Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Хабибуллина Зиля Рашитовна. Мусульманское духовенство башкортостана на рубеже XX–XXI веков: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Хабибуллина Зиля Рашитовна;[Место защиты: Удмуртский государственный университет].- Ижевск, 2012.- 24 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность исследования. На рубеже XX-XXI вв. возросла роль религии, в том числе ислама, в общественной, духовной жизни Российской Федерации, в формировании приоритетов дальнейшего развития российской гражданской нации с учетом задач обеспечения национальной безопасности государства. В этой связи для страны в целом и российских мусульман в частности, большое значение приобретает сохранение мусульманской духовной традиции, культурных ценностей и социальных институтов, опирающихся на многовековой опыт развития в историко-культурном пространстве России. В сохранении этих традиций, выстраивании оптимальных взаимоотношений между мусульманами - гражданами России, обществом и государством, особая роль отводится мусульманскому духовенству.

Кроме того, духовенство в исламе, как и в любой другой религии, характеризует общее состояние конфессии, определяет ее имидж, выступает носителем ее культурных ценностей, аккумулирует духовные, социальные, общественные запросы религиозной части населения. В повседневной жизни служители культа оказывают влияние на поведение верующих, помогают поддерживать нравственные идеалы и моральные нормы в обществе. Социально-политические перемены последних двух десятилетий не могли не сказаться на состоянии корпуса религиозных деятелей и росте социальной потребности в них.

Обращение к проблеме мусульманского духовенства, его роли в современных этноконфессиональных и этнополитических процессах, функций, структуры, профессиональной деятельности, условий ее осуществления, общественных взглядов, духовно-нравственной ориентации, политических предпочтений и тенденций развития является актуальным с научной точки зрения. Получение и введение в научный оборот новейшего эмпирического материала по данной проблематике повышает степень актуальности диссертационного исследования.

Таким образом, объектом исследования является мусульманский социум Российской Федерации, предметом - обобщенная характеристика служителей ислама на рубеже XX-XXI вв. в Республике Башкортостан (далее - РБ).

Территориальные рамки работы ограничены Республикой Башкортостан - одним из крупных регионов функционирования ислама в России. С X в. ислам способствовал здесь формированию принципов толерантности между представителями различных народов и конфессий. Более 200 лет в Уфе находится Центральное духовное управление мусульман России (далее - ЦДУМ), - учрежденное в 1789 г. как Оренбургское магометанское духовное собрание. Мусульманское сообщество Башкортостана и его духовенство имеют как характерные, так и специфические социальные, культурные, психологические и структурные особенности, а также своих религиозных и политических лидеров.

Хронологические рамки диссертации охватывают 1990-е гг. XX в. -начало XXI в. (октябрь 2011 г.). Выбор нижней хронологической границы обусловлен принятием Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» 1990 г. и Закона Башкирской ССР 1991 г. «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР», определивших новый правовой статус религиозных организаций и духовенства. Проведение исследования до 2011 г. связано с актуальностью изучения динамики и современного состояния мусульманского сообщества Башкортостана.

Степень изученности проблемы. В настоящее время издано большое количество трудов, посвященных как исламу в целом, так и конкретным аспектам этой темы, включая изучение мусульманского духовенства некоторых регионов России. Современное мусульманское духовенство Башкортостана не становилось предметом специального исследования - в отдельных работах имеются результаты анализа социологических опросов, научно-справочный материал, хроника событий . Однако на сегодняшний день недостаточно изучены организационно-правовые аспекты его функционирования, ценностные ориентации, социальное самочувствие, кадровый состав.

При изучении проблемы значимыми оказываются труды, которые в целом посвящены религии и исламу в частности. Феномен религии, основные функций религиозного ритуала, типология религиозных групп и религиозного лидерства, взаимосвязь между религиозной верой и экономическими основами общества анализируются в работах отечественных (В.И. Гараджа, К. Каариайнен, Л.Н. Митрохин, М.П. Мчедлов, С.А. Токарев, СБ. Филатов, И.Н. Яблоков) и зарубежных ученых (М. Вебер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Т. Парсонс) . Пониманию психологии религии и служителей культа в современном обществе способствуют работы А.Л. Журавлева, Н.А. Журавлевой .

