Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Медведев Владислав Валентинович. Поселения и жилища чувашей Башкортостана второй половины XIX – начала XX века: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Медведев Владислав Валентинович;[Место защиты: Удмуртский государственный университет].- Ижевск, 2012.- 22 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность исследования. Поселения и жилища - неотъемлемая составляющая материальной культуры этноса. Наряду с системой питания и традиционным костюмом организация жизненного пространства выступает ведущей в структуре жизнеобеспечения народа. Сельские поселения можно рассматривать как совокупность крестьянских усадеб, объединённых в целое сообщество и связанных между собой различными отношениями: семейными узами, общей хозяйственной деятельностью, совместным землепользованием и владением лесными угодьями, сенокосными лугами, водными ресурсами.

Изучение формирования различных типов поселений - сёл, деревень, хуторов и пр. пунктов способствует созданию чёткой картины понимания социально-экономического положения чувашского крестьянства второй половины XIX - начала XX в. в Башкирии. В процессе рассмотрения истории возникновения поселений раскрываются причины, ход миграции, этнический состав новых населённых пунктов, хозяйственная деятельность.

Центральной составляющей крестьянского двора был жилой комплекс. Его расположение по отношению к внешнему миру, относительно надворных построек, строительные материалы и конструкции, техника строительства -все эти параметры заслуживают тщательного изучения и анализа.

В наши дни происходит изменение облика поселений. Традиционные строения и жилища разрушаются и скоро возможно их полное исчезновение. Этот факт актуализирует необходимость сбора и теоретического осмысления информации о жилищах и хозяйственных строениях чувашей Башкортостана.

Объектом исследования является группа чувашей, проживающая на территории Башкирии, предметом - сельские поселения, строения и жилища чувашей Башкортостана.

Хронологические рамки исследования ограничены второй половиной XIX - началом XX в., хотя многие аспекты освещены в более длительной исторической ретроспективе. Для сравнения также привлечены материалы более позднего происхождения. Нижняя временная граница - вторая половина XIX в. - определена тем, что в данный период в связи с реформой 1861 г. активизируются миграции крестьян из европейской России на свободные земли, в том числе в Башкирию. Развитие инфраструктуры, торговли, расслоение крестьянства приводили к значительным изменениям в облике поселений, отражаясь, в том числе, на традиционной архитектуре.

Верхней границей можно считать начало XX в., когда завершается процесс миграции чувашей в Башкирию и среди населения функционируют элементы этнической культуры, например, строения, жилища, подвергшиеся вскоре трансформации, а затем частичному исчезновению.

Территориальные рамки исследования определены в естественных географических границах восточной части Русской равнины - Приуралье, Южный Урал, Зауралье - охватывают территорию современной Башкирии.

Исторически чуваши расселялись в пределах западных, юго-западных, центральных и южных районов современной Башкирии. В исследовании особое внимание уделено чувашским поселениям Южной зоны, как наименее изученным. Современные деревни чувашей на юге Башкирии локализованы в Зилаирском, Зианчуринском, Кугарчинском, Куюргазинском, Мелеузовском и Хайбуллинском районах.

Степень изученности проблемы. Научных трудов, посвященных поселениям, жилищам и хозяйственным постройкам чувашей, опубликовано довольно много. Однако преобладающая их часть относится к населению метрополии, при этом, чуваши различных этнотерриториальных групп до сих пор изучены не в полной мере. В связи с этим, в представленном историографическом обзоре будут отражены работы, связанные с чувашами Башкирии и содержащие прямые или косвенные сведения о данной группе. По общепринятой градации в историографии проблемы выделяется три хронологических периода: дореволюционный, советский, постсоветский.

1. Дореволюционный период. Первой письменной работой, в которой есть упоминание о чувашах на башкирских землях, является труд П.И. Рычкова . В нём приводятся материалы о расселении чувашей в разных губерниях, освещены вопросы религии, социального положения, но описания материальной культуры и быта нет. В путевых записях отразил увиденное среди чувашей и П.С. Паллас . Его работа представляет собой историко-этнографическое описание разных сторон материальной, духовной культуры народа, в том числе, подворья, жилой избы, её интерьера. Материалы по этнографии чувашей и живущих рядом народов систематизировал Г.Ф. Миллер . Наряду с чувашами, автором были описаны марийцы и удмурты. Отдельные пункты посвящены структуре деревень, усадьбе, жилищу.

В работе И.Г. Георги чувашам уделён незначительный параграф, тем не менее, в нём упоминается об их расселении в Оренбургской губернии и описаны значимые элементы культуры . Комплексной работой, посвященной чувашам, можно считать "Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии" . Несмотря на то, что объектом научного внимания автора стали чуваши Казанской губернии, собранные материалы создают единый образ этноса, включая и переселенцев на башкирских землях.

