Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Зеленеева, Гульнара Сультановна. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл на рубеже XX-XXI вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Зеленеева Гульнара Сультановна; [Место защиты: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН Респ. Татарстан].- Йошкар-Ола, 2011.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/430

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность исследования. Российская Федерация является многонациональной страной, объединяющей представителей более чем 180 этнических групп, в силу чего межэтнические отношения в ней являются вопросом первостепенной важности.

С конца 80-х годов XX века во многих регионах нашей страны начались процессы национального возрождения и «парад суверенитетов». Большое значение получили вопросы возрождения языков титульных этносов и возведение их в статус государственных.

При этом в Республике Марий Эл в 1990-е годы межнациональные и межконфессиональные отношения характеризовалась отсутствием межнациональной розни, в том числе между тремя населяющими республику основными этносами (русский, марийский и татарский), исповедующими три разных религии (православие, язычество и ислам). Процессы национального возрождения не повлекли за собой конфликты на национальной или религиозной почве, а способствовали гармоничному сосуществованию всех народов, населяющих республику.

Объектом исследования являются народы Республики Марий Эл. Согласно проведенной в 2002 году переписи, 47,5 % населения республики составляют русские, 42,9 % – мари, 6,0 % – татары.

Предметом исследования являются межэтнические и межконфессиональные отношения между указанными этносами, проживающими в Республике Марий Эл.

Хронологические рамки исследования охватывают современный
период развития Республики Марий Эл: с 1990 года, т.е. с момента объявления Декларации о государственном суверенитете республики, по 2004 год – время значительного спада активности национальных движений. Вместе с тем в данной работе приведен краткий исторический обзор межэтнических и межконфессиональных отношений в дореволюционный и советский период.

Территориальные рамки исследования охватывают территорию Республики Марий Эл в ее современных административно-территориальных границах.

Степень изученности проблемы. На современном этапе теоретические и методологические основы исследований этносов и национальных отношений, этнонациональной идентичности разработаны в трудах С.А. Арутюнова, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлея, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижевой, Ю.И. Козлова, В.А. Семенова, В.И. Тишкова и др.

Проблемы межнациональных отношений рассматриваются в трудах таких исследователей, как С.Н. Артановский, А.Я. Вишняковский, Л.М. Дробижева, Р.Г. Кузеев, С.В. Чешко, И.М. Попова. Вопросы взаимоотношений между народами подробно исследуются в комплексной монографии Ю.П. Платонова.

Среди работ, посвященных религиозной тематике, в том числе проблемам взаимодействия религий, можно выделить работы С.Б. Филатова, Д.Е. Фурмана, М.П. Мчедлова, Л.Н. Митрохина, О.Е. Козьминой, М.М. Громыко, Э.Г. Филимонова, К.В. Цеханской.

В отдельную группу необходимо выделить работы региональных исследователей, посвященные межнациональным отношениям в Приволжском федеральном округе. Всесторонне и глубоко они были
раскрыты в работах ученых Республики Татарстан, где этно-социологические исследования проводились с конца 1980-х годов. Значительная часть опубликованных работ посвящена этнополитической проблематике, в том числе политической идентичности Татарстана. Среди них можно выделить работы Р.С. Хакимова Д.М. Исхакова, Н.М. Мухарямова, Р.М. Мухаметшина.

Значительным шагом в изучении современного состояния татарской нации можно считать выход сборника «Татарская нация в ХХI веке». Исследованию проблем межнациональных отношений, межнациональных браков и межкультурного взаимодействия в республике Татарстан занимаются Г.И. Макарова, Р.Н. Мусина, Л.В. Сагитова, Г.Р. Столярова, Т.А. Титова, В.Е. Козлов.

В Удмуртии результаты исследований этносоциальных процессов получили свое отражение в работах В.Е. Владыкина. Также можно отметить некоторые работы Д.М. Сахарных, С.К. Смирновой, Л.С. Христолюбовой, Г.К. Шкляева.

В Республике Чувашия данные проблемы разрабатывают В.П. Иванов, В.Р.Филиппов, В.П. Денисов (изучающий религиозные верования чувашей с конца 1950-х гг.).

Этносоциальная и этноконфессиональная ситуации в Республике Мордовия в 1990-е годы были проанализированы в работах Н.Ф Мокшина, Е.Н. Мокшиной, Н.В. Шилова, Г.А. Корнишиной и др.

Особенности процессов этнонациональных и этноконфессиональных отношений в Республике Башкортостан были исследованы в работах Н.В.Бикбулатова, Р.Г. Кузеева, Р.И. Ирназарова, Д.М. Гилязитдинова, Г.Р. Баймухаметовой.

В Марий Эл до 1991 года исследователи вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений были ограничены в своих выводах официальной точкой зрения на национальный и религиозный вопрос. Поэтому главными идеями в них явились отрицание наличия национальных противоречий в республике исследуемого периода, а также утверждение фактического равенства наций и народностей и формирования новой общности – советский народ. Религиозные вопросы рассматривались сквозь призму атеизма.