Труды З.И. Левина, А.В. Малашенко, Л.И. Медведко, В.В. Наумкина,

1 Галлямов P.P. Исламское возрождение в Волго-Уральском макрорегионе: сравнительный анализ моделей
Башкортостана и Татарстана // Ислам от Каспия до Урала: Макрорегиональный подход. М, 2007. С. 71-117 ;
Силантьев Р.А. Ислам в современной России. Энциклопедия. М., 2008; Хасанова А.Г. Религиозные
объединения Республики Башкортостан в 1985-2005 гг. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2007; Юнусова А.Б.
Интеллектуальные ориентиры современного мусульманского духовенства Башкортостана // Экономика и
управления. 2002. № 6. С. 36-38; Ее же. Ислам и мусульмане в общественном и бытовом пространстве
Республики Башкортостан // Россия и ислам: межцивилизационный диалог. Уфа, 2006. С. 127-129.

2 Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995; Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом
сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. СПб.-М, 2000;
Митрохин Л.Н. Философские проблемы религиоведения. СПб., 2008; Мчедлов М.П. Религиоведческие
очерки // Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М., 2005. С. 91-134;
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976; Религия и общество. Очерки религиозной жизни
современной России / Под ред. СБ. Филатова. М.-СПб, 2002; Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2008.

3 Вебер М. Социология религии. Типы религиозных сообществ // Избранное. Образ общества. М., 1994;
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. М., 1988; Маркс К.,
Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 4. М., 1954-1983; Парсонс Т. Современный взгляд на Дюркгеймову теорию религии //
Религия и общество. Ч. 1. М., 1994.

4 Журавлев А.Л. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности
исследования // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 5-19; Журавлева Н.А. Динамика ценностных
ориентации личности в российском обществе. М., 2006.

СМ. Прозорова, Т.С. Саидбаева, А. Сюкияйнена содержат общетеоретические и методологические подходы для анализа этноконфессиональных процессов, связанных с исламом и имеют большое значение для осмысления степени влияния мусульманского духовенства на общественно-политическую жизнь общества, культуру, политику в различных регионах . Исследования А.А. Игнатенко, И.П. Добаева, А.В. Малашенко, В.В. Наумкина, К.И. Полякова характеризуют политические перспективы ислама в России, рассматривают явление религиозного фундаментализма, дают ему определение и оценки .

В работах А.А. Нуруллаева, М.И. Одинцова, Н.А. Трофимчука посвященных проблеме государственно-религиозных отношений, а именно взаимоотношению государства с религиозными организациями, отмечается их высокая авторитетность среди населения . Организационные стороны мусульманской религиозной жизни, позиции духовных управлений, духовенства и верующих по отношению к светской власти в исторической ретроспективе проанализированы Р.Г. Ландой, В. Садуром . Отношения и формы взаимодействия руководителей мусульманских организаций с политическими силами в современной России отражены в публикациях Г. Емельяновой .

В теоретических разработках зарубежных исламоведов (А. Беннигсен, Ш. Келькеже, Д. Льюис, К. Мацузато, Я. Рой, Д. Форест)6 центральное место занимает концепция «мусульманского возрождения», осмысливается значение мусульманской религии для восточных народов России. По их мнению, ислам всегда был и будет интегрирующим фактором их жизни,

1 Левин З.И. К вопросу о роли мусульманского духовенства // Ислам и социальные структуры Ближнего и
Среднего Востока. М, 1990. С. 129-144; Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996; Его же.
Исламское возрождение в современной России. М., 1998; Медведко Л.И., Германович А.В. Именем
Аллаха... Политизация ислама и исламизация политики. М., 1988; Наумкин В.В. Ислам и мусульмане:
культура и политика. Статьи, очерки, доклады разных лет. М.-Н. Новгород, 2008; Прозоров СМ. Ислам как
идеологическая система. М., 2004; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического
исследования. М., 1984; Сюкияйнен А. Правовая культура ислама. М., 1999.

