Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Гусейнов Юсуп Магомедович. Адат и шариат в семейном и общественном быту кумыков в XIX – начале XX вв: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Гусейнов Юсуп Магомедович;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова»].- Нальчик, 2012.- 28 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Актуальность темы. К началу XIX в. адат и шариат были основными источниками традиционного права кумыков. К сожалению, это одна из малоизученных тем дагестановедения. Долгие годы проблема изучения традиционного права кумыков не становилась предметом специального монографического исследования. В отдельных статьях и монографиях некоторых российских и дагестанских исследователей освещены отдельные проблемы, касающиеся корреляции адата и шариата в семейном и общественном быту кумыков. Однако целостное комплексное исследование данной проблемы осуществляется впервые.

Изучение норм адата и шариата важно в вопросах определения правового поля этноса, помогает выявить влияние этих норм на различные сферы традиционного семейного и общественного быта, экономических и сословно-социальных отношений в обществе.

Во второй половине XIX – начале XX веков в общественной жизни Дагестана происходили значительные изменения под воздействием царской России. «Это выразилось в становлении феномена правового плюрализма – государственной легитимации традиционных правовых образований (адата и шариата) и использовании их в регулировании отношений в этническом социуме параллельно с правом России в процессах динамики ее государственности».

С углублением процесса сословной и имущественной дифференциации общества, адат и шариат стояли на страже интересов, прежде всего и главным образом, феодальной верхушки, а также управленческой и имущей верхушки общества. Исследование данной темы позволяет уточнить и углубить имеющиеся представления о взаимоотношениях различных социальных прослоек кумыкского общества и вытекающих из них имущественно-правовых, земельно-правовых и иных особенностей.

С окончанием присоединения Дагестана к России и проведением в области административно-судебных реформ царское правительство начало проводить большую работу по редактированию местных сборников адатов с целью удаления из них всего того, что не соответствует интересам новых властей, а также пунктов и положений, наиболее архаичных. Чиновниками «военно-народного» управления были предприняты также меры к унификации имеющихся адатных сводов и направленные к сохранению и преумножению правовых льгот и привилегий господствующих слоев населения и имущей верхушки. Таким образом, выбранная нами тема актуальна также в плане изучения особенностей политики России в «усмиренном» Дагестане.

Поднятая нами тема имеет и практическое значение. Издревле на формирование стабильного порядка в Кумыкии (как и в Дагестане, Кавказе) исторически влияли юридические, нормативно-регуляционные системы этносов – адат и шариат. Наблюдающиеся в наше время в Дагестане и на Северном Кавказе негативные процессы, связанные с распространением терроризма и экстремизма, вызваны, кроме всего прочего, забвением со стороны государственных органов народных юридических воззрений, игнорированием существовавшей здесь веками обычно-правовой и мусульманско-правовой традиции. Изучение и разумное использование традиционных институтов права в современном Дагестане позволит, по-нашему мнению, смягчить указанные проблемы.

Объектом исследования является семейный и общественный быт кумыков в XIX – начале XX веков

Предмет настоящего исследования – традиционные нормы адата и шариата в семейном и общественном быту кумыков, их роль в регламентации внутрисемейных отношений, общественной жизни (управление, судопроизводство, кровная месть и т. д.).

Целью настоящей работы является исследование бытового проявления, функционирования, а также корреляции норм адата и шариата в общественном и семейном быту кумыков в XIX – начале XX века.

Для решения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

– выявить специфику, своеобразие кумыкских адатов на фоне адатных норм других народов Дагестана;

– показать степень влияния адата и шариата на внутрисемейные отношения кумыков;

– выявить место и роль адата и шариата в традиционных свадебных, предсвадебных и послесвадебных обрядах;

– изучить влияние адата и шариата на обряды кумыков, связанные с рождением и воспитанием детей;

– выявить структуру кумыкского управления и показать роль адата в традиционном управлении;

– исследовать влияние адата и шариата на процесс и структуру кумыкского судопроизводства;

– охарактеризовать процесс трансформации кумыкского адата в управлении и судопроизводстве;

– исследовать влияние традиционного адата и шариата на обычай кровной мести;

– исследовать место и роль норм адата и шариата в обычаях гостеприимства, взаимопомощи и т.д.

– отразить эволюцию роли и значения адата и шариата с введением системы «военно-народного» управления.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Нормы адата и шариата проникли во все сферы семейного и общественного быта кумыков в XIX – начале XX века и играли огромную роль в регламентации различных тяжб, возникающих в быту.

