Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Попова Светлана Васильевна. Традиционная культура питания русского населения Мордовии (конец XIX – начало XXI вв.): автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Попова Светлана Васильевна;[Место защиты: Научно- исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия].- Чебоксары, 2012.- 23 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Мордовия в этнокультурном аспекте представляет собой уникальную полиэтничную модель. Здесь в течение многих веков идет взаимодействие и взаимовлияние множества народов, каждый из которых изначально обладал своим традиционным укладом жизни. Пища, как одна из главнейших подсистем в системе жизнеобеспечения любого этноса, занимает особое положение, выполняя свою основную биологическую функцию. Помимо этого она отражает процесс экономической адаптации к экологическим условиям территории обитания, являясь связующим звеном между организмом человека и природной средой, а также несет определенную социокультурную нагрузку. Система питания является ценным источником информации о мировоззренческих установках, образе жизни, межэтнических контактах. Ее составные части обусловлены природно-географической средой и хозяйственной деятельностью, мировоззрением и мировосприятием того или иного этноса, национальными традициями. Актуальность исследования повышается в связи с тем, что традиционная система питания, хоть и обладает определенной стабильностью, с течением времени подвержена изменениям. Наиболее существенные изменения происходят вследствие перемен в хозяйственной жизни общества. На современном отрезке времени еще сохраняется возможность фиксации традиционных способов добычи, приготовления, а также использования кушаний и напитков в повседневной жизни, обрядах и ритуалах. Сегодня, когда актуализируются проблемы сохранения традиционной культуры народа, большое внимание уделяется пропаганде народной кухни - одного из знаковых этнических символов, воспринимаемых как национальное достояние. Питание влияет на качество и продолжительность жизни. Привлекательность традиционной пищи в глазах современного населения связана также с представлениями о ее соответствии здоровому образу жизни, доступности основных продуктов, рациональности способов их хранения и переработки.

Таким образом, изучение системы питания русского населения Мордовии как части материальной культуры, в которой более других сохраняются традиционные черты, представления народа о своей этничности, в условиях глобализации и унификации культур представляется весьма актуальным.

Объектом исследования является русское население Мордовии.

Предмет исследования - культура питания русских Мордовии. Изучение пищи через призму этнографии позволяет рассмотреть её как неотъемлемый компонент традиционно-бытовой культуры этноса, находящийся во взаимосвязи со многими аспектами жизни, отражающий взаимоотношения внутри социума, адаптивные возможности и этническое самосознание.

Хронологические рамки диссертации охватывают конец XIX - начало XXI вв. Нижняя граница исследования определена устойчивостью основных элементов традиционной культуры русских, что отмечено в исследованиях различного рода. С начала XX в. жизнь русского населения Мордовии отмече-

4 на постоянными трансформациями, связанными с процессами урбанизации и изменением социально-экономических условий жизнедеятельности. Именно в этот период происходят значительные перемены в системе питания исследуемого этноса Мордовии как одной из главных составляющих материальной культуры в целом. В значительной степени хронологические рамки также определяются состоянием источниковой базы.

Территориальные рамки исследования охватывают ареалы компактного проживания русских в сельской местности Мордовии, в которых в большей степени сохранились культурно-бытовые традиции и этническая специфика. Были исследованы селения 21 района Республики Мордовия: Атюрьевского, Ардатовского, Атяшевского, Болыпеберезниковского, Болыпеигнатовского, Дубенского, Ельниковского, Зубово-Полянского, Инсарского, Ичалковского, Кадошкинского, Ковылкинского, Краснослободского, Кочкуровского, Лямбир-ского, Ромодановского, Рузаевского, Старошайговского, Темниковского, Тор-беевского и Чамзинского.

Степень разработанности проблемы. Русский этнос, обладающий самобытной и яркой культурой, издавна привлекал к себе внимание исследователей разных направлений.