2 Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988; Его же. Ислам и политика. М., 2004; Добаев И.П.
Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов-на-Дону, 2001; Его же. Исламский
радикализм. Ростов-на-Дону, 2003; Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М.,
2006; Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов. М., 2005.

3 Нуруллаев А.А. Равенство религий перед законом - важное условие гармонизации межконфессиональных и
межнациональных отношений // Государственно-церковные отношения в России. М., 1993. С. 27-32; Одинцов
М.И. Несколько эпизодов из жизни муфтия // Наука и религия. М., 1990. № 1. С. 3-5; Его же.
Вероисповедные реформы в Советском Союзе и в России. 1985-1997 гг. М., 2010; Трофимчук Н.А.
Государственно-церковные отношения: проблемы и пути их решения // Исторический вестник. М., 2000. № 7 (11).
С. 338-343.

4 Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995; Садур В. Мусульмане в СССР: история и современность // На пути к
свободе совести. М., 1989. С. 417-451.

5 Yemelianova G. Russia's Umma and its Muftiis II Religion, State and Society. 2002. Vol. 27. № 2. P. 140-149; Ее
же. Islam and power II Islam and Russia: A Historical Survey. London and New York, 2002. P. 61-116.

6 Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay С Islam in the Soviet Union. L., N. Y., 1967; Бенингсен А. Мусульмане в
СССР. Париж, 1983; Льюис Д. После эпохи атеизма: Пер. с англ. СПб., 2001; Мацузато К. Дискурсы и
поведение мусульманских деятелей Волго-Уральского региона. Влияние региональных образов
самовосприятия и стратегии областных администраций // Ислам от Каспия до Урала: Макрорегиональный
подход: Сб. статей / Под ред. К. Мацузато. М., 2007. С. 118-159; Рой Я. Ислам в Советском Союзе после
второй мировой войны // Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. М.,
1998; Forest J. Religion in the new Russia. N.Y., 1990.

основой национальной культуры, народного самосознания, фундаментом будущих национально-освободительных движений.

Современный образ имамов невозможно оценить без анализа образовательного уровня, поэтому важными оказываются работы, в которых рассматривается проблема мусульманского образования (М. Муртазин, P.P. Мухаметшин, Д.В. Мухетдинов, А.А. Ярлыкапов) .

В самом Башкортостане сложилось современное исламоведческое направление, занимающееся изучением актуальных проблем ислама, исторического опыта участия мусульманского населения региона в социальной, экономической и политической жизни России.

Так, в монографиях А.Б. Юнусовой рассматривается история Башкирского духовного управления мусульман с 1917 г., судьбы отдельных мусульманских деятелей России, анализируются основные направления и этапы развития законодательно-правовой базы функционирования ислама в России в XVI-XX вв.2. Исследования P.M. Мухаметзяновой-Дуггал, Г.Б. Фаизова также способствуют определению места мусульманского духовенства республики в государственно-исламских отношениях .

Из башкирских ученых, занимающимися общими или частными вопросами истории коранических школ, следует отметить Т.М. Аминова, Л.С. Тузбекову, Л.Ш. Сулейманову, М.Н. Фархшатова4. P.P. Шариповым проанализирован социальный портрет современных учащихся в мусульманских учебных заведениях РБ .

Конфессиональная идентичность, интеллектуальные ориентиры мусульманского населения, мусульманское духовенство Российской империи отражены в работах З.Г. Аминева, Д.Д. Азаматова, Р.Г. Кузеева, А.Б. Юнусовой, Л.А. Ямаевой . Исследования современных этнографов и историков свидетельствуют, что восприятие башкирами мусульманских

1 Муртазин М. Актуальные задачи по развитию исламского образования в России // Инновационные ресурсы
мусульманского образования и культуры: Вторые Фахретдиновские чтения. М.-Н. Новгород, 2011. С. 17-20;
Мухаметшин P.M. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана XX в. Казань, 2005;
Мухетдинов Д.В. Мусульманское духовенство России: возможности и пути возрождения статуса группы
элиты // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международнополитический аспекты. 2006.
№ 2 (4); Ярлыкапов А.А. Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и в настоящем // Вестник
Евразии. 2003. № 2 (21). С. 5-31.

