Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Литература зарубежных стран

Диссертационная работа:

Абелян Марина Карапетовна. Функционирование мифологических мотивов в творчестве Дэйвида Герберта Лоренса: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Абелян Марина Карапетовна;[Место защиты: Воронежском государственном университете].- Воронеж, 2012.- 24 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Начало XX века в Великобритании отмечено особыми чертами. Во-первых, страна постепенно утрачивала свое мировое господство, что привело к значительным социальным переменам. Во-вторых, новаторские идеи ученых-натуралистов начала XX века подрывали авторитет Церковного Писания, а мысли философов ставили под сомнение истинность духовных догматов. Развитие науки конца XIX - начала XX вв. обусловило возникновение новой конфронтации богословия с естествознанием, что неминуемо повлекло за собой подрыв религиозных основ. Место официальной религии заняли древние мифологии, поэтому в английской культуре наметилась возрождение эстетического интереса к мифу, который охватил разные проявления культуры. Стимулом этого процесса являлось признание мифа вечно живой основой бытия. Именно в русле сопряжения различных начал: архаического, охватывающего легенды и верования древних народностей, и библейского, включающего в себя ветхозаветную и новозаветную традиции, - развивалась английская литература начала XX века.

Важная роль в модернизации английской литературы принадлежит Дэйвиду Герберту Лоренсу (David Herbert Lawrence, 1885 - 1930). Его проза близка к традиционным формам повествования, но содержание он наполняет различными новаторскими идеями. Свою задачу писателя он видел в передаче эмоциональной жизни человека, считая любовь чрезвычайно важной сферой проявления таящихся в человеке возможностей. Тема взаимоотношения полов является ведущей в его творчестве; она вливается в более широкое русло -связь между человеком и природой, окружающим миром.

Д. Г. Лоренс является фигурой мирового масштаба, без которой немыслимо восприятие английской литературы (а также мировой литературы в целом). Он был бесконечно талантливым человеком своей эпохи, смелым художником, писателем-экспериментатором, поэтом и эссеистом, драматургом. Ни один английский театр не обходится без постановок спектаклей по его пьесам, более полусотни лет его романы экранизируются. Существуют общества "D. Н. Lawrence Society" в Америке и Австралии, которые ежегодно проводят конференции, посвященные тому или иному аспекту жизни и творчества писателя. Более того, в сети интернет функционирует дискуссионное общество Рананим (The Rananim Society - это общество-утопия, которое хотел создать Д. Г. Лоренс со своими единомышленниками и реализовать в нем свою философско-эстетическую программу), посвященное жизни и творчеству Д. Г. Лоренса. Все это подчеркивает особую значимость творчества этого писателя в мировой культуре.

Степень изученности проблемы. Критическая литература, посвященная творчеству Д. Г. Лоренса и накопленная английским и американским литературоведением, огромна. Его творчеству посвящены работы Г. Т. Мур (Moore Н. Т. The Priest of Love: A Life of D. H. Lawrence), P. Олдингтона

(Aldington R. D. H. Lawrence: An Indiscretion), П. Поплавски (Poplawski P. D. H. Lawrence: A Reference Companion), Ф. P. Ливис (Leavis F.R. D.H.Lawrence: Novelist), Ю. Гудхарт (Goodheart E. The Utopian Vision of D. H. Lawrence), 4. Бьюрек (Burack, Ch. M. D. H. Lawrence's Language of Sacred Experience: The Transfiguration of the Reader), К. Уидмер (Widmer K. Defiant Desire: Some Dialectical Legacies of D.H. Lawrence). В романе О. Хаксли «Контрапункт» прототипами главных героев романа, Марка и Мэри Рэмпион, являются Дэйвид Герберт и Фрида Лоренс (Huxley A. Point Counter Point).