Планомерное изучение культуры русского населения России ведется с XVIII века. Среди отечественных учёных следует отметить М. В. Ломоносова, И. М. Снегирева, А. М. Терещенко, И. В. Бертенсона, Н. И. Михайлова, Р. Кребеля, М. Забылина, И. П. Сахарова, Г. Верещагина, Н. Н. Виноградова1, в работах которых содержится материал о природной среде, климате, традиционном питании, гигиене, обрядах жизненного цикла русского народа.

В 70-х гг. XIX в. И. М. Снегирев описал русские простонародные праздни-ки и суеверные обряды и использование в них определенных блюд . Одной из первых попыток обобщить различные сведения о русском населении страны можно считать работу М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, пре-дания, суеверия и поэзия» . Вопросы общественного и семейного быта русской деревни довольно широко освещены в книге А.А. Терещенко, где приводится описание пищи как необходимого элемента праздников и обрядов . Труд крупнейшего советского этнографа Д. К. Зеленина «Восточнославянская этногра-

1 Ломоносов М. В. О сохранении и приумножении российского народа. М., 1956; Снегирев И. М.
Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.,1839; Терещенко А. М. Быт русского
народа. М., 1848; Бертенсон И. В. Гигиеническая сторона крестьянского вопроса. М., 1858;
Михайлов Н. И. Народные предрассудки. Вера в порчу и врачевание // Библиотека для чтения. М.,
1859. С. 23-34; Кребель Р. Народная медицина и народные средства различных племен Русского
царства. М., 1868; Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.
М., 1880; Сахаров И. П. Сказания русского народа. Спб., 1885; Верещагин Г. Р. О народных
средствах врачевания в связи с поверьями // ЭО. М., 1898. С. 113-151; Виноградов Н. Н. Заговоры,
обереги, спасительные молитвы //Живая старина. Спб., 1907. С. 1-24.

2 Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1839. Вып. 2.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 2003.

4 Терещенко А. В. Быт русского народа. М., 1999.

5 фия», впервые изданный в 1927 г. в Германии, переизданный в 1991 г. , является первым обобщающим изложением этнографии русских, украинцев и белорусов, где объективно зафиксировано состояние бытовой культуры восточных славян, в том числе и традиционной системы питания, накануне преобразований, начало которым было положено событиями октября 1917 г., и которые затем осуществлялись в ходе урбанизации страны, сопровождавшей процесс индустриализации. Значительный вклад в изучение системы питания в научно-теоретическом плане внесли советские этнографы. В коллективной монографии «Русские: ис-торико-этнографический атлас» обобщен огромный материал о хозяйстве, жилище, пище и одежде русских крестьян конца XIX - начала XX вв. Обобщаю-щие сведения о жилых постройках русских содержатся в работе Г. Г. Громова . Вопросам взаимосвязи религиозных верований и обрядов с использованием

зерновых культур посвящено исследование Л. А. Тульцевой . Г. Г. Шаповалова и Л. С. Лаврентьева проанализировали традиционные обряды и фольклор русских Поволжья, где нашло отражение использование пищи . Нормы поведения русских при проведении различных обрядов, взаимоотношения различных возрастных групп общества нашли свое отражение в трудах М. М. Громыко, Т. А. Бернштам . В книге «Этнография восточных славян» освещены сведения о происхождении и расселении русских, об их быте, культуре, семье и семейных отношениях, обычаях, обрядах, праздниках и ритуальных празднествах . Довольно значительный материал о современной бытовой культуре русских и о различных сторонах их народной жизни: поселениях и жилище, общественных праздниках, обычаях, обрядах, рассматриваются в коллективной монографии О.

