Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Гареева Светлана Мияссаровна. Календарно-обрядовые традиции русских башкортостана (конец XIX – начало XXI в.): автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Гареева Светлана Мияссаровна;[Место защиты: Удмуртский государственный университет].- Ижевск, 2012.- 16 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества, в условиях усиливающейся поли-этнизациии, глобализации, модернизации возрос интерес населения к историческому и этнокультурному наследию, усилилось желание сохранить духовные ценности для будущих поколений. Возрождение этнических культур стало целью Государственных программ Республики Башкортостан1, в которых русская традиционная культура рассматривается в разнообразии форм и проявлений, включая обряды и праздники, а ее развитие - через призму диалога с другими этническими культурами.

Научный аспект актуальности диссертационной темы заключается в необходимости выявления на примере календарно-обрядовой культуры русских Башкортостана условий и способов сохранения и эволюции этнических традиций для прогнозирования вектора их развития. Социальная значимость изучения русской празднично-обрядовой культуры в этнокультурной палитре Башкортостана определяется тем, что она имела сильное влияние на другие народы, в то же время испытала воздействие местной тюркской и финно-угорской среды. Как справедливо констатировал Р.Г. Кузеев, формирование русского культурного суперстрата и его влияние на жизнь этносов региона в конкретно-исторических проявлениях изучено пока слабо2. Не исследована эволюция обрядовых традиций в процессе урбанизации этноса и адаптации к новым социально-политическим реалиям.

Объектом исследования стало русское, прежде всего крестьянское православное, население Республики Башкортостан - главный хранитель традиционной обрядности.

Предметом исследования являются факторы сохранения и эволюции календарных обрядов и праздников русского населения Башкортостана.

Территориальные рамки исследования ограничены Республикой Башкортостан как одним из многонациональных регионов России в ее современных административно-территориальных границах с компактным проживанием русского населения.

В разные исторические периоды башкирская земля имела различное геополитическое оформление. После присоединения края к Русскому государству во второй половине XVI в. территория Башкирии была выделена в отдельный Уфимский уезд. В 1744 г. образована Оренбургская губерния, из которой в 1865 г. выделена Уфимская губерния. В 1919 г. провозглашена Б АССР; автономная республика создавалась в пределах так называемой Малой Башкирии и включала южные, юго-восточные и северо-восточные части современной ее территории. В 1922 г. Уфимский, Бирский, Белебеевский уезды, а также башкирские волости Златоустовского уезда упраздняемой Уфимской губернии вошли в состав БАССР (Большой Башкирии). С 1991 г. Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика получила наименование «Республика Башкортостан».

Хронологические рамки исследования - конец XIX - начало XXI в. Нижние границы обусловлены наличием описаний обрядов и праздников русского населения на территории Оренбургской и Уфимской губерний в местной прессе (газеты «Оренбургские губернские ведомости», «Уфимские губернские ведомости», «Оренбургский листок»). Информаторы характеризуют обрядовую культуру русских Башкортостана начиная с 1930-х гг. Наблюдения диссертанта касаются конца прошлого столетия и начала XXI в.

Степень изученности. В истории изучения обрядовой культуры русского населения Башкортостана на основе проблемно-хронологического принципа можно выделить четыре периода.

Первый период: вторая половина XVIII - начало ХГХ в. - в сочинениях путешественников и исследователей приводятся эпизодические сведения о многообразии обрядовых традиций русских Оренбургской губернии.

В XVIII-XIX вв. появились труды путешественников и исследователей (П.И. Рычков3, В.М. Черемшанский4), в которых рассмотрено освоение русскими башкирских вотчинных земель и формирование здесь многослойной русской культуры выходцев из многих губерний России. Как писал В.М. Черемшанский, «русские поселения Оренбургской губернии, происходя из различных краев нашего обширного отечества, естественно вьшесли с собой много особенностей и доселе еще не слились в одно целое и отличаются между собою и в нравах, и в обычаях, и в самом разговоре»5.

Второй период: вторая половина XIX - начало XX в. - впервые в научной литературе и публицистике встречаются описания отдельных календарных обрядов русского населения на территории Южного Урала.