К середине XIX в. относится работа В.М. Черемшанского, посвященная

1 Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург: Типография Б. Бреолина, 1887. Ч. 1. С. 133-
134.

2 Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773. Ч. 1.

3 Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и
вотяков. СПб., 1791.

4 Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов,
обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб.:
Русская Симфония, 2005. С. 80-85.

5 Фукс А.А. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань: Типография
Казанского Императорского ун-та, 1840.

описанию Оренбургской губернии и народов, проживавших в её пределах . В главе "Турецко-Татарское племя" автор совместно с башкирами, тептярями, мещеряками, татарами рассматривает чувашей. Дана их антропологическая характеристика, описаны быт, религиозная специфика, праздники и обряды. В заключении обрисованы жилище, система питания и костюм чувашей.

К работам, содержащим общие материалы о чувашах, в первую очередь Казанской губернии, относятся труды А.Ф. Риттиха , В.К. Магницкого , К.С. Мильковича . В начале XX в. вышли издания С.А. Батина, СИ. Руденко11.

Внимания заслуживает работа Г.И. Комиссарова "Чуваши Казанского Заволжья" . Описав культуру чувашей Казанской губернии, он затрагивает проблему их расселения в Приуралье, Сибири. Подробный анализ поселений и жилищ исследователь представляет в отдельной главе. Им рассмотрены структура деревень, усадьба, надворные постройки, жилища, интерьер.

В целом, исследования дореволюционного периода относятся к работам обобщающего характера. В них рассматриваются не только чуваши, но и соседние с ними народы, особенности их материальной и духовной культуры, приводятся первые сведения о возникновении и типах поселений, расположении усадеб, хозяйственно-бытовых строений, жилого комплекса. Наряду с общими трудами П.С. Палласа, Г.Ф. Миллера и пр. авторов, появляются работы, посвященные только чувашам (К.С. Милькович, В.А. Сбоев, В.К. Магницкий, Г.И. Комиссаров и др.).

2. Советский период. Изучение чувашей Башкортостана в данный хронологический период можно систематизировать следующим образом:

  1. 1917-1930 гг. - время функционирования элементов традиционной культуры в повседневной жизнедеятельности, высокая степень сохранности народной архитектуры, что фиксировалось при проведении экспедиционных выездов. Изменения в этнической культуре проявляются к началу 1930 г.;

  2. 1930-1955 гг. - период организации новых видов общего хозяйства, НЭП, события Великой Отечественной войны привели к ослаблению интереса к истории и этнографии народов Урало-Поволжья.

6 Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом
и промышленном отношениях. Уфа: Типография Оренбургского Губернского Правления, 1859. С. 173-178.

7 Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. XIV. Казанская губерния. Казань: Типография
Императорского Казанского ун-та, 1870. Ч. П. С. 41-120.

8 Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань: Типография Императорского
ун-та, 1881.

9 Милькович К.С. О чувашах. Этнографический очерк неизвестного автора XVIII столетия. Казань:
Типография губернского правления, 1888.

10 Багин С.А. Об отпадении в магометанство крещеных инородцев Казанской епархии и о причинах этого
печального явления // Православный собеседник. Казань, 1910. №. 1. С. 118-127; № 2. С. 225-236.

11 Руденко СИ. Чувашские надгробные памятники // Материалы по этнографии России. СПб., 1910. Т. 1. С.
81-88.

12 Комиссаров Г.И. Чуваши Казанского Заволжья // Известия Общества археологии, истории и этнографии
при Императорском Казанском университете. Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1911. Т.
XXVII. Вып. 5. С. 311-432.

3. 1955-1991 гг. - проведение в Башкирии экспедиций для изучения локальной группы чувашей, расширение сферы обследования и применение принципа "сплошного" изучения.

Из трудов исследователей 1917-1930 гг. наиболее значимы работы Н.В.

1 "3

Никольского . Его исследования базировались на материалах, собранных им среди чувашей метрополии, но содержали ценные сведения, посвященные чувашам Башкирии. П.А. Петров-Туринге проводил экспедиции по изучению данной группы. Его результаты были опубликованы в нескольких изданиях, среди которых интерес представляет статья "Работа среди чуваш" . Автором подводились итоги полевой работы в различных чувашских поселениях. В ходе экспедиционных выездов были зафиксированы 1200 планов жилищ и дворов, собраны материалы по народному образованию, записано около 100 чувашских песен, сделано 200 фотоснимков.