Р. Будиной и М. Н. Шмелевой «Город и народные традиции русских» . В работе «Русские: семейный и общественный быт» особое внимание уделено эволюции материальной и духовной культуры, в том числе и пище, начиная с древнерусского периода истории и до наших дней. Исследованием этнокультурных традиций славянских народов занималась В. К. Соколова, которая, рассматривая праздники календарного обрядового цикла русских, украинцев и белорусов,

1 "3

дает анализ и обрядовой пищи . Проблеме взаимодействия традиций и окружающей среды посвящена статья В. А. Липинской, основанная на материалах конца XIX - XX вв., периода, в котором завершилось формирование обширной

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

Русские: историко-этнографический атлас. М., 1967. 7 Громов Г. Г. Крестьянское жилище // Очерки русской культуры XVin в. М., 1977. Ч. 1.

Тульцева Л. А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже ХГХ и XX веков // Советская этнография. 1978. №3. С. 31-47.

Шаповалова Г. Г. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья. Л., 1985. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян ХГХ в. М., 1986; Ее же. Мир русской деревни. М., 1991; Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины ХГХ-ХХ в. Л, 1988.

Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.

12 Будина О. Р. Город и народные традиции русских. М., 1989.

13 Соколова 3. П. Традиции в современных обрядах и праздниках народов СССР // Традиции в
современном обществе. Исследование этнокультурных процессов. М., 1990

этнической территории традиционной кулинарии русского народа . Проблема сохранности традиций в пище русских на рубеже XX - XXI вв. нашла отражение в работе Т. А. Ворониной, в которой автор приходит к выводу, что этническая специфика питания русских выражается в использовании прежних способов приготовления хлеба и хлебных изделий, в составлении обеденного меню, непременно включающего первое горячее блюдо и каши . Накопленные за долгий период изучения русского народа данные, обобщены И. И. Шангиной. Она прослеживает историю русского традиционного быта со времен становления Российского государства, касаясь, в том числе изменения культуры питания . Большой сравнительный материал, характеризующий традиционную культуру русских, нами был извлечен из монографии B.C. Бузина «Этнография

русских» . Автор дает характеристику разным сторонам жизни русского населения, описывая их жилища, хозяйственную деятельность, промыслы, пишу.

Работы, в которых в той или иной степени рассмотрены вопросы традиционной культуры русского населения Мордовского края, появились в середине

XIX века. В исследовании Н. В. Прозина содержатся сведения о свадебной пи-
ще русских Краснослободского уезда . Интересный материал о русских Тем-
никовского уезда изложен в исследовании П. П. Семенова-Тян-Шанского, в ко
тором дана и характеристика питания . Из числа публикаций начала XX в.
следует отметить монографию Б. А. Куфтина «Материальная культура русской
мещеры», в которой сделано описание традиционного жилища и утвари рус-

ских Темниковского и Спасского уездов . Значительный вклад в изучение русского населения Среднего Поволжья внес Е. П. Бусыгин, который проанализировал изменения в его культуре и быте во второй половине XIX - начале

XX вв. Хозяйство и материальная культура русских Ульяновского Поволжья
стали предметом исследования в коллективной монографии «Этнография на-

родов Среднего Поволжья» . В ней значительное внимание уделено вопросам истории формирования русского населения края, рассматриваются техника ведения сельского хозяйства, поселения и жилище, одежда, домашняя утварь, система питания и другие элементы материальной культуры.

Несмотря на то, что со времени образования мордовской автономии при-

Липинская В. А. Адаптивно-адаптационные процессы в народной культуре питания русских // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001. С. 18-40.

Воронина Т. А. Традиции в пище русских на рубеже ХХ-ХХІ веков // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001. С. 41-72.

Шангина И. И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. Спб., 2003; Ее же. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия. Спб., 2003. 17 Бузин В. С. Этнография русских. СПб., 2007.

Прозин Н. В. Город Краснослободск и Краснослободский уезд // Памятная книжка Пензенской губернии за 1865, 1866, 1867 гг. Пенза, 1868. С. 126-129.

Семенов-Тян-Шанский П. П. Географико-статистический словарь Российской империи. Спб., 1885. 5 КуфтинБ. А. Материальная культура русской мещеры. М., 1926.

Бусыгин Е. П., Зорин Н. В., Михайличенко Е. В. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Казань, 1973. 22 Бусыгин Е. П., Зорин Н. В.Этнография народов Среднего Поволжья. Казань, 1984.