С распадом СССР и началом «парада суверенитетов» взгляды исследователей на ряд ключевых моментов истории Марий Эл, оценки роли национальных отношений и этноконфессиональных проблем меняется.

Серьезной обобщающей работой является фундаментальная монография К.Н. Санукова «Марийская автономия», всесторонне исследующая жизнь Марийского края в XX веке. В ней, а также в статьях, посвященных прошлому и настоящему марийского народа, К.Н. Сануков исследует состояние финно-угорских народов, в том числе и марийского, в различные периоды, проводит некоторые параллели их развития, объясняет позитивные и негативные явления советского периода, придерживаясь взвешенного подхода в вопросе межнациональных отношений.

Социально-экономической и политической обстановке в республике, формированию этнического самосознания, анализу межэтнических отношений и межэтнических браков посвящены отдельные исследования В.Д. Шарова, В.И. Шабыкова.

Исследователи Н.С. Попов и Л.С. Тойдыбекова в своих работах уделяют большое внимание изучению религиозно-нравственных традиций народа мари, связи этнической и религиозной идентичности.

Таким образом, в выше перечисленных работах освещены многие стороны межэтнических и межконфессиональных процессов в Республике Марий Эл. Однако ряд аспектов остался вне поля зрения исследователей. Так, недостаточно изучены вопросы соотношения этнического и конфессионального самосознания, взаимодействие религиозных объединений. Практически нет работ, посвященных вопросам этнодемографического развития, изучению этноязыковых процессов, которые напрямую влияют на межэтническую ситуацию.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Марий Эл на современном этапе. Для ее достижения были предприняты попытки решить следующие задачи:

– рассмотреть в исторической ретроспективе комплекс формирования составляющих межнациональных и межконфессиональных отношений в РМЭ;

– проанализировать состояние межэтнических и межконфессиональных отношений в исследуемый период;

– изучить факторы, непосредственно влияющие на межнациональные и межконфессиональные отношения;

– изучить демографические и этноязыковые процессы, состояние национально-смешанных браков, которые, в свою очередь, напрямую влияют на состояние межнациональных отношений;

– определить степень влияния марийского язычества на процесс подъема этнического самосознания у марийского этноса.

Источниковая база исследования включает в себя документы и материалы, которые можно разделить на несколько групп. К первой группе источников можно отнести законодательные документы Республики Марий Эл и федеральных органов власти, которые регулируют межэтнические и межконфессиональные отношения в республике и в стране в целом. К ним относятся: Конституция РСФСР, Конституция РФ, Декларация о государственном суверенитете Марийской ССР, проект Конституции РМЭ, Конституция РМЭ, проекты законов, законы, распоряжения, указы Президента РМЭ.

Ко второй группе источников относятся материалы переписей населения и текущей статистики, позволяющие проследить изменения в национальном составе, выявить уровень знания русского и национальных (марийский луговой и горный, татарский) языков населением республики, провести анализ некоторых демографических процессов в Республике Марий Эл.

Третью группу источников составляют данные текущих архивов ЗАГСа Республики Марий Эл, дающие возможность оценить характер межнациональных отношений через динамику распространение межнациональных браков. При этом необходимо отметить, что с 1998 года в личных документах вступающих в брак граждан национальность не указывается, что, в свою очередь, создает трудности с определением этнической принадлежности молодоженов.

Четвертую, наиболее важную группу источников, представляют данные этносоциологических исследований, проведенных отделом социологии Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М. Васильева при Правительстве Республики Марий Эл:

– исследование «Межнациональные отношения в Республике Марий Эл» (1994 г.: рук. Соловьев В.С., Шабыков В.И.). Было опрошено 1170 человек в возрасте старше 15 лет. Опрос проводился методом случайной бесповторной квотной выборки в 3 городах, 4 поселках городского типа и 6 сельсоветах – все это обеспечило необходимую степень репрезентативности исследования.

– исследование «Религиозное сознание населения Республики Марий Эл» (1994 г.: рук. Соловьев В.С., Шабыков В.И.). Было опрошено 1170 человек в возрасте старше 15 лет. Опрос проводился методом случайной бесповторной квотной выборки в 3 городах, 4 поселках городского типа и 6 сельсоветах.

– исследование «Национально-региональные проблемы государственного строительства» (1995 г.: рук. Соловьев В.С., Шабыков В.И.). В ходе исследования было опрошено 1107 человек в 2 городах, 4 поселках городского типа и 10 сельских советах, что также обеспечило необходимую степень репрезентативности исследования.

– исследование «Религиозное сознание населения Республики Марий Эл» (2004 г., рук. Орлова О.В.). Было опрошено 1200 человек. Опрос проводился методом случайной бесповторной квотной выборки в 3 городах, 4 поселках городского типа и 6 сельсоветах.

