Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Васильева Екатерина Александровна. Русское население Марийского края: история формирования и современные этнокультурные процессы: автореферат дис. ... кандидата исторические наук: 07.00.07 / Васильева Екатерина Александровна;[Место защиты: Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ].- Казань, 2011.- 24 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность темы. На рубеже ХХ и ХХI вв. народы России вступили в новый период своей истории. Распад СССР, подъем национальных движений и актуализация этнического самосознания, «парад суверенитетов» в национально-административных образованиях – эти процессы, так или иначе, затронули все сферы общественной жизни, включая и межэтнические отношения. В масштабах страны изменилась ситуация, в которой русские, как доминирующая этническая группа выполняла историческую миссию «старшего брата», первого среди равных. Особенно это проявилось в национальных республиках, где титульные этносы, добившись декларирования суверенитета в своих административных образованиях, инициировали принятие ряда законов, направленных на укрепление своей государственности и защиту этнических интересов. В этих условиях русское население оказалось перед достаточно сложным выбором: либо, используя ресурсы этнического большинства, добиваться сохранения своего доминирования; либо принять новые реалии и искать формы адаптации к ним. Как показали последующие события, эти процессы оказались не одновекторными и имели региональные отличия.

Среди регионов России особое место занимает Волго-Уралье – многоэтничная историко-этнографическая область с основным финноязычным (мари, мордва, удмурты), тюркоязычным (татары, чуваши, башкиры) и славяноязычным, главным образом, русским населением. Русские на протяжении всей истории края активно участвовали во всех этнополитических и этнокультурных процессах и явились одним из важных факторов складывания Волго-Уральской ИЭО. Расселившись крупными этническими массивами и дисперсно среди поволжских этносов, русские вступили с ними в тесное взаимодействие и не только способствовали выработке регионального культурного слоя, но и сами приобрели ряд новых культурных черт, позволивших выделить их в особую этнотерриториальную группу русского этноса – поволжских великороссов.

На протяжении столетий судьбы русских Поволжья взаимосвязаны с местным населением и высоко символичным является факт отсутствия в регионе зон межэтнической конфликтности. Напротив, именно здесь сложились устойчивые традиции толерантности, мирного сосуществования, добрососедского сотрудничества и взаимопомощи. Не помешали этому ни разные языки, ни разные культуры, ни разные религии, ни сложные исторические коллизии. И лишь в последнее десятилетие ХХ века в стране и в регионе сложились особые условия, впервые, пожалуй, вызвавшие серьезные опасения за дальнейшую судьбу межэтнических отношений.

Все вышеперечисленные обстоятельства актуализировали более пристальный исследовательский интерес именно к русским как государствообразующему этносу и основному субъекту межэтнического взаимодействия в этнически смешанных регионах России.

Объект диссертационного исследования – русское население Республики Марий Эл. Русские РМЭ – часть поволжских великороссов, имеющая как общие черты со всем русским населением региона (общая история заселения и формирования единых этнокультурных особенностей), так и отличия, обусловленные, в первую очередь, межэтническим взаимодействием с основным этническим партнером – марийцами.

Предмет – процессы демографического и этнокультурного развития в изменяющихся этнополитических и этносоциальных условиях.

Территориальные рамки исследования установлены в современных границах Республики Марий Эл, МАССР советского периода и региона в составе Казанской губернии дореволюционной России. В работе используется условное понятие «Марийский край» как исторической территории этногенеза мари и области более позднего совместного расселения мари, русских и других поволжских народов.

Хронологически основные акценты в работе распределены между следующими периодами:

– VII-м – серединой XVI веков – периодом первых миграционных потоков русских на территорию изучаемого региона;

– серединой XVI – концом XVIII веков – временем присоединения марийской земли к Московскому государству и дальнейшему укреплению позиций русских в регионе;

– ХIХ – началом ХХ веков – временем окончательного складывания комплекса традиционной культуры русских;

– советским периодом, который в прошлом рассматривался историками как время формирования «единой общности – советский народ», а по сути являлся временем утраты многих культурно-бытовых особенностей русских и всеобщей интернационализацией;

– постсоветским периодом – временем политических, экономических и социокультурных трансформаций.

Цель диссертационного исследования – комплексный историко-этнографический анализ русского населения Республики Марий Эл.

Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие
задачи:

– проследить основные этапы освоения русскими территории Марийского края и формирование ядра старожильческого русского населения в регионе;

– дать характеристику традиционной культуры русских, проживающих на данной территории;

– выявить тенденции современного демографического развития русского населения РМЭ на фоне этнодемографических процессов в республике в целом;

– проанализировать современные процессы у русских РМЭ в следующих аспектах: особенности этнического самосознания; семейный быт, внутрисемейные отношения и семейная обрядность; общественные праздники; межэтническое взаимодействие; этнополитические представления; этноязыковое поведение;

– дать оценку современного состояния русского населения и тенденций его последующего развития в изучаемом регионе.