В этот период календарно-обрядовая культура русского населения Уфимской и Оренбургской губерний получила отражение в местной прессе. В 1860-х гг. Действительный Член Уфимского Статистического Комитета B.C. Касимовский изучил обрядовые традиции русских Златоустовского уезда Уфимской губрении - выходцев из Кунгурского уезда Пермской губернии6. В 1890-х гг. краевед А.П. Кузнецов описал святочные гуляния молодежи, «Капустины вечера», «лапотные засидки», «чулочные посиделки», которые сопровождались песнями, тан-

1 Государственная программа «Народы Башкортостана»: В 2 ч. Рук. авторского коллектива Р.Г. Кузеев. Уфа, 1999; Государственная про-

грамма по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан / Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан № 369 от 23.12.2002 и др.

2 Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М., 1992. С. 207.

3 Рычков П.И. Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие. СПб., 1759; Рычков П.И. История Оренбургская по учреждению

Оренбургской губернии. Оренбург, 1896.

4 Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях.

Уфа, 1859.

5 Там же. С. 203.

6 Этнографический очерк села Дувана Уфимской губернии Златоустовского уезда. Составлен Действительным Членом Уфимского Статисти-

ческого Комитета В. Касимовским // Уфимские губернские ведомости. 1868, 1877; Касимовский B.C. Очерки о Дуване (1868 г., 1877 г.). Ме-сягутово, 1991.

цами, играми и другими развлечениями. Автором публикаций замечено, что посиделки позволяли сложную монотонную работу выполнять соообща, в веселом общении с членами общины, с угощениями, песнями, танцами, играми. Парни могли оценить хозяйственные навыки и мастерство невест1. Наблюдения об обрядовой жизни русских, проживающих на южно-уральских землях, запечатлены М.В. Лоссиевским и безымянными авторами2.

Выдающийся русский этнограф Д.К. Зеленин, начавший свою научную деятельность с изучения башкирского края, в 1905 г. посетил русское село Усень-Ивановского завода Белебеевского уезда Уфимской губернии, описал основные праздники летнего времени с шествиями парней по улицам с песнями под звуки гармошек, «случайными» встречами парней и девушек в сосняке, играми, хороводами. Старшее поколение в это время сидит у ворот домов, на завалинках и бревнах, наблюдает за нравами молодых, ходит в гости. Д.К. Зеленин отметил взаимодействие сельчан и жителей заводов, русских и башкир, православных и староверов3.

Третий период: 1930-е - 1980-е гг. - в отечественной науке формируются методологические подходы к изучению русских календарных обрядов и праздников; появляются первые теоретические работы обобщающего характера, послужившие основой для проведения подобных исследований в Башкортостане и других регионах.

В отличие от дореволюционных исследователей, которые рассматривали праздники и обряды изолированно друг от друга (А.А. Потебня, Е.В. Аничков), В.И. Чичеров4 впервые рассмотрел не только большие праздники, но народный календарь в целом, что позволило ему выдвинуть теорию их происхождения в связи с трудом крестьянина-земледельца. Основоположник сравнительно-типологического метода, структурного анализа В.Я. Пропп5 проследил общность календарных аграрных праздников, выявил основные слагаемые в каждом сельскохозяйственном обрядовом цикле (обрядовая еда, обряды с растениями или их подобиями, игрища, увеселения, песни). В.К. Соколова6 обосновала классификацию и деление обрядов на осенне-зимний и весенне-летний циклы и их единство. В.П. Аникин и Ю.Г. Круглов7 выявили концептуальное значение дефиниций обычай, обряд, ритуал. А.К. Байбурин8 сделал структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. А.Ф. Некрылова9 установила особенности городской праздничной культуры. Ю.В. Бромлей рассмотрел процессы интернационализации в XX столетии, охватившие как нерусское, так и русское население, причем «на самой русской культуре в целом процессы интернационализации сказались в большей мере, чем на культуре какого-нибудь другого народа нашей страны. К тому же, в процессе взаимодействия с национальными культурами культура русского народа в немалой степени испытала их влияние»10.

С начала 1930-х гг. в Б АССР началось изучение обрядовой культуры русского населения силами фольклорно-этнографических экспедиций. Первые этнографические исследования русского населения края были осуществлены благодаря участию выдающихся ученых Н.П. Колпаковой (Ленинград) и Э.В. Померанцевой (Москва). Они организовали совместные научные экспедиции преподавателей, студентов столичных вузов и ученых Башкирского НИИ истории, языка и литературы им. М. Гафури. Ими были накоплены сведения о сохраняемости и эволюции обрядовых традиций русских - выходцев из Владимирской (с. Владимирское Покровского района), Нижегородской (д. Старое Надеждино Покровского района), Рязанской губерний (г. Благовещенск) и других губерний11.