  2. Особенностью развития традиционного права у кумыков явилось то, что нормы адата и шариата почти всегда выносили разные наказания по аналогичным судебным делам. Кумыки, в отличие от многих народов Дагестана, больше применяли на практике нормы адата, так как их вердикт был более гуманен, а влияние теократического государства Имамат менее заметно.

  3. Сфера шариата правительством была сужена до предела, так как в ней новая власть видела оплот мусульманского духовенства, которое явно и скрытно противостояло русскому владычеству в Дагестане.

  4. После окончательного присоединения Дагестана к России, царское правительство, в лице офицеров и чиновников «военно-народного» управления, пошло по пути адаптирования адатов, иногда и полной редакции, удалением из их сферы наиболее устаревших норм, не угодных властям.

Хронологические рамки исследования позволяют, с одной стороны, выявить место, роль и значение норм адата и шариата в традиционном кумыкском обществе, их соотношение, а также изменения в правовой системе народа после присоединения Дагестана к России.

Проведение исследования именно в данном хронологическом отрезке (1800 – 1917 г.г.), объясняется тем, что этот период признан в исторической науке «золотым веком» адата и шариата. Кроме того, сохранилось множество источников, которые дают возможность для обстоятельного исследования именно этого периода. Еще одной немаловажной причиной выбора хронологических рамок является тот факт, что полевой этнографический материал, который доходит до нас через «вторые», а в некоторых случаях – через «третьи руки», не дает возможность в полной мере осветить традиционный быт кумыков более раннего времени.

Источниковой базой для исследования послужили правовые памятники, сборники адатов, частью опубликованных, частью хранящихся в Рукописном фонде Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН. Данные источники можно квалифицировать на письменные, архивные, полевые, фольклорные.

К письменным источникам следует отнести – «Адаты жителей кумыкской плоскости». Автор текста не известен, здесь особое внимание уделено системе штрафов за различные проступки, таких как убийство, ранение, увечье, воровство, осквернение могил и т.д.

В 1873 г. в ССКГ выходит статья «Адаты южно-дагестанских обществ», в которой нас больше всего интересуют адаты селения Башлы. В частности, в статье приводится материал, посвященный штрафам за убийство, увечье, умыкание девушек, поджог, воровство, совершенное со взломом, прелюбодеяние и т.д.

Во второй половине XX в. интерес к изучению обычного права народов Дагестана резко усилился. В этот период изучаются, систематизируются и издаются многие адаты, ранее почти нигде не опубликованные. Среди прочих адатов наибольший для нас интерес представляет сборник «Адаты шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского», изданный Х.-М. Хашаевым. По сути данный сборник представляет собой правовую конституцию самого крупного феодального объединения на территории Дагестана.

Сборник адатов разделен на три главы (по степени наказаний за те или иные проступки): в первой главе говорится о проступках, за которые виновный наказывался смертью; вторая глава посвящена проступкам, за которые полагалось лишь выплатить специальный штраф; в третьей главе сообщается об адатных нормах, по которым разбирались гражданские споры и претензии.

Как сравнительно-сопоставительные материалы в диссертации использованы нормы обычного права других народов Дагестана.

В качестве источников использованы нами и материалы ЦГА РД, хотя, следует уточнить, они преимущественно имеют отношение к специфике социально-экономического развития Кумыкии в рассматриваемое время.

Источниковой базой для написания диссертации послужил полевой этнографический материал, собранный на территории тех районов Дагестана, где проживают кумыки. В частности, сбор материала происходил в Буйнакском, Кумтуркалинском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском районах, в том числе и в городах, где проживают кумыки: в Буйнакске, Махачкале, Кизилюрте, Кизляре, Хасавюрте и Каспийске. Кроме того, полевой этнографический материал был собран на территории, где проживают южные кумыки, в Каякентском и Кайтагском районах Республики Дагестан. Всего было опрошено 40 информатора разного пола и возраста. Респонденты были кумыкской национальности. Выявленный таким образом материал позволил уточнить, расширить и углубить материал из источников и специальной литературы освещающий положения и вопросы нашей диссертации.

Методологическая база диссертации. При написании работы мы придерживались принципа историзма, требующего изучения любого явления в его исторической перспективе; принцип исторического детерминизма, предполагающий взаимообусловленность исторических событий.