Ко второму периоду относится труд А.П. Смирнова "Древняя история чувашского народа (до монгольского завоевания)" . В работе приводится описание землянок, полуземлянок, бытовавших в Чувашии в Средневековье, а позднее среди чувашей-переселенцев.

В 1955-1991 г. было опубликовано довольно много работ, в их числе -исследования Н.И. Воробьева , коллективная монография "Чуваши" в 2-х частях, посвященная материальной и духовной культуре чувашей, в том

числе локальных групп этноса . К работам, которые содержат сведения по истории чувашского крестьянства и развитию отношений в селе, относятся труды И.Д. Кузнецова , В.Д. Димитриева .

Процесс крестьянских миграций в Башкирию, участие в них чувашей

рассматривал А.Н. Усманов . Нескольно позднее эти же вопросы поднимали

в своих исследованиях У.Х. Рахматуллин и С.Х. Алишев , затрагивающий проблему вхождения народов Поволжья в состав Российского государства и их последующее социально-экономическое развитие.

Народное творчество чувашей - ткачество, вышивку, резьбу по дереву

13 Никольский Н.В. Краткий курс по этнографии чуваш. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1928. Вып. 1.

14 Петров-Туринге П.А. Работа среди чуваш // Материалы общества по изучению Башкирии: Краеведческий
сборник. Уфа: Изд-во Общества по изучению Башкирии, 1930. №3-4. С. 95-98.

15 Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа (до монгольского нашествия). Чебоксары:
Чувашгосиздат, 1948.

16 Воробьев Н.И. К истории сельского жилища у народов Среднего Поволжья // Краткие сообщения
Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1956 С. 3-18; Воробьев
Н.И. Резьба по дереву у чувашей // Советская этнография. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1956. №4. С.
143-147.

17 Чуваши. Этнографическое исследование. Материальная культура. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1956. 4.
1.; Чуваши. Этнографическое исследование. Духовная культура. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. 4. 2.

18 Кузнецов И.Д. Очерки по истории чувашского крестьянства. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1957;
Кузнецов И.Д. Крестьянство Чувашии в период капитализма. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1963.

19 Димитриев В. Д. История Чувашии XVIII в. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1959.

20 Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа: Китап, 1960.

21 Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII - XVIII вв. Вопросы формирования небашкирского
населения. М.: Наука, 1988.

22 Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья XVI - начало XIX в. М.: Наука, 1990.

и пр. - изучали Г.А. Никитин и Т.А. Крюкова . Ими были рассмотрены разные приёмы резьбы, образцы орнамента, проанализированы фрагменты дома, которые покрывались узорами. Особого внимания заслуживает статья Л.А. Иванова, в которой поселения и жилища чувашей Прикамья и Южного

Урала подвергаются комплексному исследованию . Позднее материалы статьи были использованы автором в его монографии "Современный быт и культура чувашского населения" .

Первым исследованием, посвященным одному из основных бытовых строений - бане - стала статья Г.А. Алексеева . Структура сёл и деревень

исследована А.Г. Симоновым . Поселения, жилища чувашей, как и других

народов Поволжья, изучались К.И. Козловой . В коллективной монографии "Народы Поволжья и Приуралья: историко-этнографические очерки" также

~ 29

рассматривались деревни чувашей, жилые и хозяйственные комплексы .

В работах Г.Б. Матвеева были подробно изучены и проанализированы строительная техника, конструкции жилищ, бытовых строений, материалы .

Среди работ, посвященных декоративному оформлению жилища, наиболее значим труд Е.П. Бусыгина, Н.В. Зорина и Л.С. Токсубаевой . Они рассматривают способы и приёмы оформления дома, орнамент украшений, виды резьбы, анализируют зодчество народов Поволжья.

Трансформация материальной культуры в XX в. нашла отражение в статье В.П. Иванова "Этнокультурные процессы у приуральских чувашей (по материалам экспедиции 1987 г.)" .

Интересна коллективная работа сотрудников ЧНИИ ЯЛИЭ "Чуваши

Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1960.

24 Иванов Л.А. Поселения и жилища чувашского населения Прикамского Заволжья и Южного Урала //
Вопросы истории Чувашии. Ученые записки. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. Вып. XXIX. С. 184-211.

25 Иванов Л.А. Современный быт и культура сельского чувашского населения. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-
во, 1973.

26 Алексеев Г.А. Об использовании бани в чувашской народно-бытовой медицине // Вопросы истории
Чувашской АССР. Ученые записки. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1970. Вып. 52. С. 284-289.

27 Симонов А.Г. Кучевой план в застройке селений народов Среднего Поволжья // Древние и современные
этнокультурные процессы в Марийском крае. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1976. С. 134-144.