– исследование «Межнациональные отношения в Республике Марий Эл» (2001 г., рук. Орлова О.В.), в ходе которого было опрошено 895 жителей республики в возрасте старше 15 лет. Опрос проводился методом случайной бесповторной квотной выборки в 3 городах, 4 поселках городского типа и 6 сельсоветах – все это обеспечило необходимую степень репрезентативности исследования.

Материалы вышеперечисленных исследований позволяют сравнивать этнокультурные процессы, происходившие в начале 90-х годов XX века, с аналогичными процессами начала XXI века, проанализировать состояние межэтнических отношений в республике.

Автор диссертации принимала непосредственное участие в следующих социологических опросах: «Межнациональные отношения в РМЭ» (2001 г.), была одним из организаторов опроса в районах республики, а также участвовала в создании электронной базы данных опроса; в опросе «Религиозное сознание населения РМЭ» (2004 г.), осуществляла организацию опроса в одном из районов РМЭ (г. Йошкар-Ола), шифровку и кодировку открытых вопросов, написала раздел научно-статистического бюллетеня «Религиозное сознание населения РМЭ», изданного в 2004 г.

Помимо данных вышеперечисленных массовых источников в работе использованы материалы серии глубинных интервью, проведенных автором с представителями разных этнических групп республики. Эти материалы можно рассматривать как отдельную пятую группу источников.

В работе также использованы материалы республиканской периодической печати, и научная литература по исследуемой проблеме.

Методологические основы диссертационной работы. В исследовании был применен исторический подход, благодаря которому был прослежен путь от зарождения межнациональных и межконфессиональных отношений, становление их за определенный исторический период и их состояние в изучаемый период. Кроме того, диссертантом была предпринята попытка, используя системный подход, объективно оценить межнациональную и межконфессиональную ситуацию начала 1990-х – 2004 года. Помимо этого при написании работы широко применялись эмпирическая база, данные этносоциологических опросов, на основе которых нами определялось состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в указанный период.

Настоящая работа построена также на сочетании количественных и качественных методов. Сбор эмпирического материала осуществлялся в ходе этносоциологического опроса, проводимого МАРНИИЯЛИ в рамках реализации научно-исследовательского проекта «Межнациональные отношения в Республике Марий Эл» (1994 г., 2001 г.), «Религиозное сознание населения Республики Марий Эл» (1994 г., 2004 г.). При проведении опроса использовался метод «шаг №5», отбор респондентов осуществлялся за счет разработанной случайной квотной выборки.

Метод сравнения позволяет проследить изменения, которые произошли за определенный промежуток времени внутри того или иного этноса, проживающего на территории республики, а также проследить изменения в межэтническом и межконфессиональном пространстве на территории республики в целом.

Научная новизна. Данная работа является одной из первых работ, посвященных изучению межэтнических и межконфессиональных процессов в Республике Марий Эл в 1990–2004 гг. Работа написана с привлечением широкого круга источников, в частности данных архива ЗАГСа, этносоциологических исследований. Были получены новые результаты, показавшие позитивное значение межнациональных браков для повышения уровня толерантности в многонациональном обществе, а также значимую роль общественных и религиозных организаций в жизни республики Марий Эл. Автор попыталась изучить причины и направления миграции населения из республики, а так же влияние миграционных процессов на межнациональные и межконфессиональные отношения в Марий Эл.

Научно-практическая значимость диссертации. В работе содержится ряд материалов и выводов, которые могут оказать помощь в планировании национальной политики в РМЭ. Научно-практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования его материалов и полученных выводов при разработке различных научно-исследовательских, социальных и культурных программ в целях оптимизации межэтнических отношений и поддержания благоприятного этнического фона в республике. Кроме того, комплексное изучение может
оказать помощь при разработке учебных курсов по этнографии, краеведению, регионоведению и т.д.

Апробация работы. Основные материалы, а также выводы диссертационной работы отражены в опубликованных статьях (См.: Список публикаций), обсуждены на заседаниях кафедры всеобщей истории Марийского государственного университета, доложены на следующих конференциях и конгрессах: Республиканская научно-практическая конференция «Межконфессиональное согласие как фактор общественной модернизации» (г. Йошкар-Ола, 2005 г.); «Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в системе образования» (г. Йошкар-Ола, 2006 г.); XXII международная финно-угорская студенческая конференция (Йошкар-Ола, 2006 г.); Межрегиональная научно-практической конференции «Положение молодежи в финно-угорских регионах Российской Федерации» (Йошкар-Ола, 2006 г.); Международная научно-практическая конференция «Этносоциология в России: научный потенциал в процессе интеграции полиэтничного общества» (Казань, 2008 г.); Межрегиональная научно-практическая конференция «Города среднего Поволжья: история и современность» (г. Йошкар-Ола, 2009 г.); всероссийская конференция «Этническая культура народов Волго-Камья: традиции, трансформации и современные процессы» (г. Йошкар-Ола, 2009 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net