В российском литературоведении есть несколько работ, в которых речь идет о мифологии в творчестве Лоренса (В.Полховская, А.Пустовалов и др.), однако в основном оно чаще рассматривалось в аспекте исследования отношений между мужчиной и женщиной, страсти, желаний, интимной близости между ними. Жизнь и творчество английского писателя исследует Б.М. Проскурин в своей монографии «Английская литература 1900 - 1914гг.». Роману «Любовник леди Чаттерли» посвящена статья Игоря Кона «С точки зрения сексологии», в которой исследователь утверждает, что Д. Г. Лоренс в своем романе борется с пуританским, ханжеским отношением к интимной стороне любви.

Николай Пальцев в своей статье «По ту сторону сексологии» замечает, что на творчество Д. Г. Лоренса произвели неизгладимое впечатление книги Тургенева, Льва Толстого, Чехова. Критик подчеркивает также и негативное отношение Д. Г. Лоренса к войне и милитаризму. Пальцев утверждает, что основной темой творчества писателя являются попытки самореализации в сфере частного бытия. В диссертации Н.М. Пальцева 1996г. (Проблема интертекста в литературе английского модернизма: проза Д. X. Лоренса и В. Вулф) подробно исследуются ранние романы писателя. Также творчеству Д. Г. Лоренса посвящены работы Г.М. Ермаковой, Д.Г. Жантиевой, Н.П. Михальской и др.

При этом отсутствуют исследования, дающие типологию мифов у Лоренса, выясняющие соотношение архаичных и библейских сюжетов и рассматривающих мифологию Лоренса в соответствии с его философскими и религиозными взглядами.

Современная интерпретация произведений Д. Г. Лоренса на страницах учебных пособий по зарубежной литературе нередко суживает богатейшее поэтико-эстетическое наследие писателя. Поэтому актуальным является обращение к творчеству Д. Г. Лоренса, писателя с ярким мифопоэтическим сознанием, прозу которого отличает сложный тип связи и способов перехода мифологического мышления в ткань произведения. В его творчестве мы констатируем последовательную тенденцию, связанную с возрождением мифологического мироощущения и актуализацией архаического мышления.

Актуальность. Работа посвящена одной из актуальных научных проблем, которую можно обозначить как миф в модернизме. Несмотря на то,

что об этом написано уже немало (особенно о Джойсе, Элиоте и Кафке), она отнюдь не решена и является дискуссионной, требует особого рассмотрения проблема христианских аллюзий в модернистских произведениях первой половины XX века. Изучение творчества Д. Г. Лоренса с этой точки зрения может обогатить науку новыми фактами и решениями. Актуальным мы считаем также разоблачение мифа о самом Лоренсе, сложившемся в нашем литературоведении, как о гуманисте-романтике, смело критикующем викторианскую мораль, противопоставляющем гнету «буржуазной цивилизации» красоту природы. Важно понять, с каких позиций осуществляется эта критика.

Научная новизна. Впервые в отечественном литературоведении представлено комплексное целостное исследование творчества английского писателя-модерниста Д. Г. Лоренса как мифологического писателя. Осуществлена попытка систематизировать все типы мифов, определить их смысл, функции и место в художественной картине мира Д. Г. Лоренса. Акцентирована проблема полемики Лоренса с христианством, инверсии евангельских образов в его произведениях. В данной работе Д. Г. Лоренс представлен как сознательный продолжатель идей Ф. Ницше, религиозный писатель неоязыческого направления. Впервые введен в научный оборот ряд рассказов и эссе Д. Г. Лоренса, ранее не переведенных на русский язык.

Цель диссертационного исследования - проанализировать романы, повести и поэзию Д. Г. Лоренса с точки зрения функционирования в них мифологических мотивов и выявить своеобразие авторского мифа Д. Г. Лоренса и философско-религиозные основы его творчества.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть творчество Лоренса с точки зрения мифологизма.

  2. Классифицировать и систематизировать различные мифологические образы и мотивы.

  3. Объяснить причины обращения писателя именно к этим структурам.

  4. Проанализировать философско-религиозные основы мифопоэтики Д. Г. Лоренса.

  5. Выяснить отношение Лоренса к христианскому учению, текстам Евангелий, показать эволюцию взглядов писателя, постепенное формирование его антихристианской позиции.