Использовался метод ретроспекции, так как без его применения весьма сложно воссоздать картину жизни любого народа в прошлом, особенно при ограниченности источниковой базы. В работе применялся и сравнительный метод, который позволил нам сравнивать регламентацию судебных и гражданских вопросов по адату и шариату. Только комплексное использование указанных методов при анализе фактических данных дало возможность осветить поставленную в диссертации проблему.

Научная новизна работы состоит в том, что соотношения кумыкского адата и шариата в семейном и общественном быту кумыков не нашло должного освещения в этнографической науке. Наша работа – одна из первых, где изучение традиционного права рассматривается в контексте семейного и общественного быта в XIX – начале XX веков. В научный оборот вводится значительное количество нового материала, в том числе полевого.

Новыми являются и результаты самого диссертационного исследования, поскольку они не подгонялись под какой-то штамп, а получены в итоге свободного и объективного изучения проблемы.

Разрабатываемый в исследовании комплекс вопросов позволит по-новому взглянуть на ряд неизученных или малоизученных проблем и значительно расширит сведения по этнографической юриспруденции.

Историография проблемы. Кроме полевого этнографического материала, источниковой базой для написания диссертации, послужили исторические, этнографические труды дагестанских, кавказских и российских исследователей, произведения кумыкских авторов, датированные в основном исследуемым периодом, различные письменные источники.

Весьма интересной и ценной для нашего исследования является работа Н. Тарнау «Изложение начал мусульманского законоведения». Заслуга автора заключается в том, что он исследовал «традиционный» шариат, который для лучшего осмысления нуждается в комментариях. Формирование «традиционного» шариата (как и ислама) связанно с локальными этнокультурными особенностями. Он привязан к образу жизни конкретного северокавказского этноса, является «охранителем» местной культурной идентичности. «Именно с «традиционным», а не богословским исламом ассоциируется связь этнического и конфессионального начал на Северном Кавказе, главным направлением эволюции ислама и шариата стало именно приспособление его к локальным культурным и этноюридическим традициям», – писал о «традиционном» шариате З.Х. Мисроков.

Одной из первых исследовательских работ, посвященных обычному праву народов Дагестана, является работа А.В. Комарова «Адаты и судопроизводство по ним», опубликованная в 1868 году. Будучи начальником Дагестанской области, А.В. Комаров проявил огромный интерес к изучению обычного права народов Дагестана. С особой тщательностью автор исследовал влияние норм адата на судебную практику народов Дагестана, в том числе кумыков. Из работы А.В. Комарова мы узнаем об адатном наказании за прелюбодеяние, кровную месть, мужеложство, воровство и т.д.

Большой интерес исследователей к традиционному праву дагестанских народов возник во второй половине XIX в. В этот период издаются множество трудов, посвященных этой проблеме. Значимой для нашего исследования является работа известного социолога и юриста М.М. Ковалевского. Историко-сравнительный метод, которым пользовался ученый, позволил ему выявить черты сходства и различия правовых систем народов Кавказа с учетом тех явлений, на основе которых развивалось конкретное законодательство. В работе «Закон и обычай на Кавказе» автор подробно исследует влияние норм кавказских, в том числе и дагестанских адатов и шариата на раздел наследства, на судопроизводство, внутрисемейные отношения и т. д.

Крупный вклад в изучение правовой культуры кавказских народов внес замечательный русский ученый Р.И. Леонтович, который систематизировал в обширном труде материалы об адате и шариате. Достаточно подробно автор исследовал и нормы кумыкского адата. Выдающийся ученый усматривал в этом и практическое значение, и чисто научные интересы. Ценный правовой материал, собранный и научно интерпретированный Р.И. Леонтовичем, хранится и в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН. Этими работами автор дополнил и углубил материал, содержащийся в его «Адатах Кавказских горцев».

Несомненный интерес представляет также работа Н. Семенова «Туземцы Северо-Восточного Кавказа. Кумыки». Проживание долгого времени на Кумыкской плоскости позволило автору собрать и систематизировать адаты присулакских кумыков. По содержанию работа Н. Семенова состоит из двух разделов: в первом разделе автор описывает семейный быт кумыков (брак, развод, сватовство, размер калыма и т.д.); второй раздел посвящен непосредственно обычному праву кумыков. Большое внимание здесь автор уделил специфике судоустройства кумыков, определил систему композиций за увечье, ранение, лжеприсягу и т.д. Не менее интересны и другие работы Н. Семенова, которые хранятся в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН. Ценность этих работ для нашей диссертации заключается в том, что в них достаточно подробно исследуются нормы адатного права в семейном быту кумыков. В частности, автор специально исследовал систему адатных наказаний за внутрисемейные убийства, ранения, совершенные внутри тухума и т.д.