В 1960-х гг. началась научно-исследовательская деятельность плеяды башкирских фольклористов и лингвистов по исследованию русских Башкортостана, которые накопили важные сведения о календарно-обрядовой жизни народа. И.Е. Карпухин стал изучать русский свадебно-обрядовый фольклор в межэтнических взаимодействиях. Л.И. Брянцева12 собрала образцы календарно-обрядового фольклора, содержащие ценную этнографическую информацию. Б.Г. Ахметшин13 систематизировал предания и легенды русских Башкортостана, в которых имеются косвенные сведения об обрядах. З.П. Здобнова14 стала инициатором подготовки и основным автором «Атласа русских говоров Башкирии». В целом это был период накопления и систематизации полевого материала; основные обобщающие работы появились позже.

Четвертый период: 1990-е гг. - начало XXI в. - ученые проводят комплексные исследования русского населения Башкортостана, изучают разные стороны жизни этноса, включая обрядовую культуру. Предметом исследования становятся календарные традиции многих народов Южного Урала в аспекте их своеобразия и этнических взаимодействий.

1 Кузнецов А.П. Капустины вечера (этнограф, заметки) // Оренбургский листок. 1891. № 39. 22 сент.; Кузнецов АЛ. Засидки (этнограф, очерк)

// Оренбургский листок. 1891. № 40. 29 сент. 2ЛосиевскийМ.В. //Оренбургский листок. 1876. № 43. 17 окт.; Местные известия // Оренбургские губернские ведомости. 1860. № 33. 13 авг.;

Неудобство // Уфимские губернские ведомости. 1904. № 86. 15 апр.

3 Зеленин Д.К. Черты быта Усень-Ивановских староверов // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском универси-

тете. 1905. Т. 21, № 3. С. 201-258; Зеленин Д.К. Усень-Ивановский говор // Известия Отделения русского языка и словесности РАН. 1905. Т. 10, вып. 2. С. 93-108.

4 Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI - XIX веков. М., 1957.
5ПроппВ.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования). Л., 1963.

6 Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начала XX в. М., 1979.

I Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л., 1983.

8 Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семиотический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993. s'Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. СПб., 2004. 10 Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М., 1988. С. 128.

II Русское народное творчество в Башкирии / Под общей ред. Э.В. Померанцевой; Сост. СИ. Минц, Н.С. Полищук, Э.В. Померанцева. Уфа,
1957.

12 Брянцева Л.И. Русские хороводные песни в Башкирии (по материалам фольклорных экспедиций последних лет)// Фольклор народов
РСФСР. Уфа, 1984. Брянцева Л.И. Русские обряды и обрядовый фольклор зимнего календаря (по материалам экспедиций Башкирского
университета) // Фольклор народов РСФСР: Межвуз. науч. сб. Уфа. 1985. С. 45-46.

13 Ахметшин Б.Г. Горнозаводской фольклор Башкортостана и Урала. Уфа, 2001.

14 Здобнова З.П. Атлас русских говоров Башкирии (в двух частях). Уфа, 2005.

Всплеск интереса к русской обрядовой культуре в этот период произошел во всем Волго-Уральском регионе. Целостное и системное представление о народном календаре русских дают исследования Г.Н. Чагина1. Г.А. Никитина справедливо отмечает «пространственно-временные представления крестьян, в которых господствующее положение занимало природное циклическое понятие времени, определявшееся сменой времен года, ритмом сельскохозяйственных работ и связанными с ними праздниками»2. Особенности календарно-обрядовой культуры в Среднем Поволжье и Южном Урале выявили А.И. Лазарев3, Е.П. Бусыгин, Н.П. Зорин4, Р.К. Уразма-нова5, Т.Г. Миннияхметова6, А.В. Черных7 и др. Сотрудники Магнитогорского государственного университета С.А. Моисеева (2001; 2005; 2006), Н.А. Урегова (2000), Т.Н. Рожкова (2000) собрали и проанализировали фольклорные образцы русского населения Белорецкого района Башкортостана8.