Степень изученности проблемы. В дореволюционной этнографии русское население Поволжья не считалось объектом самостоятельного изучения. Начиная с деятельности участников Академической экспедиции 1768–1774 гг., исследователи полагали, что русские Волго-Уралья, являясь частью великороссов в целом, ничем не отличаются от населения других регионов России и все усилия направляли на изучение «инородцев». В работах краеведов и ученых ХIХ века, деятельность которых существенно активизировалась после основания Казанского университета (1804), Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878) и кафедры этнографии и географии (1884), мы находим продолжение этой традиции, а упоминания о местном русском населении встречаются лишь в связи с описанием финноязычных и тюркоязычных народов, главным образом, в плане этнокультурного влияния русских на «инородцев».

Почти все работы дореволюционного периода по населению Поволжья могут быть использованы как источники благодаря содержащемуся в них обильному фактическому материалу; при этом почти все авторы делали свои выводы, частью ошибочные, частью выдержавшие проверку временем, что позволяет рассматривать их в историографическом разделе. В 1856 году вышел труд В.А.Сбоева «О быте крестьян Казанской губернии». По мнению автора, русские крестьяне в общих чертах сохранили тип великорусского славянина: те же черты лица, та же вера, тот же язык, те же поверья, те же нравы и обычаи. Автор с уверенностью отмечает, что потребности у русского крестьянина весьма ограничены и очень легко удовлетворимы. В 1861 году М.Лаптев опубликовал свой труд «Материалы для географии и статистики России», где привел подробное описание районов компактного проживания татар, мордвы, чувашей, русских Средней Волги, башкир и татар Оренбургской губернии. Эта работа носила в основном описательный характер, в ней отсутствовали анализ материала и выводы. Ценнейшим источником в изучении народов края является труд А.Ф.Риттиха «Материалы по этнографии России (Казанская губерния)», опубликованный в 1870 году, который содержит этнографические материалы конца XIX в., касающиеся Казанской губернии. В 1877 году был опубликован один из двух главных трудов Г. Перетятковича – «Поволжье в XV и XVI веках. Очерки из истории колонизации края», в котором рассматриваются отношения средневекового Русского государства с народами и государствами Поволжья. Автор ввел в научный оборот большое количество ранее неизвестных сведений и документов по истории Поволжья; он был одним из первых ученых-историков, обратившихся к этой важнейшей для русской средневековой истории теме. Эта проблематика освещена и в его следующей работе «Поволжье в XVII и начале XVIII века: Очерки из истории колонизации края».

Многоплановой и разносторонней была научная деятельность профессора Казанского университета И.Н.Смирнова. Изучая, главным образом, финноязычные народы Поволжья, он особое внимание уделял проблемам межэтнического взаимодействия, в том числе, влиянию русских на остальные народы края. Большим вкладом в науку стала и разработанная И.Н.Смирновым специальная программа по изучению народов Поволжья, на которую ссылались и в дальнейшем использовали другие исследователи.

Продуктивной была деятельность собирателей русского фольклора. Так Владимир Даль в своей книге «О поверьях, суевериях, предрассудках русского народа» (1880), указывал, что вышеперечисленное заслуживает серьезного внимания, так как все это – значительная часть народной жизни. Этой же позиции придерживался этнограф Д.К.Зеленин. К изучению русского народа обращался А.К.Максимов. В частности, он отмечал, что к одному из крупных вопросов, решение которого является задачей русской этнографии, следует отнести и вопрос о так называемой ассимиляционной способности русского народа.

В советское время к изучению русского населения Поволжья в целом и Марийского края, в частности, подключились археологи и историки. Следует выделить археологические исследования Г.А.Архипова, Т.Б.Никитиной, В.А.Никитина, Л.Д.Макарова и Д.А.Салангина, П.Н.Старостина, А.Х.Халикова, Т.А.Хлебниковой, в которых прослеживаются этапы раннего проникновения славян в Волго-Вятское междуречье.

Значительный вклад в изучение социально-экономической, политической и культурной истории древнерусского города, народных движений в России XI–XVII вв., истории государственных учреждений феодальной России, земских соборов XVI–XVII вв., приказного делопроизводства внес М.Н.Тихомиров. Его фундаментальные труды «Россия в XVI столетии» (1962), «Древняя Русь» (1975) характеризуют социально-экономическое и государственно-политическое развитие каждого региона страны.