Работе «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа», изданные под редакцией И.Я. Садрыгайло, позволяет провести сравнение адатных наказаний за одни и те же проступки в различных уголках Дагестана.

Важное значение имеет труд немецкого исследователя А. Дирра «Об обычном праве кавказских горцев». В этой работе автор достаточно подробно изучил адатные нормы, установил размеры композиций за аналогичные преступления в разных уголках Дагестана. Не без внимания автора осталось и влияние норм обычного права на некоторые аспекты семейного быта кумыков.

Большое значение для решения целого ряда исследовательских задач нашей темы имеет работа С. Эсадзе «Историческая записка об управлении Кавказом». Его труд включает в себя как равноценную по объему и значению документальную часть, так и комментарий к ней. Взаимоотношения населения Северного Кавказа и государственной власти, положение мусульманских сообществ в православном государстве, организация государственного управления и суда – эти вопросы решаются автором на основе материалов и официальных документов Кавказского наместничества.

В 1926 г. выходит в свет работа «Адаты кумыков» на кумыкском языке («Кумукъланы адатлары») известного кумыкского этнографа и поэта, собирателя фольклора М. Алибекова. Спустя год усилиями Т. Бейбулатова работа была переведена на русский язык. Труд М. Алибекова имеет десять глав, в которых запечатлены различные адатные нормы, касающиеся наказаний за убийство, похищение невест, воровство, поджог и т.д. Не без внимания автора осталось изучение внутрисемейных отношений и влияния на них адата. Нередко действенность того или иного адата автор иллюстрирует на примере какой-либо кумыкской семьи.

Близким к тематике нашего исследования является труд А.В. Авксентьева «Коран, шариат и адаты», где автор достаточно подробно рассматривал корреляцию норм адата и шариата на примере бракоразводного процесса, раздела имущества, внутрисемейных отношений. Отдельным объектом исследования у него стало соотношение адата и шариата в свадебной обрядности (бракосочетание, размер калыма, махра, условия заключения бракосочетаний).

Весомый вклад в исследование адата и шариата в семейном и общественном быту кумыков внесла известный этнограф С.Ш. Гаджиева. Особенно значимы ее монографии, посвященные историко-этнографическому изучению кумыков. В них автор подробно рассматривает адатные нормы кумыков в семейном быту, во внутрисемейных отношениях, их роль в сохранении патриархального уклада семьи, в правовом положении женщины в семье и т.д.

Место и значение адата и шариата в семейном быте разных народов Дагестана определяется С.Ш. Гаджиевой и в другой монографии. В частности, автор подробно разбирает развод по мусульманскому и адатному праву, раздел имущества по шариату и адату, а также процесс мусульманского бракосочетания. Не оставляет авто без внимания шариатские нормы, связанные с похоронными обрядами.

Кроме того, исследование норм адата и шариата в семье и быту содержится и в других работах и статьях С.Ш. Гаджиевой, хранящихся в рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН.

С.Ш. Гаджиева внесла весомый вклад в подготовку и издание работ дореволюционных авторов – Д.М. Шихалиева и М.Б. Лобанова-Ростовского, в которых излагаются нормы адата и шариата в семейном и общественном быту кумыков исследуемого времени.

Изучением адатов народов Дагестана занимался и видный исследователь традиционного права А.С. Омаров. Большой интерес для нашего исследования представляет его работа «Система композиций в обычном праве народов Дагестана», в которой автор сообщает о суммах штрафов за различные проступки. Ему же принадлежит заслуга сбора и издания материалов и документов «Из истории права народов Дагестана».

Здесь опубликованы выявленные ученым своды адатов отдельных народностей Дагестана, округов, селений, а также материалы, характеризующие специфику взаимоотношений между различными обществами и социальными группами.

Научный интерес представляет работа Р.М. Магомедова «Адаты дагестанцев как исторический источник». В ней автор показывает значение норм адата в общественной жизни, в изучении экономических отношений, социальной структуры общества и др.

В изучение юридической этнографии Дагестана (в основном нагорного) внес известный дагестанский ученый М.А. Агларов. В работе «Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII – начале XIX века» автор подробно излагает систему традиционного управления, отмечает роль адата и шариата в особенностях этой системы, анализирует систему адатных санкций за правонарушения и т.д.