2 Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999; Ее же. Ислам в Башкортостане. М., 2007.

3 Мухаметзянова-Дуггал P.M. Формирование новой модели государственной политики в сфере свободы
совести и ее реализация на региональном уровне (на примере Республики Башкортостан). Уфа, 2010; Фаизов
Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа, 1995; Его же. Ислам и
государство: единство, противоборство, конвергенция. Уфа, 2010.

4 Аминов Т.М. Антология истории мусульманского образования в Республике Башкортостан / сост. Т.М.
Аминов. Уфа, 2010; Сулейманова Л.Ш. Национальные учебные заведения в Башкортостане в первое
сорокалетие XX века. Уфа, 2000; Тузбекова Л. С. Медресе «Галия» - высшее мусульманское учебное
заведение Башкортостана (1906-1919 гг.). Уфа, 2007; Фархшатов М.Н. Самодержавие и традиционные
школы башкир и татар в начале XX века (1900-1917 гг.). Уфа, 2000.

5 Шарипов P.P. Шакирды: социальный портрет современного учащегося медресе // Этнос. Общество.
Цивилизация: II Кузеевские чтения /Под ред. А.Б. Юнусовой. Уфа, 2009. С. 386-388.

6 Аминев З.Г., Ямаева Л.А. Региональные особенности ислама у башкир. Уфа, 2009; Азаматов Д.Д. Оренбургское
магометанское духовное собрание в конце ХУШ-ХГХ вв. Уфа, 1999; Кузеев Р.Г. Демократия. Гражданственность.
Этичность. М, 1999; Юнусова А.Б. Ислам и мусульмане в современном Башкортостане // Мусульмане
изменяющейся России. М., 2002. С. 175-180.

морально-этических и правовых норм, культурных традиций не вытеснило из их среды доисламских обычаев и верований.

Для осмысления рассматриваемой проблемы важен опыт ученых,
изучающих те или иные аспекты, связанные с ролью ислама и духовенства в
этнокультурной истории и современном обществе ближайших к
Башкортостану административных территориях: Татарстане (Р.Н. Исхаков,
Р. А. Набиев, Д.М. Мусина, P.M. Мухаметшин, Л.В. Сагитова, Р.К.
Уразманова, В. Якупов)1, на Урале (Денисов Д.Н., А.В. Михалева, СВ.
Рязанова, А.Н. Старостин, Г.Н. Чагин, А.В. Черных,) , Чувашии (Л.Ю.
Браславский) , Удмуртии (М. Г. Атаманов, Чуракова Е.А.) . Эти исследования
разноплановые, в одних - рассматривается современная

этноконфессиональная ситуация, в других - деятельность духовенства, социально-профессиональные характеристики современных служителей культа, их бытовое и финансовое положение.

Таким образом, в результате историографического анализа установлено, что мусульманское духовенство - самая активная часть мусульманского социума. Перед государством мусульманские лидеры представляют интересы, как верующих, групп верующих, так и народов, традиционно считающих себя мусульманскими. Духовенство оказывает воздействие на социально-нравственные установки прихожан, понимание основных ценностей, транслируемых исламом, а также играет ключевую роль во взаимодействии мусульманского социума с государством и другими конфессиями, гармонизации сферы межэтнических отношений, предотвращении религиозной розни и распространении радикальных идеологий.

