Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Литература зарубежных стран

Диссертационная работа:

Куличихина Марина Алексеевна. Тело и телесность в немецком романтизме: концепции и образы: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Куличихина Марина Алексеевна;[Место защиты: Российском государственном гуманитарном университете].- Москва, 2012.- 24 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Центральная проблема культуры романтизма – человек, абсолютные смыслы и истины его жизни, восхищение его безграничным потенциалом и боль за умаление человека в современном мире, пролагание новых путей существования человека, общества, искусства и науки.

Двухвековая традиция изучения романтизма в литературе выдвигала на первый план духовную сферу в романтической концепции личности, однако человек интересовал романтиков как целостное телесно-духовное единство, они остро реагировали на нарушения этого единства в обществе конца XVIII – первой трети XIX века. Современные подходы к исследованию тела в литературе позволяют раскрыть важность телесного измерения в литературе романтизма.

Тело как культурный феномен оказывается в фокусе внимания гуманитарных наук начиная с 1960-х гг., по мере идущих в обществе перемен. Сексуальная революция и трансформация традиционных ролей мужчины и женщины, прогресс медицины и естественных наук приводят к повышению внимания к телу; индустрия моды и красоты, пластическая хирургия, косметическая и фармацевтическая промышленность процветают за счет насаждаемого рекламой образа идеального тела. В гуманитарном знании тело и весь комплекс связанных с ним проблем телесности становятся самостоятельным объектом исследования.

Открытию новых дискурсов телесности способствовали работы нескольких поколений философов. В работах Ф.Ницше, З.Фрейда, Э.Гуссерля, Ж.Лакана, М.Мерло-Понти, Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Ж. Батая и в особенности М. Фуко тело рассматривается на новом философском и методологическом уровне. Их труды открывают новое, телесное измерение в различных дискурсах, в том числе и в литературных текстах разных эпох.

В обширной теории телесности нас интересует репрезентация тела в художественной литературе, тело как предмет литературоведческого анализа и определенный угол зрения, ключ к прочтению текста. За последние годы было опубликовано множество работ, посвященных телу в литературе разных стран и эпох, от античности до постмодернизма. В отечественной традиции образцом исследования телесности является труд М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» (1965), но активно телесная проблематика начинает разрабатываться у нас только в 1990-х годах. Что касается разработки проблем телесности в литературе романтизма, зарубежные и отечественные ученые активно работают на материале английского и американского романтизма; на этом исследовательском поле сложилась своя методология анализа телесности в литературном произведении. Для немецкого романтизма существуют работы, посвященные отдельным аспектам телесности, определенным концепциям либо конкретным авторам, но нет исследований, в которых телесность в немецкой романтической литературе изучалась бы комплексно, в ее развитии, в которых предлагалась бы картина эволюции представлений о теле и художественных приемов его изображения от раннего к позднему немецкому романтизму.

Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что проблематика тела и телесности у романтиков, впервые поставивших вопросы, актуализированные сегодняшним технологическим прогрессом (об этике создания искусственного тела и интеллекта, о границе тела и техники, о критериях различения живого и неживого), системно изучается на материале немецкого романтизма.

Объектом исследования является корпус художественных и эстетических текстов немецкого романтизма, в которых наиболее показательно, с нашей точки зрения, представлены основные подходы к проблеме телесности; предмет исследования – эмпирически выделенные три основные концепции человеческого тела в литературе немецкого романтизма (тело-машина, тело-знак, тело как организм), особенности их художественного воплощения в творчестве конкретных авторов, их соотношение и эволюция.

Основная цель работы – представить основные пути художественной рефлексии о теле и телесности в литературе немецкого романтизма.

Поставленной целью определяются задачи исследования:

систематически представить концепции тела, наличные в Западной Европе конца XVIII-первой трети XIX в. и востребованные в немецком романтизме;

проанализировать образы тела в избранных для рассмотрения произведениях немецкого романтизма и исследовать, каким образом преломляются актуальные в эпоху романтизма концепции тела в художественных текстах;

выявить эволюцию представлений о теле от раннего к позднему немецкому романтизму.