В период 1990-е - 2000-е гг. появилось значительное количество работ по русским Башкортостана, что связано с ростом национального самосознания, усилением интереса к культуре самого многочисленного этноса, влияющего на социально-экономическую и культурную жизнь региона. Изданы работы специалистов разных областей: археологов (В.А. Иванов, И.В. Антонов), историков (И.М. Гвоздикова, М.И. Роднов), антропологов (А.И. Нечвалода), религиоведов (Ю.Н. Сергеев), исследователей народной одежды (Е.Е. Нечвалода), архитектуры (А.Р. Ширгазин).

Указанный период характеризуется появлением в Башкортостане комплексных работ, соединяющих анализ исторических, этнографических, археологических, лингвистических, фольклорных и иных материалов. Так, в монографии Е.С. Данилко «Старообрядчество на Южном Урале» изучены этноконфессиональные особенности русских, выражающиеся в родильных, свадебных и похоронно-поминальных обрядах, в мировоззрении, одежде, языке, системе питания, отношении к светским праздникам, народным гуляниям9.

И.Е. Карпухин10 опубликовал серию монографий и статей, в которых обосновал периодизацию обрядовой жизни русских республики. Он указал, что активная жизнь крестьянских традиций имела место до 1920-х гг., характеризовалась целостностью комплекса обрядов. Следующий этап - нововведений и интенсивной ломки, в результате чего остались лишь отдельные «картины» некогда развернутой «пьесы» (свадебного обряда).

В монографиях и статьях Ф.Г. Галиевой (Ахатовой)11 объединены данные фольклористики, этнографии, эт-номузыковедения и лингвистики, что позволило показать общность ритуальных традиций русских, украинцев, белорусов и других народов Башкортостана. Автор выявила, что некоторые образцы песенного фольклора, записанные на территории республики, встречаются в сборниках XIX и XX столетия П.В. Киреевского, П.В. Шейна, Н.Е. Пальчикова, А.И. Мякутина и представляют варианты произведений, записанных в Архангельской, Владимирской, Вологодской, Костромской, Пермской, Петербургской и других губерниях.

Проводились исследования календарно-обрядовых традиций и других народов, проживающих в Башкортостане. Научная литература в значительной степени представлена исследованиями башкир12, удмуртов13, татар14, чувашей15, марийцев16, немцев17.

Итак, анализ степени изученности разрабатываемой темы подводит к выводу, что русская празднично-обрядовая культура в научно-популярной литературе получила достойное внимание. В то же время обряды русских Башкортостана впервые становятся предметом специального этнографического исследования. Упомянутые выше работы раскрывают отдельные проявления календарно-обрядовой культуры русских Башкортостана (в большей части фольклор) и не дают целостной картины о ней.

1 Чагин Г. П. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI - первой половине XIX в. Пермь, 1995.

2 Никитина Г.А. Народная педагогика удмуртов. Ижевск, 1997. С. 108.

3 Лазарев А.И. Уральские посиделки. Челябинск, 1977.

4 Бусыгин ЕЛ., Зорин Н.В., Ыихалъченко Е.В. Общественный и семейный быт русского населения Среднего Поволжья. Историко-
этнографическое исследование (середина ХГХ-начала XX в.). Казань, 1973; Бусыгин Е.П., Зорин И.В. Этнография народов Среднего По
волжья. Казань, 1984.

5 Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX - начало XX вв.). Казань, 2001.
6Миннияхметова Т.Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск, 2000.

7 Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX - середины XX в. Ч. 1. Весна, лето, осень. Пермь,

2006; Черных А. В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХГХ-середины XX в. Ч. П. Зима. Пермь, 2008.

8 Календарно-обрядовый фольклор Южного Урала: Сб. материалов фольклорных экспедиций лаборатории народной культуры Магнитогор-

ского государственного университета (1993-2003). Магнитогорск: МаГУ, 2003.

9 Данилко Е.С. Старообрядцы на Южном Урале. Уфа, 2002.

10 Карпухин И.Е. Русская свадьба в Башкортостане (состояние, поэтика, межэтнические взаимосвязи). Уфа, 1999; Карпухин И.Е. Частушки (в
устах нерусских Башкортостана). Уфа, 2003; Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество. М., 2005; Карпухин И.Е. Фольклор рус
ских Башкортостана. Стерлитамак, 2008; Карпухин И.Е. Свадьба в Башкортостане на стыке тысячелетий. Уфа, 2009.