Цель исследования - создание системной характеристики современного мусульманского духовенства Республики Башкортостан как составной части мусульманского социума Российской Федерации.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:

1 Исхаков Д.М. Проблема становления и трансформации татарской нации. Казань, 1997; Набиев Р.А. Ислам
и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. Казань,
2002; Мусина Р.Н. Ислам и мусульмане в современном Татарстане // Ислам в татарском мире: история и
современность. Казань, 1997; Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке. (Ислам в общественной и
политической жизни татар и Татарстана). Казань, 2003; Сагитова Л.В. Этничность в современном
Татарстане. Воспроизводство этничности в татарском обществе на рубеже 1980-1990-х гг. Казань, 1998;
Уразманова Р.К. «Мусульманские» обряды в быту татар // Этнографическое обозрение. № 1. 2009. С. 13-26;
Якупов В. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. Казань, 2005.

2 Денисов Д.Н. Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII - начало XX в.). М.,
2011; Михалева А.В. Социальный портрет мусульманина 1930-х гг. // Политический альманах Прикамья.
Пермь, 2002. Вып. 3. С. 178-184; Рязанова СВ. «Два ислама» в Пермском крае: истинный и мнимый
конфликты // Этнорелигиозная конфликтология. № 1, 2011. С.78-87; Старостин А.Н. Социальный облик
имамов Урала начала XXI века. М.-Н. Новгород, 2009; Чагин Г.Н. Этнокультурная история среднего Урала
в конце XVI - первой половине XIX вв. Пермь, 1995; Черных А.В. Народы Пермского края. Культура и
этнография. Пермь, 2007.

3 Браславский Л.Ю. Ислам в Чувашии: исторические и культурологические аспекты. Чебоксары, 1997.

4 Атаманов М.Г. Религиозно-духовная ситуация в среде удмуртов в XX веке // Миссионерское обозрение.
Белгород, 2001. № 1 (63). С. 12-14; Чуракова Е.А. О некоторых особенностях этноконфессиональной
ситуации в современной Удмуртии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.
2010. Т. 12. № 2 (34). С. 295-299.

  1. Проанализировать влияние новых этнополитических условий конца XX-XXI вв. на состояние и положение мусульманского духовенства.

  2. Выявить основные тенденции развития религиозных объединений и организаций мусульман Башкортостана, показать функции и значимость в них духовенства.

  3. Рассмотреть качественные характеристики и общественные взгляды служителей культа, выделить группы социально-профессионального духовенства и духовных авторитетов.

Источниковая база исследования. Основу диссертационной работы составляют неопубликованные источники. В первую очередь, это информационные отчёты текущего архива Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ за 2005-2010 гг., в которых содержатся сведения о деятельности религиозных объединений, развитии религиозной ситуации, численности мусульманских приходов в Башкортостане, современном состоянии государственно-конфессиональных отношений.

Для характеристики структуры религиозных организаций и повседневной деятельности духовенства изучены документы (уставы, годовые отчеты) ЦДУМ России и Духовного управления мусульман Республики Башкортостан (далее - ДУМ РБ).

Материалы личного архива члена Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции РФ по РБ А.Б. Юну совой предоставили статистические данные по религиозным объединениям последних лет.

Важную роль играют материалы этнографических экспедиций по населенным пунктам Белорецкого, Буздякского, Бурзянского, Туймазинского, Уфимского районов Республики Башкортостан (2005-2011 гг.) с применением методик включённого наблюдения и наблюдающего участия, содержат информацию о функциях профессиональной деятельности мусульманского духовенства, условиях осуществления культовой практики.

Результаты анкетирования мусульманского духовенства Башкортостана
под руководством доктора исторических наук, профессора А.Б. Юну совой
(октябрь - декабрь 2005 г.; апрель 2009 - май 2011 гг.) позволили получить
данные по демографическим, социально-профессиональным,

мировоззренческим показателям служителей культа и рассмотреть некоторые показатели в динамике.

Анкетирование и интервью мусульманских паломников - хаджи (февраль - май 2005 г.), а также прихожан мечетей г. Уфы: «Ляля-Тюльпан», «Соборная», «Ихлас», «Гуфран» и «Хамза-Хаджи» (март 2008 г.) предоставили материалы для изучения современной практики паломничества верующих и создания социального портрета паломников-хаджи, элитной группы сообщества мусульман.