  6. На основе полученных выводов исследования охарактеризовать авторский миф Д. Г. Лоренса.

Объектом исследования является художественное творчество Д. Г. Лоренса, в том числе теоретико-литературные труды и эссеистика разных лет, личная переписка, тематически связанная с содержанием настоящего исследования.

Предметом исследования являются особенности мифологических мотивов в творчестве Д. Г. Лоренса и специфика их функционирования.

Материалы исследования. В диссертации исследуются малоизученные произведения писателя: романы «Жезл Аарона», «Влюбленные женщины», повести, не переведенные на русский язык, «Женщина, которая уехала», «Обертон», «Человек, который умер». К анализу привлекаются практически неизвестные российскому читателю статьи Д. Г. Лоренса, такие как «О Достоевском и Розанове», «Дух места», «Корона», «Искусство и мораль». Одна из них («Дух места») впервые переведена нами на русский язык (режим доступа: ). Особенное внимание уделено романам «Радуга», «Любовник леди Чаттерли», рассказу «Солнце». Выбор именно этих текстов обусловлен тем, что, одни из них («Обертон», «Женщина, которая уехала», «Человек, который умер») неизвестны российскому читателю и не имеются в переводе, а другие («Жезл Аарона», «Радуга», «Любовник леди Чаттерли», «Влюбленные женщины») до сих пор не рассматривались исследователями с точки зрения функционирования в них мифологических мотивов.

Методологическую и теоретическую основу составило использование комплекса классических и современных методов изучения литературного произведения. Большое значение для данной диссертации имели символическая теория мифа Э. Кассирера, исследования М. Элиаде в области ритуализма и онирическое учение Г. Башляра, а также структуралистическая теория К. Леви-Стросса. Немаловажными оказались труды современных исследователей: С. Аверинцева, Е. Мелетинского, М. Бахтина, Ю. Лотмана, А. Лосева, В. Иванова, Д. Соболева. В исследовании использовались работы отечественных и зарубежных ученых о творчестве Д. Г. Лоренса: Н. М. Пальцева, Н. П. Михальской, П. Поплавски, К. Уидмер, Р. Олдингтона и др.

Методология диссертации носит комплексный характер. Использованы
биографический, культурно-исторический, системно-типологический,

сравнительно-сопоставительный и структурно-семиотический методы.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Главной философской составляющей творчества Лоренса стало учение Ф. Ницше о диониссийстве, о «жизни как эстетическом феномене», об «опасности интеллекта и морали». Д. Г. Лоренс последовательно вкладывает в повествование то пантеистическое ощущение, которое коррелирует с представлением Ницше о «чуде дионисийства», в котором происходит связь между людьми и природой. Также можно говорить о влиянии на Лоренса идей К. Г. Юнга, Дж. Фрейзера, Дж. Кэмпбелла, К. Дженнер, Э. Карпентера.

  2. Основным художественным принципом Лоренса следует считать мифологизм. Мифологические мотивы «заложены» в основу сюжетов и всей образной системы большинства его произведений.

3. Лоренс обращается к двум типам мифов: архаическим (первобытные верования, мифология южноамериканских индейцев, древних египтян, античные легенды) и библейским (Ветхий и Новый Завет). Среди архаичных

особое место занимают космологические и природные мифы (архетипы Солнца и Луны, дающие оппозицию «свет - мрак», которые у Лоренса рождают сложное взаимодействие). Символом новой жизни становится у Лоренса мифологема Радуги. Традиционные образы святости и кротости (голубь и агнец) заменяются животными, символизирующими силу, - орел и лев, возможно, позаимствованные у Ф. Ницше. Аллюзии на Священное Писание почти во всех случаях имеют характер полемики, а иногда даже пародии, иронии по отношению к Библии. Суть полемики заключается в отказе от духовных категорий - любви к ближнему, сострадания, смирения, покаяния - в пользу телесных материальных сущностей (физической любви между полами, воли к власти). При этом у Лоренса сохраняется летописный, возвышенный, метафоричный стиль, напоминающий стиль Библии. Образ Иисуса Христа далек от евангельского прототипа: в нем наиболее отчетливо звучит у Лоренса его полемика со Священным Писанием. Лоренс подвергает сомнению возможность воскресения и бессмертия (в рассказе «Человек, который умер»), а вместо этого предлагает свою «святыню» - жизнь в ее биологическом проявлении.