11 Ахатова Ф.Г. Восточнославянские песни в Башкортостане (фольклорные процессы в полиэтничном регионе). М., 2006; Галиева Ф.Г. Адап-

тация восточнославянского фольклора в творчестве народов Башкортостана. Уфа, 2010; Ахатова Ф.Г. Календарно-обрядовые традиции восточнославянских народов Башкортостана в межэтническом историко-культурном диалоге // Диалог культур народов Башкортостана: политико-правовые, исторические и социокультурные аспекты. Уфа, 2009. С. 158-166.

12 Султангареева Р.А. Жизнь человека в обряде (Фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов). Уфа, 2006.

13 Миннияхметова Т.Г. Указ. соч.

14 Якупов Р.И. Татары//Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 111-171.

15 Петров И.Г. Чуваши Башкортостана: популярный очерк этнической истории и традиционной культуры. Уфа, 1994. С. 33-35; Петров И.Г.
Чуваши // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 141-218; Кондратьев М.Г. Музыкальная культура чу
вашей Приуралья // Традиции и современность в культуре народов. Уфа, 1999. С. 39-44; Кобцева Н.Е. Календарный и семейно-бытовой
фольклор чувашей Башкортостана. Стерлитамак, 2009.

16 Бабенко В.Я., Гимаев Р.П., Ковязин СА. Религия и семейная обрядность марийцев Башкирской АССР. Уфа, 1990; Шитова СП. Марийцы //

Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 349-384.

17 Филатова И., Сухова-Айснер И'. Немцы // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 455^176.

Целью исследования является выявление процессов сохранения и эволюции календарно-обрядовых традиций русского населения в условиях Башкортостана.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Собрать новые и обобщить имеющиеся материалы по календарным обрядам и праздникам русских Башкортостана для представления обрядовых традиций в прошлом и характеристики современного состояния культуры. Выявить структуру, содержание, круг участников календарных обрядов русских Башкортостана осенне-зимнего периода.

  2. На основе полевых материалов и публикаций прессы прошлых столетий и современности исследовать процессы сохранения и эволюции празднично-обрядовой культуры русских Башкортостана весенне-летнего периода.

3. Изучить эволюцию обрядовых традиций в современном обществе под влиянием социально-
экономических и политических факторов, многоэтничной и многоконфессиональной среды.

Источники. Источниковая база включает в себя обширный комплекс разнообразных по типам и характеру неопубликованных и опубликованных работ.

Неопубликованные материалы, представленные в диссертации, подразделяются на архивные, хранящиеся в научных учреждениях Российской академии наук (Санкт-Петербург, Уфа), в вузах Уфы, Стерлитамака, Магнитогорска, а также фото- и полевые материалы автора.

В рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН хранятся записи экспедиций Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы 1938-1939 гг. под руководством Н.П. Колпаковой. Они собраны в Баймакском и Белорецком районах, и содержат описания календарных обрядов с образцами фольклора. Материалы представлены в фонде № 216 (дело 1-6) «Собрание Н.П. Колпаковой 1923-1955 гг.».

В научном архиве Уфимского научного центра РАН (Ф. 3. Оп. 12. Д. 321-325) содержатся материалы экспедиции Н.П. Колпаковой, не вошедшие в вышеназванный фонд Пушкинского дома, собранные, помимо Баймак-ского и Белорецкого, в Абзелиловском и Хайбуллинском районах республики и в некоторых районах Челябинской области. Они объединены в сборники «Русские песни», «Русский фольклор Башкирии».

В научном архиве Уфимского научного центра РАН (Ф. 3. Оп. 12. Д. 326-333) имеются также материалы экспедиции 1948-1949 гг. под руководством Э.В. Померанцевой, которые были организованы кафедрой фольклора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова совместно с Башкирским научно-исследовательским институтом истории, языка и литературы им. М. Гафури. Они изучали население севера, северо-востока и центральной части Башкортостана: Благовещенский, Дуванский, Караидельский, Кигинский, Покровский, Салаватский районы, которые включали ареалы компактного проживания русского населения. Результаты экспедиций хранятся в рукописных сборниках «Русский фольклор Башкирии».

В архивах вузов содержатся материалы экспедиций преподавателей и студентов: Башкирского государственного университета (БГУ) под руководством Л.Г. Барага, Б.Г. Ахметшина, Л.И. Брянцевой (с 1961 г.); Стерли-тамакского государственного педагогического института (СГПИ) под руководством И.Е. Карпухина (с 1966 г.); Башкирского государственного педагогического университета (БГПИ), Уфимской государственной академии искусств (УТАИ), Магнитогорского государственного университета (МаГУ). Материалы содержатся в собственных университетских архивах. Они позволили выявить региональное своеобразие календарных обрядов русских, проследить степень сохранности культуры в селах и городах республики и межэтнические взаимодействия.

