Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Литература зарубежных стран

Диссертационная работа:

Зотова Людмила Ивановна. Поэтика «малой» прозы Р. Киплинга 1880-х гг.: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Зотова Людмила Ивановна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»].- Самара, 2012.- 26 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Джозеф Редьярд Киплинг (J.R. Kipling, 1865–1936) – выдающийся английский писатель, журналист, поэт и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1907).

Малая проза Р. Киплинга 1880-х гг., написанная в форме малых эпических жанров, представляет в творчестве писателя отчетливо выявляемое тематическое и поэтологическое единство. В ней выразились идейно-эстетические, мировоззренческие, и даже политические взгляды молодого писателя. В идейно-тематическом отношении произведения Р. Киплинга 1880-х гг. дали английскому читателю разработку нового аспекта большой темы «Британия и ее дальние рубежи» на материале колониальной Индии. Они не только выражали пафос «литературы действия», родоначальником которой в английской литературе считался Р.Л. Стивенсон и к которой относили его современников Г.Р. Хаггарда, У. Коллинза, Дж. Конрада, но и представляли новый этап в ее эволюции.

В художественно-эстетическом плане творчество Р. Киплинга этих лет документирует поиски им не только своей темы, но и форм ее выражения. Поэтому, в отличие от авантюрно-приключенческих произведений Р.Л. Стивенсона или Г.Р. Хаггарда, в рассказах, опубликованных Р. Киплингом в англоязычной газете индийского города Лахор, предстала правда самой жизни, рассказанная человеком, который твердо знал, о чем и как нужно рассказать читателю викторианской Англии.

«Литература действия» рассматривалась в нашей отечественной науке как часть общего движения европейской литературы конца XIX в., определяемого в 1960–1980-х гг. термином «неоромантизм». При классификации разнообразных форм неоромантима творчество Р. Киплинга относили одновременно и к сказочному, и к приключенческому его типам (Г.Е. Бен, Н.Я Дьяконова, Р.М. Самарин, М.Д. Урнов и др.).

В работах 1990 – начала 2000-х гг. западноевропейская литература конца ХIX – начала ХХ вв. описывается как явление «переходное» (Вл.А. Луков), как «культурологический слом» (В.М. Толмачев), отразившие движение форм и категорий, отмеченных и воплощенных в науке, как яркое выражение эволюции индивидуально-авторского сознания (Н.А. Соловьева). Многообразие авторского видения и художественных методов, свойственные писателям конца ХIX – начала ХХ вв., требует таких подходов, которые давали бы возможность наиболее полно охватить все многообразие художественно-творческих индивидуальностей.

Одной из важнейших характеристик творческой индивидуальности Р. Киплинга стало поэтологическое своеобразие его произведений. В эпоху ненормативной поэтики, или «поэтики автора» (С.С. Аверинцев и др.), изучение приемов, способов построения литературных произведений, а также их жанрового своеобразия, стало одной из важнейших задач науки о литературе.

Общая тенденция развития западноевропейской литературы конца XIX в. заключалась в преобладании двух художественных методов – романтизма и реализма при активном влиянии на них позитивистского знания, поэтики натурализма и символизма, а также других стилевых тенденций, на фоне общей демократизации литературы. Поэтому и поэтика отразила смену литературных парадигм и разных методов во взаимоотношении литературной теории и практики. Творчество Р. Киплинга 1880-х гг. ярко выражает указанные тенденции, сочетая их с активной жизненной позицией самого писателя и пропагандой им идеи цивилизаторской роли Англии.

Изучение поэтики произведений малых эпических жанров, которыми начинается творческий путь Р. Киплинга, является важной историко-литературной задачей, которая определяет актуальность данного диссертационного исследования.

К числу малых эпических жанров относят рассказ и новеллу. Эти два жанра актуализируются в раннем творчестве Р. Киплинга, принимая форму «простого» повествования (“prose tale”), которое можно было бы прочитать «за один присест» (“at a single sitting”). Выбранная форма ставила перед писателем ряд задач, главная из которых – сделать малый жанр исчерпывающе емким и броским при условии релизации его идейно-смыслового наполнения. Р. Киплинг находит такое решение за счет введения приемов, которые обновляют жанровый канон новеллы, с одной стороны, и вносят черты неповторимого своеобразия в жанр рассказа – с другой. Главная черта повествовательной манеры Р. Киплинга 1880-х гг. – умение просто выстроить сюжет, внеся в него элементы острой злободневности, и, напротив, просто рассказать о событиях почти невероятных, о личностях ярких и неординарных.