28 Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М.: Изд-во Московского ун-та, 1964.

29 Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1985. С. 175-199.

30 Матвеев Г.Б. Крестьянская строительная техника (Северо-западные районы Чувашии) // Вопросы
материальной и духовной культуры чувашского народа. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1986. С. 31-44; Матвеев
Г.Б. О некоторых особенностях традиционного жилища чувашского населения Татарской АССР,
Ульяновской и Куйбышевской областей // Культура и быт низовых чувашей. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ,
1986. С. 32-47; Матвеев Г.Б. Сельские поселения чувашей во второй половине XIX - начале XX вв.
(Материалы к историко-этнографическому атласу) // Этнография чувашского крестьянства. Чебоксары:
ЧНИИ ЯЛИЭ, 1987. С. 35-50; Матвеев Г.Б. Жилище и хозяйственные постройки средненизовых чувашей
(Вторая половина XIX - начало XX вв.) (Материалы к историко-этнографическому атласу) // Традиционное
хозяйство и культура чувашей. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1988. С. 53-63.

31 Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Токсубаева Л.С. Декоративное оформление сельского жилища в Казанском
Поволжье. Казань: Татарское кн. изд-во, 1986.

32 Иванов В.П. Этнокультурные процессы у приуральских чувашей (по материалам экспедиции 1987 г.) //
Этнос и его подразделения. Этнические и этнографические группы в Волго-Уральском регионе. М.: Наука,
1992. 4. 2. С. 70-79.

Приуралья: культурно-бытовые процессы" , в которой затронуты вопросы формирования группы чувашей Башкортостана, материальная и духовная культура, в том числе исскуство на примере надмогильных сооружений и декоративного оформления жилища .

Итак, в советский период локальная группа чувашей Башкортостана становится предметом самостоятельного изучения. В работах исследователей разработке подвергаются вопросы миграции на башкирские земли, развитие селений в новых условиях, межэтнические контакты, процесс трансформации этнической культуры, изменение и частичная консервация элементов.

3. Постсоветский период. В связи с увеличением интереса к проблеме этнографической специфики локальных групп чувашей Урало-Поволжья и более дальних территорий, со стороны ученых уделяется большее внимание изучению чувашей Башкортостана.

История возникновения поселений чувашей на территории Башкирии была подробно рассмотрена А.З. Асфандияровым . Автор также затрагивает проблему межэтнических отношений в Башкирии, положение переселенцев, вопросы землевладения пришлым населением . В.П. Иванов посвятил свои работы анализу расселения, межэтнических контактов, динамик численности чувашей . Изучением хода миграции чувашей в Приуралье и другие районы занимался В.Д. Димитриев , опиравшийся на исторические предания.

Религиозные представления, сохранение традиционных верований, семантика жилища среди чувашей метрополии и различных локальных групп были проанализированы в трудах А.К. Салмина . Обращаясь к обрядовым действиям, он приводит и ареалы их бытования. В содержании встречаются

Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1989.

34 Трофимов А.А. Народное и самодеятельное искусство // Чуваши Приуралья: культурно-бытовые
процессы. Чебоксары: ЧНИИ ЯЛИЭ, 1989. С. 72-93.

35 Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Справочная книга. Уфа: Китап, 1990. Кн. 1;
Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Справочная книга. Уфа: Китап, 1998. Кн. 2-3;
Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Справочная книга. Уфа: Китап, 1993. Кн. 3.

36 Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI - первая половина
XIX в.). Уфа: Китап, 2006.

37 Иванов В.П. Расселение и численность чувашей: Этногеографический очерк. Чебоксары, 1992; Иванов
В.П. Чувашский этнос. Проблемы истории и этногеографии. Чебоксары: ЧГИГН, 1998; Иванов В.П.
Формирование чувашской диаспоры // Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы. М.:
Наука, 2003. Вып. 29. С. 105-123; Иванов В.П. Расселение и численность чувашей в России: историческая
динамика и региональные особенности (Историко-этнографическое исследование): Дис... док. ист. наук.
Чебоксары, 2005; Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Историческая динамика
численности и региональные особенности расселения. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2005; Иванов В.П.,
Михайлов Ю.Т. Чувашское население Оренбургского края: формирование этнотерриториальной группы:
этнокультура, динамика численности // Чувашский гуманитарный вестник. Чебоксары: ЧГИГН, 2007/2008.
№3. С. 63-79.

38 Димитриев В. Д. Чувашские исторические предания: Очерки истории чувашского народа с древнейших
времен до середины XIX в. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1993.