7 оритет в этнографических исследованиях отдавался изучению мордовского этноса, исследователи рассматривали и различные аспекты материальной и духовной культуры русских, проживающих на территории края. К. Э. Бломквист описал интерьер, внутреннюю планировку жилища русских Инсарского, На-ровчатского, Спасского уездов . Хозяйство русских Мордовии описал

Г. Г. Данилов . В 1970-е гг. вышли работы, в которых был проведен сравнительный анализ традиционной культуры населения Мордовии (русских, мордвы, татар). Из региональных исследований, так или иначе затрагивающих изу-

чаемую проблему, следует выделить работу И. И. Фирстова , где подробно описаны промыслы русских крестьян всех уездов Мордовии. Необходимо отметить также работы А. С. Лузгина. В его монографии «В тесном соседстве» содержится богатый материал о традиционной пище и утвари, хозяйственной деятельности русских Мордовии. Автор на широком фактическом материале проследил параллели в культуре русского и мордовского населения . Материальная культура, ее сохранность на бытовом уровне и процессы трансформации анализируются автором в статье «Материальная культура и ее бытовое функ-

ционирование» . Из числа исследователей, занимавшихся обрядовой стороной жизни русского населения Мордовии, следует отметить Т. П. Федянович. Она детально изучила семейные и свадебные обряды мордвы, где нашло примене-

ние обрядовой пищи, в сопоставлении с аналогичными обрядами русских .

В последнее время активизировалась работа по выявлению и анализу традиционной культуры русского населения Республики Мордовия сотрудниками и аспирантами Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия под руководством Л. И. Никоновой, которая наряду с исследованием традиционной системы жизнеобеспечения финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья, занимается изучением отдельных аспектов культуры русских . Пища как одна из составляющих системы жизнеобеспечения русского населения Мордовии рассматривалась

Бломквист К. Э. Общие черты в крестьянском жилище русских и украинцев // СЭ. 1954. № 4. С. 37-39.

24 Данилов Г. Г. Из истории земледелия Мордовии. Саранск, 1964.

25 Фирстов И. И. Рогожно-кулевой промысел в пореформенной Мордовии (1861-1917 гг.) // Ма
териалы по археологии и этнографии Мордовии: Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1974. С. 163-170.

Лузгин А. С. В тесном соседстве: Хозяйственная и материальная культура русского населения Мордовии. Саранск, 1987.

Лузгин А. С, Мезин П.М. Материальная культура и ее бытовое функционирование // Социалистический быт мордовского села. Саранск, 1986. С. 127-134.

Федянович Т. П. Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. Л., 1978; Ее же. Свадебные обряды русских и мордвы Мордовской АССР (сравнительная характеристика). Саранск, 1982.

Никонова Л. И. Народная и научная медицина: взаимодействие и взаимовлияние: к постановке проблемы // V Конгресс этнографов и антропологов России, Омск 9-13 июня 2003 г. М., 2003. С. 242 - 243; Ее же. Этномедицина славян в системе их жизнеобеспечения // Культура славян Оренбуржья. Оренбург, 2003. С. 62-82; Ее же. Мордовия в этнокультурном пространстве: к постановке проблемы // Этнокультурное образование: опыт и перспективы. Саранск, 2007. С. 13-21 и др.

8 С. Г. Мордасовой . Функции обрядовой пищи проанализированы Т. В. Аксено-вой . В работах Н. А. Скворцовой, Н. Н. Авдошкиной, В. В. Ковалевой, Е. А. Кирилловой, О. В. Спициной рассматриваются различные стороны материальной и духовной культуры русского населения, проживающего в Мордо-

вий, в том числе их связь с системой питания исследуемого этноса .