Марийские и казанские историки, разрабатывая отдельные вопросы гражданской и этнической истории Среднего Поволжья, касались различных аспектов, связанных с русским населением края. В этой связи отметим работы Г.Н.Айплатова, С.Х.Алишева, Л.А.Дубровиной, И.П.Ермолаева, А.Г.Иванова, С.М.Михайловой.

Интерес к региону со стороны этнографов начал проявляться с послевоенного времени. Особый вклад в этнографическое изучение Среднего Поволжья внесла в науку группа казанских ученых – этнографов, для которых русское население региона стало самостоятельным исследовательским объектом с середины ХХ века. Ведущие этнографы Казанского университета Е.П.Бусыгин и Н.В.Зорин, положив в основу районирования особенности формирования и дальнейшего этнокультурного развития поволжских великороссов, выделили в составе Волго-Уральской историко-этнографической области ее ядро – подобласть Казанское Поволжье, куда, наряду с Татарстаном и Чувашией, входит и Марийская республика. Вехами этих исследований, как самостоятельных, так и в соавторстве с многочисленными учениками (А.Г.Симонов, Е.В.Михайличенко, Н.Н.Кучерявенко, Л.П.Шабалина, Л.И.Зорина, В.И.Яковлев, И.Н.Смирнов, Л.С.Токсубаева, Л.Ф.Банцарева, А.А.Столяров, Г.Р.Столярова, Н.В.Лештаева, А.Н.Зорин) стали циклы научных работ по материальной культуре, семье и семейным отношениям, семейной и общественной обрядности, духовной культуре, демографическим процессам, межэтническому взаимодействию. Между тем, специальному изучению подверглось русское население Татарстана и Чувашии, в то время как русское население Марийского края рассматривалось лишь как часть поволжских великороссов при изучении отдельных элементов материальной культуры (Бусыгин, Симонов), традиционной семьи (Бусыгин, Столяров), свадебной обрядности (Зорин), демографических процессов (Бусыгин, Столярова), межэтнических контактов (Бусыгин, Столярова) и т.п.

В самой Республике Марий Эл систематического изучения русского населения до настоящего времени не велось. Отдельные сюжеты, касающиеся русских края, встречаются в работах Г.А.Сепеева (об этнокультурных связях русских и мари в области материальной культуры), Н.С.Попова (по истории православия в регионе), В.Д.Шарова (о межэтнических контактах в брачно-семейной сфере). Известный интерес к русским проявляют социологи РМЭ при исследовании современных этносоциальных процессов в республике.

Таким образом, недостаточная изученность русского населения Марийского края, особенно в постсоветский период, определила тему настоящего исследования.

Источниковая база исследования. При изучении темы использовались разнообразные источники:

А) Материалы, полученные в архивах Республики Марий Эл и Республики Татарстан (Государственный архив и архив ЗАГС при Совете Министров; архив Этнографического музея Казанского университета). В Государственном архиве содержатся документы, относящиеся к дореволюционному и советскому периодам. Данные архива ЗАГС (учетные карточки вступления в брак) позволяют проследить динамику этнически однородной и этнически смешанной брачности и особенности состава брачных пар. Особо следует отметить, что этот источник в ближайшем будущем окажется непригодным для изучения этнически смешанных браков, поскольку, согласно законодательству, заполнение графы «национальность» с 2000 г. не является обязательным. Состояние источника позволило в данной работе проанализировать состояние межэтнической брачности в РМЭ до 2000 г. включительно. В архиве Этнографического музея Казанского университета хранятся ценнейшие полевые материалы, собранные поколениями казанских этнографов в республиках Поволжья, в том числе, и в Марийском крае.

Б) Материалы переписей населения 1979–2002 гг. по МАССР и РМЭ, данные Марийского республиканского статистического управления, различные статистические данные, содержащиеся в справочной и научной литературе.

В) Литературные источники. К таковым относятся, например, сведения о поволжских народах, которые содержатся в трудах арабских путешественников (Ибн-Фадлана, аль-Масуди и др.); ранних и поздних русских летописях («Повесть временных лет», летописные своды золотоордынского периода, эпохи Ивана Грозного, черемисских войн ХVI в. и др.); трудах западноевропейских путешественников, посещавших Московию (Герберштейна, Горсея). К источникам этой группы относятся «Списки населенных мест Российской губернии», по которым можно проследить историю отдельных населенных пунктов. В ряде случаев в качестве историко-этнографического источника возможно использование художественных литературных произведений. В частности, подробное описание жизни старообрядцев, поселений которых немало на территории Марийского края, дает в своей дилогии «В лесах» и «На горах» большой знаток этой темы П.И.Мельников-Печерский.