39 Салмин А.К. Религиозно-обрядовая система чувашей. Чебоксары: ЧГИГН, 1993; Салмин А.К. Народная
обрядность чувашей. Чебоксары: ЧГИГН, 1994; Салмин А.К. Семантика дома у чувашей. Чебоксары:
ЧГИГН, 1998; Салмин А.К. Три чувашских божества. Чебоксары: Крона, 2003; Салмин А.К. Система
религии чувашей. СПб.: Наука, 2007.

нередко и ссылки на чувашей Стерлитамакского уезда.

Существенный вклад в изучение группы внесла работа этнографа И.Г. Петрова "Чуваши Башкортостана (Популярный очерк этнической истории и традиционной культуры)" . Издание стало комплексным исследованием, содержащим краткое описание материальной и духовной культуры чувашей в Башкирии. В нем, в том числе, были рассмотрены усадьба, хозяйственные постройки, жилище, внутренний интерьер. Результаты были опубликованы в ряде изданий . В постсоветский период продолжает исследования и Г.Б.

Матвеев . Значительная доля его работ посвящена чувашскому жилищу и двору (материалы, конструкции, расположение строений и пр.).

Проблемы расселения чувашей, исламизации в связи с иноэтничным влиянием, изменение и степень сохранности элементов народной культуры, языковые процессы рассматривались Е.А. Ягафовой .

Немаловажной при изучении жилища является статья исследователя П.П. Фокина "Строительные обряды современной чувашской семьи" . Д.Ф. Мадуров в своей работе касается вопросов декорирования жилища, усадьбы и хозяйственных строении чувашей .

Переселение чувашей в Башкирию становится предметом исследования Г.А. Николаева . Наиболее подробное освещение проблемы предлагается

И.В. Сухаревой . Первая глава её работы посвящена миграции чувашей в XVII - XIX вв. В изучение чувашских селений Башкирии внесли свой вклад

40 Петров И.Г. Чуваши Башкортостана (Популярный очерк этнической истории и традиционной культуры).
Уфа: Уфимская городская типография, 1994.

41 Петров И.Г. Чуваши // Ватандаш. Уфа: Китап, 1999. №9. С. 148-168.

42 Матвеев Г.Б. Материальная культура чувашей. Чебоксары: ЧГИГН, 1995; Матвеев Г.Б. Жилище и
хозяйственные постройки чувашей Приуралья // Материалы по этнографии и антропологии чувашей.
Чебоксары: ЧГИГН, 1997. С. 118-130; Матвеев Г.Б. Чувашское народное зодчество: от древности до
современности. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2005; Матвеев Г.Б. Эволюция чувашского народного
зодчества в 1920-е годы // Художественная культура Чувашии: 20-е годы XX века. Чебоксары: ЧГИГН, 2005.
С. 142-161.

43 Ягафова Е.А. Формирование этнотерриториальных групп чувашей в XVII - XIX веках (историко-
культурный аспект) // Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы. М.: Наука, 2003. Вып.
29. С. 124-148; Ягафова Е.А. Исламизация чувашей в Урало-Поволжье в XVIII - начале XX в. //
Этнографическое обозрение. М.: Наука, 2007. №4. С. 101-117; Ягафова Е.А. Чуваши Урало-Поволжья:
история и традиционная культура этнотерриториальных групп (XVII - начало XX вв.). Чебоксары: ЧГИГН,
2007; Ягафова Е.А. Этноконфессиональные меньшинства чувашей // Этнографическое обозрение. М.: Наука,
2008. №4. С. 114-127; Ягафова Е.А. Чуваши в межкультурном пограничье Урало-Поволжья //
Этнографическое обозрение. М.: Наука, 2009. №6. С. 120-133; Ягафова Е.А. Чуваши-мусульмане в XVIII -
начале XXI вв. Самара: ПГСГА, 2009; Ягафова Е.А. Чуваши в межэтническом взаимодействии в Закамье //
Этнографическое обозрение. М.: Наука, 2010. №6. С. 35-53.

44 Фокин П.П. Строительные обряды современной чувашской семьи // Этнология религии чувашей.
Чебоксары: ЧГИГН, 2003. Вып. I. С. 65-84.

45 Мадуров Д.Ф. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-
во, 2004.

46 Николаев Г.А. Обретение чувашскими переселенцами второй малой родины на башкирских землях в
XVIII - начале XX веков // Чувашский гуманитарный вестник. Чебоксары: ЧГИГН, 2007. №1. С. 154-179.

47 Сухарева И.В. Чуваши Башкортостана в XVII - XIX веках: Экономическое развитие и социальная
структура. Уфа: Гилем, 2007.

краеведы А.Ф. Семёнов , В.В. Николаев и С.Ф. Никитин , М.Х. Сафин , А.А. Ткачев51, Л.А. Федоров52.

