истории карачаевцев, балкарцев и осетин, их можно отнести к одной историко-культурной области, в рамках которой они сохраняли этническую самоидентификацию и этноспецифические характеристики в каждом из основных элементов традиционной культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит во введении в научную разработку различных аспектов сравнительно-типологического анализа традиционной культуры карачаевцев, балкарцев и осетин, уточнения специфических черт и функций традиционно-бытовой и духовной культуры как исключительно значимого средства этнической самоидентификации. Материалы, положения и выводы диссертации представляются важными с точки зрения имеющегося в них научного и образовательного потенциала. Они могут способствовать углубленному пониманию этноменталитета карачаевского, балкарского и осетинского этносов, что немаловажно в решении современных проблем межэтнического взаимопонимания; стать основой для дальнейшего изучения этнографии как карачаевцев, балкарцев и осетин, так и родственных народов, проживающих на Северном Кавказе.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при дальнейшем изучении различных аспектов традиционных культур карачаевцев, балкарцев и осетин, для написания обобщающих трудов и отдельных учебных курсов по традиционной этнографии карачаевцев, балкарцев и осетин, при изучении их истории и культуры в образовательных учреждениях Северного Кавказа.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре истории России Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях: Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива» (Нальчик, 2005, 2008), Всероссийская конференция «Ислам и политика на Северном Кавказе: история и современность» (Карачаевск, 2007), II Всероссийская научная конференция «Наука и устойчивое развитие» (Нальчик, 2008), Международная научно-практическая конференция «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск, 2009), а также в научных публикациях, в том числе и в рецензируемом издании, который входит в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации – «Научные проблемы гуманитарных исследований» (Пятигорск, 2009).

Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net