Методология исследования определяется поставленными задачами. Традиционные академические методы литературоведческого анализа, использованные в названных выше работах, сочетаются с интердисциплинарными подходами, включающими методы таких разделов современного гуманитарного знания, как история идей, теория телесности, гендерная критика. Анализ художественного текста сквозь призму разных концепций тела помогает увидеть новые аспекты в проблематике и поэтике романтического произведения.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно сводит воедино и систематизирует представленные в критике разрозненные подходы к телесной проблематике в философии и литературе немецкого романтизма; выявляет проблемы тела и телесности в художественных произведениях немецких романтиков; дает анализ недостаточно представленных в критике аспектов романтической литературы.

Материалом исследования в диссертации являются канонические произведения немецких романтиков Новалиса, Фр.Шлегеля, Л.фон Тика, Г.фон Клейста, Э.Т.А. Гофмана. Среди затрагиваемых произведений в нашем литературоведении недостаточно изучены роман «Ночные бдения Бонавентуры» (впервые приводятся аргументы недавно установившейся в немецком литературоведении атрибуции текста Э. А.Клингеманну), повести Л.А. фон Арнима «Рафаэль и его соседки», «Майорат», новелла Э.Т.А Гофмана «Магнетизер», рамочное повествование сборника «Серапионовы братья».

Источниками исследования являются литературно-критические, философско-эстетические работы самих немецких романтиков, отечественные и зарубежные монографии и статьи по немецкому, английскому и американскому романтизму, литературоведческие работы, использующие интердисциплинарные подходы критической теории к изучению литературных репрезентаций тела и телесности.

На защиту выносятся следующие положения.

В результате значительных изменений в социально-культурной жизни общества, развития науки и техники на рубеже XVIII-XIX вв. менялись телесные практики, что влекло за собой философскую переконфигурацию наличных концепций человеческого тела, а в литературе – повышенный интерес к образам тела, телесной проблематике.

Романтики в основном не приемлют рационалистическую концепцию тела-машины, которая ограничивает свободу воли человека. Образы искусственного тела (автоматы, протезы и оптико-механические устройства, двойники, куклы и марионетки) являются у них формой критики представления о человеческом теле как о машине.

Физиогномика Лафатера (тело как знак) своим жестким детерминизмом также вступала в противоречие с романтическим идеалом свободной личности, но наложила сильный и разный отпечаток на романтиков разных этапов: ранние романтики изображают тело как прозрачный знак, поздние – как знак обманчивый, ложный.

Противоположные рационалистическим моделям тела универсализирующие концепции тела-микрокосма (ранний романтизм) и магнетического тела (поздний романтизм) в их художественном воплощении оказались наиболее созвучными дальнейшему развитию представлений о теле как организме.

Внимание к телу и телесности в литературе немецкого романтизма выводит романтиков на проблемы субъективности человеческого восприятия. Связанные с проблематикой телесности мотивы сна, двойничества, автомата углубляют романтический психологизм, идет выработка литературных приемов не только для развития литературного портрета XIX в., но и для изображения жизни подсознания.

Развитие представлений о теле в немецком романтизме шло по пути отхода от традиционной дихотомии «душа/тело», замещения ее представлением о материальном сознании, помещенном в тело, что способствовало психосоматическому осмыслению человека и развитию психоанализа и оказало значительное влияние на дальнейшую культурную и литературную традиции.

Научно-практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться в общих курсах истории зарубежной литературы, а также на специальных семинарах и занятиях по немецкому романтизму, теории телесности и телу в литературе.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры зарубежной литературы и журналистики Института филологии и журналистики СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Основные положения диссертационного исследования были изложены в ряде научных публикаций, а также на следующих конференциях и научных семинарах: XV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, МГУ; Всероссийская научная конференция «Филология и журналистика в начале ХХI века», Саратов, СГУ; конференция “Bodies in motion”, в университете Род-Айленда, США; аспирантская конференция в University of Washington, г.Сиэтл, США; семинары участников программ «Михаил Ломоносов» и «Иммануил Кант» в г.Бонне, Германия и в Москве, междисциплинарная научная зимняя школа гейдельбергского университета „Der (un)durchsichtige Mensch. Wie weit reicht der Blick in die Person“, конференция ИМЛИ «Новалис: личность и культура».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и трех приложений.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net