В целом, несмотря на значительное число работ, посвященных группе чувашей Башкирии, до сих пор остаются существенные пробелы в изучении структуры поселений, организации жизненного пространства, расположения построек на усадьбе и их функций, жилища, декоративного оформления, домашнего интерьера. Отсутствие комплексной работы по данной проблеме актуализирует необходимость её создания.

Цель исследования состоит в изучении и классификации поселений, хозяйственно-бытовых и жилых строений чувашей Башкирии.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

определить основные факторы, способствовавшие миграции чувашей в Башкирию, формированию самостоятельной этнотерриториальной группы;

обозначить типы и формы поселений;

представить характеристику традиционных жилых и хозяйственных построек, исследовать материалы, конструкции, технику строительства;

выявить воздействие иноэтничного окружения на чувашей Башкирии, установить степень этнической обособленности и сохранения архитектурных традиций обозначенной группы.

Источниковой базой исследования являются материалы различного характера, происхождения и степени репрезентативности:

1. Неопубликованные архивные материалы. В эту группу источников включены архивные документы Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН), а также Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ).

В ГАОО наиболее богатый материал по теме исследования содержится в фондах "Канцелярия Оренбургского генерал-губернатора" (Ф. 6), "Чернов Иван Васильевич" (Ф. 167), "Оренбургское духовное правление" (Ф. 172), "Оренбургское губернское по крестьянским делам присутствие" (Ф. 13), "Оренбургская контора Оренбургского лесного, промышленного и торгового общества" (Ф. 154).

Среди документов НА ЧГИГН выделим "Рукописный фонд проф. Н.В. Никольского по этнографии чувашского народа" (Отд. I). Здесь содержатся сведения о возникновении чувашских деревень в Приуралье, статистические данные, описание поселений, усадьбы, жилых и хозяйственных построек.

Семенов А.Ф. Из истории родного края. Бижбулякский район. Бижбуляк: Бижбулякская районная типография, 1993.

49 Николаев В.В., Никитин С.Ф., Сафин С.Х. История возникновения и развития деревни Чувашские
Карамалы. Генеалогическое древо первопоселенца Никиты Авдокима. Оренбург: Газпромпечать ООО
Оренбурггазпромсервис, 1999.

50 Сафин М.Х. История села Бишкаин. Оренбург: Газпромпечать 000 Оренбурггазпромсервис, 2003.

51 Ткачев А.А. Белорецк: страницы истории (1743-1939 гг.). Белорецк: Белор. дом печати, 2003. Кн. 1.

52 Федоров Л.А. Дюртюли и дюртюлинцы за 300 лет. Туймазы: Туймазинский вестник, 2005.

Содержательными являются фонды, хранящие отчёты экспедиций в сёла и деревни чувашей Башкирии (Отд. III; Отд. IV). Собран был и фотоматериал, хранящийся в Отд. VIII.

Среди материалов ЦГИА РБ, необходимо выделить фонд "Уфимская губернская землеустроительная комиссия" (Ф. 351). В фонде представлены изображения поселений Уфимской губернии, в том числе и чувашских.

2. Полевые этнографические материалы, собранные автором в ходе
экспедиционных выездов в чувашские поселения Башкортостана составляют
основную базу исследования. В период работы были осуществлены поездки в
Аургазинский (с. Бишкаин - 2010 г.; с. Толбазы - 2010 г.; д. Юламаново -
2010 г.), Бакалинский (д. Юльтимировка - 2010 г.; с. Ахманово - 2010 г.),
Гафурийский (с. Антоновка - 2011 г.; д. Дмитриевка - 2011 г.), Зилаирский
(с. Бердяш - 2008, 2009 гг.; с. Ивано-Кувалат - 2009, 2010 гг.; х.
Надеждинский - 2009 г.; с. Ямансаз - 2010 г.), Хайбуллинский (д. Пугачево -
2010 г.; с. Яковлевка - 2010 г.) районы.

В ходе экспедиций значительное количество материала зафиксировано документально (зарисовки, фото- и видеосъёмки). Работа в различных географических зонах помогла получить комплексное представление о сёлах и деревнях, хозяйственных строениях и жилищах чувашей Башкирии.

3. Фонды историко-краееедческих музеев, содержащие значительное
количество вещевого материала и фотоиллюстраций, также способствовали
расширению объема новой информации по изучаемой проблеме. Коллекции
предметов быта, одежды, реконструкция интерьера чувашского жилища,
предметы ткачества, используемые в повседневности, находятся в историко-
этнографическом музее с. Толбазы, школьных музеях с. Бердяш и с. Ивано-
Кувалат, Чувашской воскресной школе им. П.М. Миронова (г. Уфа).