4. Мифологические мотивы в произведениях Лоренса нередко
выстраиваются в бинарные оппозиции: Мужчина - Женщина, Солнце - Луна,
Свет - Мрак, Огонь - Вода и др. Но они не всегда абсолютно противоположны,
а, как правило, находятся в сложной диалектической связи. Наличие оппозиций
является фундаментальным принципом дуализма, который, согласно Лоренсу,
лежит в основе всего.

5. Функции мифологических мотивов таковы:

а) с помощью традиционных мифологических мотивов и образов, но
значительно переосмысленных и введенных в иные контексты, формируется
новый авторский миф с элементами утопии и дегуманизации;

б) осуществляется полемика с традиционными представлениями
(рационализм, христианство);

в) происходит универсализация конкретных сюжетов вплоть до
глобальных символических значений;

г) появляется новое качество психологизма: благодаря мифу
представлены не столько индивидуальные, сколько всеобщие особенности
психики (особенно в отношениях мужчины и женщины).

6. Авторский миф Лоренса можно охарактеризовать так: человек в
процессе развития цивилизации отошел от своей природной основы, к которой
он может вернуться только через любовь (мужчины и женщины),
освобожденную от всех условностей, моральных табу (одним из которых
является христианская мораль). В этом утопичность художественного мира
Лоренса. Но Лоренс в то же время и психолог (за ним огромная традиция
европейского романа XVIII и XIX вв.), поэтому его утопия содержит элементы
драмы: непонимание между полами, постоянная борьба за влияние, стремление

к свободе. Путь человека, по Лоренсу, это путь от Неба к Земле (а не наоборот, как в ортодоксальном христианстве). Тело, плоть, земля - более важная ценность, чем дух. Лоренс предлагает неоязыческую модель человеческой жизни, которая реализуется через многочисленные мифологические образы и мотивы, играющие роль символов: Женщина, Мужчина, Земля, Солнце, Луна, Лес, Феникс, Радуга, Орел, Змея, Цветок (роза, омела), Камень. Его поэзия близка поэзии мифа, где преобладает универсальное и всеобщее. Его творчество, как и творчество европейских символистов конца XIX - начала XX веков, во многом теургично и мистично. Философия Лоренса, пророческая по стилю, близка к пантеизму, а дидактическое и профетическое начало сближает ее с древней поэзией, поэтому неслучайным является обращение писателя к первобытным мифам.

Теоретическая значимость. В данной работе на конкретном материале рассматривается теоретическая проблема формирования и функционирования религиозной и мифологической символики в рамках европейского модернизма первой половины XX века.

Практическое значение диссертационной работы заключается в возможности использования ее результатов в новой научной парадигме, посвященной проблеме авторской мифопоэтики, художественных особенностей творчества Д. Г. Лоренса, истории английского модернизма. Материалы исследования могут использоваться в разработке лекционных курсов по истории зарубежной литературы XX века, спецкурсов, посвященных проблемам английского романа XX века и теории литературной критики. Результаты исследования можно учитывать при отборе произведений классики английской литературы XX века для перевода на русский язык.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения Кубанского государственного университета. Отдельные ее аспекты изложены в выступлениях на научных студенческих и аспирантских конференциях Кубанского государственного университета и Армавирского государственного педагогического университета, а также на международной научной конференции, проводимой при Северо-Кавказском институте бизнеса и технологий.

Результаты исследования представлены в 7 публикациях, 2 из которых напечатаны в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации определяется логикой изучения поставленной проблемы и подчинена поочередному решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения и списка использованных источников (297 источников, 171 из которых на английском языке).


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net