Некоторые нормы адата и шариата в свадебных обрядах кумыков рассматриваются в работе Б.М. Алимовой «Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем». Особый интерес для нашего исследования представляет информация о размере калыма и гебина в разных частях Кумыкии.

В исследовании мусульманского права особое место занимают работы Л.Р. Сюкияйнена. Особое – потому, что оставаясь в известном смысле теоретико-познавательным эталоном изучения шариата, его труды оказали заметное влияние на других исследователей этого направления. Л.Р. Сюкияйненом выработана схема анализа именно исламского права, имплицитно содержащая указание на необходимость осмысления круга проблем, которые остаются актуальными и поныне.

Другим крупным исследователем исламского права является доктор исторических наук, профессор Г.М. Керимов. В своих работах автор приводит шариатские нормы, относящиеся к разделу имущества, бракосочетанию, процессу судопроизводства, наказанию за увечья, ранения, определению сумм дията за убийства и т.д.

Нормы адата и шариата рассматриваются и анализируются в работе исследователя-востоковеда В.О. Бобровникова. В частности, автор, заостряет внимание на соотношение адатных и шариатских норм в дагестанском судопроизводстве в период XIX–XX вв.

Правовому плюрализму на Северном Кавказе посвящена монография З.Х. Мисрокова. В работе автор особенно тщательно исследовал хронологические рамки, посвященные периоду становления феномена правового плюрализма – государственной легитимации традиционных правовых образований (адата и шариата) и использованию их в регулировании отношений в этническом социуме. В работе З.Х. Мисрокова поднимаются проблемы, касающиеся природы возникновения адатного права, трансформации судебной системы во второй половине XIX в., использования норм адата и шариата в быту северокавказских народов – и т.д.

Синкретизм норм адата и этноэтикета содержится в работе С.А. Лугуева «Культура поведения и этикет и дагестанцев (XIX – начало XX века)». Традиционное право дагестанцев нашло отражение и во многих статьях дагестанского ученого.

В 2003 г. в свет вышла монография Х.Г. Магомедсалихова «Маслаат: Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX – нач. XX в.». Значительное внимание в работе уделено соотношению норм адата и шариата, связанных с регламентацией дел по убийствам, ранениям, увечьям, похищениям девушек и т.д.

Проблема соотношения адата, шариата и российских законов поднимается в работах дагестанского ученного М.М. Магомедханова. Так, в статье «Адат, шариат и российские законы в Дагестане», автор, кроме прочего, соотносит нормы адата и шариата на примере семейного и общественного быта. В частности, сопоставление норм адата и шариата ученый приводит на примере института кровной мести. «Право уничтожения преступника было предоставлено любому при соблюдении определенных условий, что практически означало, что кровомщение было делом ближайшей родни, прежде всего по отцу (тухум), и затем любого, кто возьмет на себя эту обязанность. По шариату же такую инициативу имел право только родственник, или, точнее, тот из родственников, кому полагалась доля от наследуемого имущества жертвы преступления».

В наше время интерес к обычному праву не угасает. Об этом можно судить по количеству всероссийских научно-практических конференций, посвященных традиционному праву и правовому плюрализму на Северном Кавказе. Так, в Ростове-на-Дону в 1999 г. состоялась конференция «Обычное право в России: Проблемы теории, истории и практики», на которой были зачитаны доклады и тезисы многих известных специалистов.

В сентябре 2009 г. в Черкесске состоялась конференция «Обычное право и правовой плюрализм на Кавказе в XIX – начале XX в.». На конференции было представлено множество докладов, посвященных влиянию адата и шариата на быт кавказских народов.

Для решения поставленных в работе задач, сопоставительного рассмотрения быта кумыков и народов Дагестана были использованы монографии из серии историко-этнографических исследований, выполненных в отделе этнографии ИИАЭ ДНЦ РАН.

Практическая значимость диссертации. Полевой материал, обнаруженный в процессе исследования адатных и шариатских норм, наиболее презентативно показывают степень их влияния на семейный и общественный быт кумыков, позволяют расширить представления о конвергенции и дивергенции адата и шариата в обрядах кумыков.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении лекций и спецкурсов студентам ВУЗов, при публикации статей и монографий по этнографии кумыкского народа.

Апробация работа. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите в отделе этнографии Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН и на Ученом совете Института. Основные ее положения отражены в опубликованных научных статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка информаторов, а также списка сокращений.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net