В качестве сравнения и для выявления взаимовлияния народов Республики Мордовия в диссертации были использованы труды ученых, занимающихся изучением материальной и духовной культуры других народов Мордовского края. Исследованиям материальной культуры мордвы (пищи, утвари и т.п.) по-священы работы П. М. Мезина, Г. А. Корнишиной . Система жизнеобеспечения, культура питания татар-мишарей, проживающих в Республике Мордовия, отражена в ряде публикаций Л. Н. Щанкиной и Н. Н. Габитовой . В качестве

Мордасова С. Г. Традиционная культура русских Республики Мордовия и система их жизнеобеспечения: дисс ... канд. ист. наук. Саранск, 2004; Ее же. Пища в системе жизнеобеспечения русских, проживающих на территории Республики Мордовия // Наука и инновации в Республике Мордовия. Саранск, 2003. С. 125-128; Ее же. Традиционные биологические средства лечения русских на территории Республики Мордовия // Информационный бюллетень Ассоциации этнографов и антропологов России. Саранск, 2003. № 2 (2). С. 10-16 и др.

Аксенова Т. В. Традиционные обряды и праздники русских Республики Мордовия. Саранск, 2010; Ее же. Православные праздники как основа традиционной культуры русского населения Республики Мордовия // Од вий : сб. науч. ст. аспирантов и докторантов / НИИ гуманитар, наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2008. Вып. 4. С. 119-123 и др.

Скворцова Н. А. Формы игрового общения молодежи у русских мордовского края (конец XIX- начало XX вв.) / Этнокультурное образование: опыт и перспективы. Саранск, 2008. С. 99-104; Авдошкина Н. Н. Полотенце в убранстве традиционного жилища мордвы и русских / VTI конгресс этнологов и антропологов России. Саранск, 2007. С. 125; Ее же. Полотенце в праздничной обрядности мордвы / Этнокультурное образование: опыт и перспективы. Саранск, 2008. С. 23-24; Ковалева В. В. Роль крестьянской одежды русских мордовского края в семейных и окказиональных обрядах / Этнокультурное образование: опыт и перспективы. Саранск, 2008. С. 11-12; Кириллова Е. А. Традиционное жилище русских Мордовии // VII конгресс этнологов и антропологов России. Саранск, 2007. С. 22; Спицина О. В. Обычное право русских в Республике Мордовия // "УП конгресс этнологов и антропологов России. Саранск, 2007. С. 302.

Мезин П. М. Материальная культура мордвы-эрзи и мокши (пища, утварь, одежда). Эволюция с конца ХГХ по 80-е гг. XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1994; Лузгин А. С, Мезин П. Н. Материальная культура и ее бытовое функционирование // Социалистический быт мордовского села. Саранск, 1986. С. 127-134 и др.; Корнишина Г. А. Традиционные обряды и обычаи мордвы: исторические корни, структура, формы бытования Саранск, 2000; Ее же. Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект). Саранск, 2008 и др.

Щанкина Л. Н. Этнокультурная традиция татар-мишарей в системе их обеспечения: автореф.
дисс канд. ист. наук. Саранск, 2004; Ее же. Этнокультурные традиции мордвы и татар По
волжья и Приуралья в системе их жизнеобеспечения (историографический обзор) // Роль науки в
социально-экономическом развитии Республики Мордовия. Саранск, 2003. С. 83-86; Ее же. Ре
гиональные особенности традиций татар-мишарей, проживающих в Мордовии: на примере пове
рий и обрядов, связанных с жилищем // Этнокультурное образование: опыт и перспективы. Са
ранск, 2007. С. 54-56 и др.; Габитова Н. Н. Питание татар-мишарей в системе их жизнеобеспече
ния // Информационный бюллетень Ассоциации этнографов и антропологов России. Саранск,
2005. № 1 (3). С. 23-39; Ее же. Культура питания как основа здорового образа жизни (к истории
вопроса) // Информационный бюллетень Ассоциации этнографов и антропологов России. Са
ранск, 2005. № 2 (4). С. 26-30; Ее же. Пища татар-мишарей Республики Мордовия // Аграрный

9 теоретической базы и сравнительного материала в диссертационном исследовании рассматривались труды ученых Чувашской и Удмуртской Республик, Марий Эл, Ульяновской области и др.