Интервью с руководством действующих в Башкортостане муфтиятов и исламских учебных заведений (2005-2011 гг.) отражают основные позиции

мусульманских лидеров по актуальным вопросам развития современного ислама.

В диссертационном исследовании использовались также опубликованные источники. Коран и Сунна позволили определить догматические особенности духовенства в исламе.

Законодательно-правовые документы федеральных и республиканских органов власти отражают условия осуществления профессиональной деятельности духовенства, его правовое положение. Особое внимание уделялось анализу текстов статей Конституции РФ и РБ, закона СССР от 1.10.1990 г. № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях», закона Башкирской ССР от 20.06.1991 г. «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР», Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», закона Республики Башкортостан от 20.06.1991 г. № ВС-6/19 «О свободе совести и вероисповедания в Республике Башкортостан», Федерального закона от 10.07.1992 г. № 3266 «Об образовании», Закона Республики Башкортостан от 29.10.1992 г. № ВС-13/32 «Об образовании».

Большое количество правовых документов, регулирующих деятельность религиозных объединений и организаций, содержится в сборнике А.В. Пчелинцева, В.В. Ряховского .

Правовые нормы, регулирующие положение мусульман и мусульманских религиозных организаций в России и Башкортостане за последние сто лет, опубликован А.Б. Юнусовой, Ю.М. Абсалямовым .

Данные о численности народов Башкортостана представлены в официальном издании Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РБ.

Речи, выступления на конференциях и сочинения мусульманских лидеров России, изданные в 1990-2011 гг., отражают специфику современного мусульманского духовенства, его цели, представления о своем месте и роли в жизни уммы и общества, проблемы и нужды.

Материалы общероссийских, республиканских печатных СМИ: «Независимая газета», «Известия», «Вечерняя Уфа» предоставили возможность получить информацию об основных событиях, связанных с исламом. Печатные издания религиозных организаций: «Маглюмат аль-Булгар» (ЦДУМ), религиозно-просветительская газета «Рисэлэт-Послание» (ДУМ РБ) (официальный сайт - ) - содержат факты об общественной, просветительской, культовой деятельности духовенства, мероприятиях, проходящих с его участием.

1 Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика /
Сост. к.ю.н. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. М, 2001.

2 Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве России: Сборник законодательных
актов, постановлений и распоряжений центральных и региональных органов власти и управления XX-XXI
веках / автор-сост. А.Б. Юнусова. Археограф Ю.М. Абсалямов. Уфа, 2009.

3 Национальный состав населения Республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи
населения 2002 года). Статистический сборник. Башкортостанстат. Уфа: Башкортостанстат, 2006.

Данные на официальных сайтах ЦДУМ России (, действует непостоянно), Совета муфтиев России (), ДУМ РБ (). Российского исламского университета (), Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования (); сайтах информационных агентств: , , , и др. пополнили фактологическую часть работы.

Методологическую основу диссертации составляют

междисциплинарный, комплексный, системный подходы, принцип историзма. Междисциплинарный подход, успешно примененный в разработке проблем этносоциологии, антропологии Л.М. Дробижевой, В.А. Тишковым, И.Н. Яблоковым, позволил при анализе проблемы учесть ее экономическую, политическую, этнокультурную, социально-психологическую составляющую. Комплексный подход, использованный в работах Р.Г. Кузеева при исследовании этнологических проблем, касающихся, в том числе и Башкортостана, предоставил возможность создать целостное представление о предмете исследования, изучить различные аспекты состояния корпуса мусульманского духовенства в современном обществе и его характеристик. При помощи системного подхода изучаемые явления рассматривались в их взаимосвязи, противоречии, в совокупности всех факторов, количественных и качественных характеристик. Принцип историзма позволил проследить процесс формирования современного института мусульманского духовенства.

При анализе темы исследования применялись следующие методы -структурный и функциональный анализ, синтез, аналогия. При сборе и обработке эмпирического материала были использованы метод контент-анализа текстовых источников; методы полевой этнографии - включённое наблюдение и наблюдающее участие; социологический метод - опросы (интервью и анкетирование). Для систематизации статистических данных использовались табличный и графический метод группировки.