Г) В основу диссертации легли результаты массового этносоциологического опроса, объектом которого выступили русские Республики Марий Эл (постоянно проживающее в городской и сельской местности РМЭ население в возрасте от 18 лет и старше). Инструментарий – Вопросник «Русские Поволжья», использованный в рамках проекта «Русские Поволжья: выбор судьбы и альтернативы развития» (рук. проф. Г.Р.Столярова); в данном исследовании Вопросник адаптирован автором диссертации к условиям РМЭ (см. Приложение 3). Выборочная совокупность сформирована автором проекта Г.Р.Столяровой в соответствии с данными переписи 2002 г. Опрос проводился автором и группой студентов под руководством автора в 2007–2008 гг. и охватил 640 респондентов, из которых 515 (83%) проживают в городах (289 женщин и 226 мужчин) и 105 (17%) – в сельских районах республики (65 и 50 соответственно).

Методология работы сложилась на основе принципов научной объективности, системности и историзма, которые позволили рассмотреть ретроспективные процессы в органической взаимосвязи с породившими их условиями, а также на основе методов, разработанных в отечественной этнологии при изучении этнотерриториальных групп и процессов межэтнического взаимодействия. Среди использованных методов выделим следующие:

1. Сравнительно-исторический метод (реконструкция исследуемых процессов путем описания, сопоставления, сравнения).

2. Структурно-исторический метод (выявление исторических напластований в культуре, определение основы и первоначального значения ее структурообразующих компонентов, их взаимодействия и тенденций развития).

3. Этносоциологические подходы (интервью; анкетирование; непосредственное, в том числе, включенное наблюдение).

Положения, выносимые на защиту:

– русское население Марийского края представляет собой органическую часть особой этнотерриториальной группы русского этноса – поволжских великороссов; освоение русскими марийской земли, их расселение и дальнейшее развитие происходило в контексте общей колонизации Среднего Поволжья в период с ХV по ХХ вв.;

– особый фактор формирования локальных особенностей русского населения Марийского края – взаимодействие с марийцами как основным этническим партнером; этнические контакты оказывали существенную роль на всех этапах этнической истории русского населения региона вплоть до настоящего времени;

– современное демографическое развитие русских Марийской республики в основном сопоставимо с демографической ситуацией в стране в целом; имеющиеся в этой сфере проблемы, очевидно, не имеют этнического подтекста и актуализируют деятельность государственных структур, задачей которых является мониторинг и работа с народонаселением;

– современное русское население Республики Марий Эл этнически четко структурировано; при этом наиболее яркие проявления этничности смещены в психологическую сферу и связаны с разнообразными формами идентичности; большое значение на этничность русских в постсоветский период оказал религиозный ренессанс;

– позиция русского населения Марий Эл в вопросах межэтнических и межконфессиональных отношений – результат прочных традиций длительного добрососедского проживания и сотрудничества этой группы с другими народами региона и одновременно – залог позитивного последующего развития. Русские как этническое большинство РМЭ задают тон межэтнических отношений, в которых основной акцент приходится на толерантность и паритетное партнерство.

Новизна и научно-практическая значимость. Новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что русское население Марийского края впервые выступает самостоятельным объектом этнографического изучения. В работе впервые объединены данные по истории формирования русского населения региона, особенностям его традиционной культуры на рубеже ХIХ–ХХ вв., демографическому развитию последних десятилетий и современному состоянию в условиях этнополитических, социально-экономических и культурных трансформаций. Впервые полностью обработаны и проанализированы материалы Республиканского архива ЗАГС за период с 1990 по 2000 гг. Многие аспекты современных процессов у русских Марийского края изучены в комплексе, что дает достаточно полное представление об этнических характеристиках изучаемого объекта и открывает возможности дальнейшего сравнительного исследования как населения Республики Марий Эл, так и всего Волго-Уральского региона в целом. Материалы исследования могут быть использованы для разработки концепции по оптимизации этносоциального развития региона и межэтнических отношений, при создании обобщающих трудов по народам Волго-Уралья, в преподавательской работе специалистов общеобразовательных и высших учебных заведений.

Апробация работы. Отдельные положения диссертации опубликованы в 13 статьях и докладывались на трех научных конференциях: «Мосоловские чтения: Международная научно-практическая конференция», Йошкар-Ола, 2008; научно-практическая конференция «Инновационные пути преодоления кризисных явлений в экономике», Йошкар-Ола, 2009; Всероссийская научная конференция «Финно-угры-славяне-тюрки. Опыт взаимодействия (традиции и новации)», Ижевск, 2009.

Структура работы. Поставленные задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, четырех глав (10 разделов), заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net