4. Опубликованные материалы, использованные в процессе
разработки проблемы подразделены на различные категории: документы и
материалы, отражающие статистические сведения, отчеты о развитии
разного рода промыслов ; материалы периодической печати, освещавшие
происходящие события54; произведения художественной литературы,
например, сочинение К.В. Иванова "Нарспи"55; произведения фольклорного

56 ту

жанра - предания, песни, пословицы . К числу таких издании отнесена работа Н.И. Ашмарина "Сборник чувашских песен, записанных в губерниях

Переселенцы и переселенческое дело в Белебеевском уезде Уфимской губернии. Отчет о командировке В.А. Абрютина. Уфа: Типография Губернского Правления, 1898; Материалы для исследования промыслов населения Казанской губернии. Казань: Типография Казанского Биржевого Листка, 1887.

54 Баронов С. Изучение быта чувашей. Возвращение экспедиции Чувпедтехникума // Красная Башкирия.
Уфа, 1929. 12 июля. С. 4.

55 Иванов К.В. Нарспи. М: Гос. изд-во Художественная литература, 1937.

56 Мальхов П.М. Симбирские чуваши и поэзия их. Казань: Типография Императорского ун-та, 1877;
Романов Н.Р. Чувашские пословицы, поговорки и загадки. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1960; Сироткин
М.Я. Чувашский фольклор. Очерк устно-поэтического народного творчества. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во,
1965; Песни низовых чувашей (Сб. песен). Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1981; Месарош Д. Памятники
старой чувашской веры. Чебоксары: ЧГИГН, 2000.

Казанской, Симбирской и Уфимской" . В качестве справочных изданий

использовались словари . Здесь также выделим труд Н.И. Ашмарина -"Словарь чувашского языка" . Практическая значимость работы заключена в том, что на каждое чувашское слово автором дана характеристика значений, родственных слов и локальных произношений.

Итак, источниковая база исследования достаточно репрезентативна и позволяет комплексно решить поставленные задачи.

Методологической основой исследования является теория локальных цивилизаций Тойнби, обозначившего цивилизацию как тип человеческого сообщества, вызывающего определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т.е. в области культуры. Тойнби полагал, что цивилизация - это достигшая пределов самоидентификации этническая культура. Под локальной цивилизацией он подразумевал устойчивое единство людей, возникавшее при наличии общей территории, базировавшееся на определенных архетипах, общих ценностях и традициях.

Существование цивилизации находится под влиянием разнообразных условий, что приводит к возникновению своеобразного культурного облика. Формирование, а затем последующее развитие локальных групп происходит именно в таких условиях. Собственная этническая культура, сложившаяся по прошествии определенного количества времени и под воздействием разных причин, позволяет говорить об этнотерриториальной группе как о замкнутой цивилизации, развитие которой происходит отдельно от метрополии.

Теоретико-методологическую основу исследования составили также труды С.А. Арутюнова и Э.С. Маркаряна60, М.В. Витова61, Н.Н. Чебоксарова и И.А. Чебоксаровой62, Г.Б. Матвеева63, Е.Э. Бломквист64, М.Г. Рабиновича65, Н.В. Шлыгиной . Характер диссертации определили предложенные авторами этих работ принципы и методы, на которые сделана опора при раскрытии темы.

В работе использовались различные группы методов исследования -

Ашмарин Н.И. Сборник чувашских песен, записанных в губерниях Казанской, Симбирской и Уфимской. Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1900.

58 Никольский Н.В. Русско-чувашский словарь. Казань: Центральная типография, 1909.

59 Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка (переиздание). Чебоксары: Руссика, 1994-2000. Т. 1-17.

60 Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования (на материалах
армянской сельской культуры). Ереван: АН АрмССР, 1983.

61 Битов М.В. О классификации поселений // Советская этнография. М: АН СССР, 1953. №3. С. 27-37.

62 Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища // Типология
основных элементов традиционной культуры. М.: Наука, 1984. С. 34-64.

63 Матвеев Г.Б. Чувашское народное зодчество: от древности до современности.

64 Бломквист Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и
хозяйственные строения) // Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной
культуры русских, украинцев и белорусов в XIX - начале XX в. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1956. С.
3-458.

65 Рабинович М.Г. Русское жилище в XIII - XVII вв. // Древнее жилище народов Восточной Европы. М.:
Наука, 1975. С. 156-244.

66 Шлыгина Н.В. Крестьянское жилище финнов // Типы сельского жилища в странах Зарубежной Европы.
М.: Наука, 1968. С. 346-360.

общенаучные, общеисторические, методы этнографического исследования.