Проведенный историографический обзор свидетельствует о том, что, несмотря на наличие ряда серьезных научных работ по этнографии, истории и культуре народов Республики Мордовия, питание русских, проживающих в Мордовии, не являлась предметом специального исследования.

Цель диссертации - комплексное изучение традиционной культуры питания в укладе жизни русского населения Мордовии.

Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:

показать значимость природно-географической среды в формировании культуры питания;

изучить хозяйственную деятельность и промыслы, их влияние на традиционное питание;

охарактеризовать степень сохранности и трансформации повседневной, обрядовой и праздничной пищи;

рассмотреть обстановку традиционного жилища и утварь как элементов системы питания;

проанализировать повседневный, праздничный и обрядовый этикет питания, выявить в нём традиции и инновации

строй Среднего Поволжья в этническом измерении // Матер. VIII межрегион, науч.-практ. конф. историков-аграрников Среднего Поволжья. М., 2005. С. 417-423.

35 Чуваши: история и культура: в 2 т. / Отв. ред. В. П. Иванов. Чебоксары, 2009; Димитриев В. Д. Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа: сб. ст. Чебоксары, 2004; Его же. Чувашские исторические предания. Очерки истории чувашского народа с древних времен до середины XIX века. Чебоксары, 1993; Минеева Е. К. Чувашская диаспора в трудах исследователей конца ХГХ - начала XX веков // Вестник Чувашского университета. 2006. № 6. С. 58-73; Матвеев Г. Б. Чувашское народное зодчество: от древности до современности. Чебоксары, 2009; Иванов В. П., Димитриев В. Д., Николаев В. В. Чуваши: этническая история и традиционная культура. М., 2000; Иванов В. П. Этническая география чувашского народа. Историческая динамика численности и региональные особенности. Чебоксары, 2005; Иванов А. Г., Сану-ковК. Н. История марийского народа. Йошкар-Ола, 1998; Сануков К. Н. Братское сотрудничество народов Поволжья в развитии сельского хозяйства. Йошкар-Ола, 1978; Его же. Голод 1921-1922 годов в Марийской автономной области и американская помощь // Полемика. № 6. - Июль 2000. // (Дата обращения 15.05.2011); Таймасов Л. А. Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII - начале XX века: автореф. дис. ... док. ист. наук. Чебоксары, 2004; Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 1992; Загре-бин А. Е. Финно-угорские этнографические исследования в России (ХУШ - первая половина

XIX в.). Ижевск, 2006; Этническая экология: теория и практика. М., 1991; Энциклопедия Хаба
ровского края и Еврейской автономной области: Опыт энцикл. геогр. слов. Хабаровск, 1995; Тра
диционная пища как выражение этнического самосознания / Отв. ред. С. А. Арутюнов. М., 2001;
Ягафова Е. А. Самарские чуваши (историко-этнографические очерки). Конец XVTI - начало

XX вв. Самара, 1998; Ее же. О диалектных особенностях языка чувашей самарского Заволжья //
Вопросы археологии и этнографии Чувашии. Чебоксары, 2000; Ее же. Чуваши-мусульмане в
ХУШ - начале XXI вв. Самара, 2009 и др.

Источниковая основа исследования. В процессе работы автор опирался на различные источники: архивные материалы Государственного архива Пензенской области (ГАЛО), Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ), Научного архива ПСУ РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (НАГКУ НИИГН), архивы поселковых администраций, опубликованные источники и статистические данные.