Научная новизна исследования. В настоящей диссертационной работе впервые рассмотрено современное мусульманское духовенство Башкортостана в процессе развития ислама, в структуре религиозных объединений и организаций, создан его обобщающий портрет, определено его место в общественном развитии республики. Установлены закономерности процесса формирования кадрового состава мусульманского духовенства, характерные для рассматриваемого региона, определены специфические особенности его состояния и деятельности, выделены группы социально-профессионального духовенства и духовных авторитетов. В научный оборот введены материалы новейших полевых исследований среди верующих мусульман республики: имамов, хаджи. Автором разработана просопографическая база данных для дальнейшего исследования.

Научно-практическая значимость. Полученные результаты исследования вносят вклад в развитие этнологии, социальной антропологии, религиоведения, дополняют и расширяют понимание новейших тенденций в развитии российского ислама в целом и ислама Республики Башкортостан, в

частности. Фактический материал, выводы и наблюдения работы могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы роли религиозного фактора в общественном сознании и общественно-политической жизни народов России, подготовке научных монографий, в образовательном процессе - при создании учебных пособий, разработке спецкурсов: «История и теория религий», «Религиоведение», «История», «История и культура Башкортостана», «Ислам в мировой истории, культуре и политике», «Религия и общественная безопасность в условиях глобализации» и др. Данные исследования могут быть востребованы органами государственной власти и управления при формировании объективной конфессиональной политики; духовными управлениями для определения приоритетов в работе с приходами и решения кадровой проблемы.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Формирование и развитие современного мусульманского духовенства осуществляется в контексте гражданской истории России и этапов развития взаимоотношений государства и верующих. На формирование кадрового состава служителей ислама Урало-Поволжья в целом и Башкортостана в частности, повлияло длительное существование ислама в советских условиях, отсутствие качественной системы образования и перспектив для молодых выпускников мусульманских учебных заведений, стремление и возможность получить его за рубежом, миграционные процессы.

  2. Социальная и духовная активность мусульман и их лидеров в условиях нового религиозного законодательства привела к созданию в Башкортостане религиозных объединений (зарегистрированных, неофициальных, подчиняющихся двум духовным управлениям, независимых), общественно-религиозных организаций, учебных заведений, просветительских и правозащитных центров. Основную роль продолжают играть традиционные институты ислама, во главе которых находится духовенство.

  3. Современное мусульманское духовенство Республики Башкортостан в совокупности характеризуется: средним возрастом имамов (52 года), преобладанием лиц со средним духовным и светским образованием, демонстративной лояльностью к власти, ориентацией на государственную поддержку в своей духовной деятельности, высоким уровнем толерантности к представителям иных религий, сравнительно низкой политической, общественной и предпринимательской активностью.

  4. За последние 20 лет произошло значительное омоложение кадров мусульманского духовенства Республики Башкортостан, на фоне которого прослеживается тенденция конфликта поколений, передела сфер влияния традиционалистов и молодых и радикально настроенных имамов. В настоящее время корпус мусульманского духовенства не имеет внутреннего единства, не представляет собой влиятельной общественной силы. Выделяются отдельные религиозные деятели, обладающие большим духовным авторитетом и потенциалом воздействия на этнополитические,

этноконфессиональные процессы и межконфессиональные отношения в республике.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования по проблемам ислама и духовенства Башкортостана нашли отражение в 28 научных публикациях, в том числе в трех изданиях, рекомендованных ВАК РФ, апробированы в докладах на международных (Уфа 2006, 2008, 2010, 2011 гг.), всероссийских (Санкт-Петербург 2005 г., Саранск 2007 г., Оренбург 2009 г., Уфа 2010, 2011 гг., Петрозаводск 2011 г.), региональных (Уфа 2004, 2005, 2007, 2008 гг., Бирск 2007 г.) научных конференциях.

Рукопись диссертации обсуждена на расширенном заседании отдела религиоведения Учреждения Российской академии наук Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН 27 октября 2011г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений, приложений.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net