Среди общенаучных методов в работе использованы аналогия, анализ, описание, синтез, индукция и дедукция.

Общеисторические (специально-научные) методы исследования были представлены единством историко-генетического, историко-сравнительного, историко-типологического и историко-системного подходов.

Историко-генетический метод использован при анализе истории развития жилых и хозяйственных строений. Историко-сравнителъный метод взят за основу исследования, позволял проследить развитие поселений, построек не только среди чувашей, но и соседних этносов. Сравнение, как метод, способствовало выявлению черт, присущих строительной практике чувашей, и одновременно - признаков характерных для Урало-Поволжья.

Историко-типологический метод применен в процессе упорядочивания совокупности объектов на отдельно представленные части. С помощью историко-системного метода по возможности удалось провести целостный и полный анализ структуры поселений, расположения на усадьбе надворных и жилых строений, изучить жилища, постройки.

Полевые исследования проводились методом непосредственного наблюдения, в результате которого происходил контакт с изучаемой группой. Разновидностью опроса явился один из частных методов - интервью. При работе с информаторами использовалось как глубинное, так и структурные интервью. Нередко интервью, задуманное автором как формализованное, становилось полуформализованным либо проводилось в форме открытого.

В исследовании использован метод пережитков, который фиксирует остатки прошлого. Метод позволяет делать выводы о положении вещей на более раннем этапе и служит общим указанием на историческое прошлое народов, среди которых они сложились. Метод использован по отношению к таким традиционным, и даже архаичным постройкам, как лад и двухэтажные амбары. Применен был принцип историзма, предполагающий всесторонний анализ развития исторических процессов и позволяющий изучить явления в конкретной исторической ситуации. В работе также использован принцип системности (системный анализ).

Научная новизна исследования заключается в проведении первого специального историко-этнографического анализа поселений и жилищ чувашей Башкортостана. Впервые жилые, хозяйственно-бытовые комплексы рассматриваются на материале различных населённых пунктов; выявлены основные факторы, способствовавшие миграции; типы заселения, расселения чувашей, формы поселений; установлены материалы строительства; изучены типы и конструкции жилищ, бытовых построек, их расположение на усадьбе.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут стать исходной точкой в дальнейшем изучении чувашей Башкирии. Работа восполняет существенный пробел в исследовании исторического развития, функционирования поселений и жилищ локальной

группы. Материалы могут быть использованы в научной работе сотрудников историко-краеведческих музеев, привлечены при составлении учебных программ, разработке курсов лекций по истории и этнической культуре. Результаты, полученные соискателем, могут быть востребованы в культурно-просветительской деятельности работников учреждений культуры. Положения, выносимые на защиту:

- формирование этнотерриториальной группы чувашей на территории
Башкирии представляло собой сложный процесс, включавший целый ряд
факторов и причин. Возникновение чувашских деревень зависело от мер и
постановлений правительства, благодушия вотчинников-башкир, русских
землевладельцев. Внутриэтнические смешения между чувашами различных
этнографических групп и межэтнические контакты приводили к образованию
полиэтничных поселений, имевших своеобразный культурный облик;

чувашские деревни и сёла на башкирских землях, сохраняли традиционную для чувашей структуру, что не исключало появления новых черт, характерных для данного региона. Процесс организации жизненного пространства соединял в себе дань существовавшей в метрополии традиции, верность исторической памяти и, одновременно, заимствования многих элементов культуры соседних народов;

усадьба чувашей с жилым комплексом и целым рядом построек хозяйственного назначения претерпела трансформации обусловленные не только изменением места жительства и новым этническим окружением, но и процессами, происходящими в России - внедрением новых форм ведения хозяйства, разведением новых культур, техническим переоснащением и т.д.;

географическая обособленность и иноэтничное воздействие, тесные контакты с русскими, башкирами и др. этносами во второй половине XIX -начале XX в. в совокупности привели к значительным изменениям в облике изучаемой группы.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы отражены в 14 публикациях, в том числе 3 работы опубликованы в журнале, рекомендованным ВАК. Результаты исследования апробированы на Международных (Челябинск, 2011 г.) и Всероссийских (Иркутск, 2010 г.; Уфа, 2010 г.; Красноярск, 2011 г.; Петрозаводск, 2011 г.; Уфа, 2011 г.) конференциях. Статьи и тезисы по проблеме исследования публиковались в сборниках Магнитогорского государственного университета.

Диссертационное исследование обсуждено на заседании кафедры истории Древнего мира и средних веков ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» 5 октября 2011 г.

Структура исследования состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и трёх приложений (список информаторов, списки чувашских поселений Башкортостана, иллюстрации).


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net