В фондах ГАЛО были обнаружены неопубликованные материалы, содержащие сведения о количестве земли и информация о культурах, выращиваемых в Мордовском крае. В фонде Ф. Р-9 содержатся данные о количестве крупного рогатого скота в хозяйствах населения Мордовского края в XIX веке. Указанная информация была использована для характеристики растительной, мясной и молочной пищи в системе питания русского населения Мордовии. Из фондов ЦГА РМ, в частности из архивов районных инспектур госстатистики, были извлечены сведения о хозяйстве и занятиях русского населения (Ф. Р-8, 773, 1764 и др.). Информационная ценность этих документов определяется тем, что данные сведения позволили сравнить состояние хозяйства, размеры земельных участков, наличие скота в крестьянских семьях на протяжении XX века. Изменения, происходившие в хозяйстве и быту русского населения Мордовии, нашли отражение в его культуре питания. Информация о численности, расселении и хозяйстве русских в Мордовском крае начала XX в. извлечена и из статистических источников. Статсведения о поголовье скота выявлены в Подворных переписях крестьянского хозяйства Симбирского, Пензенского и других уездов . Данные о размере земельных наделов, количестве земли, находившейся под усадьбой, пашней, выгоном, под садом и др. были обнаружены в фондах Статуправлений Мордовской АССР (Ф. Р-1764, 742, 2127 и др.). Документы фондов Ф. Р-274, Ф. Р-1236, Ф. Р-1237, Ф. Р-2218, Ф. Р-2237, Ф. Р-1288 и др. помогли собрать и обобщить материалы, характеризующие размер площади посевных и огородов, количество домашнего скота в селах районов Мордовии: Атюрьевском, Кочку-ровском, Ромодановском, Атяшевского, Болыпеберезниковского и др.

Неоценимую помощь оказали данные НА ПСУ НИИГН, собранные в ходе этносоциологической экспедиции, проводимой Институтом этнографии АН СССР и МНИИЯЛИЭ при Совете Министров МАССР в 1973 г. (фонды И-1669 - И-1692), где содержится богатый фактический материал по повседневной и обрядовой пище.

Перепись населения 1926 г. Поволостные и алфавитные списки населенных мест Пензенской губернии. Пенза, 1928; Подворная перепись крестьянского хозяйства. Обработана Г. В. Шубом. Справочные сведения о селениях и поообщинные таблицы по данным сплошной и подворной переписи. Краснослободский уезд. Вып. 3. Пенза, 1913; Подворная перепись Симбирской губернии 1910-1911 гг. Вып. 5. Карсунский уезд: Издание Симбирского Губернского Земства. Симбирск, 1914; Подворная перепись крестьянского хозяйства. Отдел 3. Разработанная под непосредственным руководством Г. В. Шуб. Итоги погубернской разработки материалов сплошной и выборочной подворной переписи. Ч. П. Вып. 12. Пенза, 1923; Подворная перепись Симбирской губернии 1910-1911 гг. Ардатовский уезд. Вып. 3. Симбирск, 1913.

Одним из основных источников для написания диссертации явились полевые материалы, собранные автором в районах Республики Мордовия: Красно-слободском, Ельниковском, Зубово-Полянском, Дубенском, Рузаевском и др. В ходе опросов пожилого сельского населения, а именно оно и является основным носителем информации, была собрана значительная информация, касающаяся приготовления пищи, что позволило уточнить внутреннюю структуру традиционной системы питания русского населения Мордовии, а также выяснить, какие изменения происходят в составе пищи и способах её приготовления на современном этапе.

В целом использованная в исследовании источниковедческая база является репрезентативной, она позволяет в полном объёме решить поставленные исследовательские задачи.

Методологической основой исследования являются теоретико-методологические разработки ведущих отечественных исследователей С. А. Арутюнова, Ю. И. Мкртумяна, Ю. В. Бромлея, В. И. Козлова, С. А. Токарева, Б. X. Бгажнокова, Л. И. Никоновой, А. С. Лузгина, Г. А. Кор-нишиной, Н. Ф. Беляевой и др.