Особое значение для настоящего исследования имели источники, собранные И.Е. Карпухиным в ходе 11 фольклорных экспедиций в сорок районов Башкортостана. Богатейшие материалы экспедиций представляют оригинальные образцы народной песенной культуры, в том числе календарно-обрядовой, составляют основу рукописных записей фольклорного архива СГПА им. Зайнаб Биишевой.

Значительную часть источников составили собственные полевые материалы автора. Во время экспедиций по собственно разработанным вопросникам получены сведения от более 70 информаторов - русских, украинцев и мордвы - проживающих в Стерлитамакском, Гафурийском, Ишимбайском, Аургазинском, Чишминском, Ду-ванском, Зилаирском районах. Респонденты говорили об обрядах, их назначении, времени проведения, обрядовой пище, одежде, описали круг участников, народные гадания, игры, приметы, выразили свое отношение к новым праздникам. Вопросник и анкеты для сбора информации хранятся в отделе этнологии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН.

Наглядное представление о сохранении и развитии в крае современной обрядовой жизни не только русских, но и других народов Башкортостана дают неопубликованные фотоматериалы из личного архива автора, а также Ф.Г. Галиевой и фотокорреспондента газеты «Стерлитамакский рабочий» С.А. Крамского.

К опубликованным источникам относятся материалы, извлеченные из прессы XIX-XX вв. («Оренбургские губернские ведомости» (с 1865 г. - «Уфимские губернские ведомости»), «Оренбургский листок», «Оренбургский край», «За пятилетку» (с 1956 г. - «Стерлитамакский рабочий»), «Республика Башкортостан», «Истоки»), содержащие уникальный материал - этнографические сведения о празднично-обрядовой жизни русских башкирского края. Периодическая пресса XIX - начала XX вв. в более полном варианте хранится в Государственном архиве Оренбургской области. Подшивки газет «Стерлитамакский рабочий» хранятся в архиве Стерлитамакской городской типографии.

Данные официальных сайтов муниципальных районов (, ,), интернет-порталов республиканских СМИ (), православных (, ) и других сайтов пополнили фактологическую часть работы, по-

зводили более точно описать характер и содержание проводимых в районах празднично-обрядовых мероприятий.

В качестве источников был использован фактический материал, опубликованный в сборниках материалов научных экспедиций Э.В. Померанцевой, Л.И. Брянцевой, в сборнике лаборатории народной культуры МаГУ, где по рассказам информаторов зафиксированы отдельные стороны обрядовой жизни (песни, рассказы, приметы, заговоры).

Значимыми источниками стали также некоторые литературные произведения и письма русских писателей XIX - начала XX в. Л.Н. Толстого, Н.П. Задорнова, Ф.Д. Нефедова, бывавших или живших в башкирском крае. Они описали обряды и праздники, общие для русских, башкир и других народов.

Косвенными источниками об обрядовой жизни республики в XX в. стали стихи местных поэтов в газетах и журналах республики (в качестве примеров представлены в Приложении).

Таким образом, при написании работы использовались материалы архивов научных учреждений и вузов, содержащие результаты фольклорно-этнографических экспедиций; полевые записи автора; фотоматериалы, опубликованные работы, в том числе произведения русских писателей и поэтов, публикации в газетах ХІХ-ХХ вв. Вышеперечисленные источники стали основой диссертационного исследования. Собранный материал репрезентативен, дает достоверную информацию и позволяет всесторонне осветить календарные обряды русских Башкортостана, решить поставленные в диссертации цели и задачи.

Методология и методы исследования. Изучение календарно-обрядовых традиций русского населения Башкортостана стало возможным в рамках различных методологических подходов. Комплексный подход позволил рассмотреть календарно-обрядовые традиции русских Башкортостана как целостную систему, как совокупность действий, верований, мифологических представлений, фольклорных текстов. Это обусловило необходимость обращения к методологии нескольких научных дисциплин: истории, этнологии, фольклористики, культурологии и философии. Контекстуальный подход способствовал изучению календарных обрядов как части традиционной культуры, меняющейся под влиянием природно-географических и социально-экономических факторов, характеризующейся вариативностью, локальностью проявлений и динамичностью. Сравнительный подход обеспечил анализ регионального варианта календарной обрядности русской (шире - восточнославянской) традиционной культуры, выявление механизмов трансляции этнокультурных традиций, степени сохранения и трансформации в конкретных проявлениях.