В диссертации использовались принципы: историзма, предполагающего изучение любого явления в динамике, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности; научной объективности, предусматривающего всесторонний охват изучаемого явления и личностного подхода. Для изучения культуры питания русских Мордовии применялись такие методы, как структурно-функциональный, который заключается в выявлении функции и структуры того или иного культурного элемента или социального института в жизни народа (в данной работе таким культурным элементом является пища русского населения Мордовии); сравнительно-исторический, позволяющий выявить отдельные аспекты культуры питания в её развитии на протяжении XIX - XX вв.; интеграционный, основанный на взаимосвязи различных областей научного знания - истории, источниковедения, культурологии, политологии, этнографии и этнопсихологии, способствующих решению поставленных задач; этносоцио-логический (опрос, анкетирование, наблюдение).

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она является первым обобщающим исследованием, в котором подробно изучена повседневная, обрядовая и праздничная пища русских Мордовии конца XIX -начала XXI вв., их этикет питания. На основе полевого материала проанализирована структура традиционного питания русского населения, выявлены её сохранность и функционирование составных частей, изучены инновации, происходившие в культуре питания на протяжении XX в., под влиянием изменявшихся социально-экономических условий. Указанные положения соответствуют 3, 4, 7 пунктам Паспорта специальностей ВАК при Минобрнауки России 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На традиционную культуру питания русских Мордовии оказали влия-

12 ниє природно-географический, климатический, социально-экономический и конфессиональный факторы. Принадлежность к одному культурно-хозяйственному типу, сходная природно-географическая среда обусловили единство традиционной структуры питания русских и других народов Мордовии. В то же время проявило себя и этнокультурное взаимодействие.

  1. Повседневная культура питания русских Мордовии была обусловлена главными видами хозяйственной деятельности, такими, как земледелие и животноводство и основывается на употреблении растительной, мясной и молочной пищи, сохраняя в основном традиционный набор блюд. Основными блюдами русской кухни продолжают оставаться щи, каши. Значительно возросло употребление овощей и фруктов.

  2. Особенность обрядовой пищи проявляется не только в приготовлении особых блюд, но и в их количестве, разнообразии, именно в ней устойчиво сохраняются особенности национальной кухни, обычаи приготовления традиционных блюд, правила приема пищи. Культура питания является важной частью обрядов и праздников: семейных и общественных.

  3. Праздничную культуру питания русских, проживающих в Мордовии, характеризует преобладание традиционных блюд животного происхождения. Наряду с этим, за счет новых продуктов ассортимент праздничных блюд значительно расширился.

  4. Традиционные элементы материальной культуры русских, проживающих в Мордовии, сохранялись практически в неизменном виде до второй половины XX века. С середины XX в. в связи с изменениями социально-экономических условий жизни происходит трансформация элементов обустройства жилища и утвари.

  5. Этикет питания представляет собой сложное культурное явление, неразрывно связанное со всей системой традиционного, веками складывавшегося мировоззрения этноса, в нем сконцентрированы основные этнические особенности народа. На протяжении XX в. в этикете русских Мордовии происходят изменения в сторону упрощения обрядовой стороны, связанные с объективными причинами, главными из которых являются процессы урбанизации и изменение социально-экономических условий жизни населения.

Апробация работы. Основные положения диссертации, ее выводы и обобщения обсуждались на заседании отдела археологии и этнографии ПСУ РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия»; опубликованы автором в 12 статьях общим объемом 2,7 п. л., из них в ведущих научных журналах рекомендованных ВАК - 4. Основные выводы докладывались на международных, российских, межрегиональных, республиканских конференциях и конгрессах: VI международной научной конференции «Межкультурные коммуникации: стратегии образования и методика обучения языкам (Симферополь, Украина, 2007); VII международном конгрессе этнографов и антропологов России (Саранск, 2007); всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и пер-

13 спективы» (Саранск, 2008); двух межрегиональных - «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (Саранск, 2006); «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (Саранск, 2007); региональном научно-практическом семинаре «Современное начальное образование: проблемы, тенденции, перспективы» (Саранск, 2006).

Структура диссертации выстроена в соответствии с задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, приложения.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net