Исследование построено на использовании общенаучных методов анализа, синтеза, аналогии, систематизации и классификации, а также методов современного исторического исследования: принципах историзма, объективности, конкретности, интеграции различных видов источников. При сборе полевого материала использовались этнографические методы: опрос, интервью, наблюдение, включенное наблюдение. Проводилась также видео- и фотофиксация календарных обрядов и праздников, предметов материальной культуры, задействованных в ходе подготовки и проведения ритуалов, предметов, используемых для украшения жилища, праздничных атрибутов.

Для систематизации и анализа материалов применены сравнительно-типологический и сравнительно-исторический методы этнографического исследования. Типологический анализ позволил обобщить обширный и разнообразный эмпирический материал, определить структуру обрядов на синхронном и диахронном уровнях, выявить своеобразие календарной обрядности русских Башкортостана. Сравнительно-исторический метод использован для изучения обрядовой культуры в процессе исторического развитии и в контексте этнокультурного ландшафта региона.

Научная новизна исследования. Диссертационное сочинение является первым опытом комплексного изучения календарно-обрядовой культуры русского населения в Башкортостане.

В научный оборот вводится новый корпус источников по теме исследования, включая полевые материалы диссертанта и местной прессы конца XIX - начала XX в.

Выявлены факторы, влияющие на эволюцию празднично-обрядовой культуры русских Башкортостана.

Празднично-обрядовая культура русских изучена в историко-культурном контексте с другими народами республики.

Показана взаимосвязь русской традиционной и новой интернациональной обрядности в условиях Башкортостана.

Установлена взаимосвязь празднично-обрядовой культуры и этнических процессов, меняющегося самосознания носителей традиций.

Научно-практическая значимость. Материалы, теоретические и практические выводы диссертации могут быть полезными при разработке теоретических аспектов истории и культуры народов Республики Башкортостан, в том числе этнокультурных процессов.

Сведения, содержащиеся в диссертации, применимы для сравнительного анализа специфических особенностей календарно-обрядовой культуры русских других регионов России, что дает возможность ее всестороннего изучения как целостного явления в структуре народной культуры.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть также использованы для лекционно-просветительской работы, при написании учебников, подготовке учебно-методической литературы по истории и культуре республики.

Материалы и результаты исследования призваны оказать помощь специалистам учреждений образования и культуры, национально-культурных центров региона в решении вопросов, связанных с развитием национальных

культур, способствовать возрождению интернационального единства, укреплению межнационального согласия, воспитанию патриотизма и формированию духовно-нравственных ценностей молодежи. Положения, выносимые на защиту:

  1. Русские на территории Башкортостана транслировали календарно-обрядовые традиции, сформировавшиеся на прежней исторической родине (структура, содержание, атрибуты, круг участников, фольклор).

  2. Вследствие природно-географической и социокультурной адаптации русских переселенцев на территории Башкортостана произошло формирование региональной календарно-обрядовой культуры.

  3. Социалистическая идеология, социально-экономические и политические перемены в обществе способствовали схематизации обрядов, сокращению сроков исполнения, забыванию и переосмыслению элементов (ритуальная еда, заклинательный фольклор, магические гадания, обрядовое очищение водой). Сакральная компонента обрядов вытеснялась, основополагающей становилась коммуникативная функция.

  4. Полиэтническая среда способствовала формированию, с одной стороны, общего пласта культуры русских и других народов, с другой - этнокультурной консервации.

  5. Несмотря на десятилетия тотальной борьбы с религией, многие обряды и праздники сохранились (Крещение, Пасха, Троица), хотя и подверглись большим изменениям. К ним приобщились другие народы, включая мусульман (башкиры, татары).

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 23 публикациях общим объемом 7,6 п. л., в том числе в трех изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных положений докторских и кандидатских диссертаций, и апробированы на различных научных конференциях - международных: в Самаре (2009), Новосибирске (2011), Сыктывкаре (2011), Красноярске (2011) и всероссийских: в Уфе (2007, 2011), Октябрьском (2010), Сибае (2011), Чебоксарах (2011).

Диссертационная работа обсуждена и рекомендована для представления к защите на расширенном заседании отдела этнологии с участием специалистов других отделов Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук.

Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net