Разрабатывая в своих малых прозаических произведениях 1880-х гг. тему Индии как некоего особого пространства Британской империи, Р. Киплинг с неизбежностью сталкивается с проблемой интерпретации «чужого мира» во всем многообразии его проявлений. Для взгляда на этот мир ему нужен такой герой, который бы во многом соответствовал представлениям самого писателя о роли и месте англичан на периферии империи. Так в его произведения входит тема непоказного героизма, которую реализует обычный человек – «простой герой» и одновременно – человек действия и поступка. Такой образ – труженика империи, умирающего от болезней, сходящего с ума от тягот службы, несущего «бремя» белого человека, отвечающего за «туземное» население, – заключает в себе смысловую нагрузку всего произведения. Поэтому персонаж в малой прозе Р. Киплинга становится важной поэтологической категорией. На него обращено внимание автора, а следовательно, для создания такого образа привлекается необходимый арсенал поэтологических приемов.

Не менее значительно и важно в малой прозе Р. Киплинга 1880-х гг. изображение окружающего человека мира, который в художственном произведении реализуется как образ природного и предметно-вещного мира. Образы такого типа составляют важный аспект поэтики малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг.

Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественном литературоведении предпринимается системное исследование поэтики малой прозы писателя 1880-х гг., которая актуализируется в жанрах рассказа (short story) и новеллы (novella). Выявляются черты творческого переосмысления Р. Киплингом структуры малых жанров при сохранении их номенклатуры. Анализируются особенности их сюжетно-композиционной организации, своеобразие пространственно-временных характеристик. В работе рассматривается целостность таких важных элементов художественного мира малой прозы Р. Киплинга, как персонаж в его поэтологическом воплощении, своеобразие предметно-природной образности, а также роль художественной детали, разнообразие и функции звуковой, осязательной и обонятельной образности.

Объект исследования – произведения малых жанров в творчестве Р. Киплинга 1880-х гг.

Предмет исследования – поэтика малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг.

Цель диссертационного исследования – выявить своеобразие поэтики произведений Р. Киплинга 1880-х гг., написанных в форме малых эпических жанров.

Цель обусловливает постановку следующих задач:

1. Определить своеобразие литературного процесса «переходного периода» и актуализацию авторского начала в эпоху индивидуально-творческого сознания в связи с творчеством Р. Киплинга 1880-х гг.

2. Выявить своеобразие жанровой системы малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг., указав на черты новаторской трактовки жанров и межжанровой коммуникации.

3. Охарактеризовать особенности сюжетно-композиционного построения малой прозы Р. Киплинга 1880-х гг.

4. Идентифицировать формы, приемы и средства создания персонажа как важнейший смысловой аспект в малой прозе писателя 1880-х гг. в его возрастном, национальном, гендерном и личностном своеобразии.

5. Определить своеобразие портретных и поведенческих характеристик героев как важнейший элемент поэтики.

6. Выявить приемы, средства и функции художественной образности в малой прозе Р. Киплинга, а также роль и место художественной детали в его рассказах и новеллах.

Фактическим материалом исследования послужили прозаические произведения малых жанров, написанные Р. Киплингом в 1880-х гг. Это рассказы и новеллы, вошедшие в сборники «Простые рассказы с гор» (“Plain Tales from the Hills”, 1888), «Три солдата» (“Soldiers Three”, 1888), «Под деодарами» (“Under the Deodars”, 1888), «Рикша-призрак» (“The Phantom ’Rickshaw”, 1888), «Маленький Вилли Винки и другие рассказы о детях» (“Wee Willie Winkie and Other Stories”, 1890), «Черное и белое» (“In Black and White”, 1888); письма писателя, его воспоминания «Кое-что о себе» (“Something of Myself”, 1937), воспоминания о нем современников и другие материалы.

Методологической основой исследования стали труды, посвященные различным аспектам литературного процесса Великобритании и стран Западной Европы в конце XIX – начале ХХ вв., творчеству Р. Киплинга и вопросам поэтики. Это труды В.М. Толмачева, Н.А. Соловьевой, Н. Я. Дьяконовой, Вл.А. Лукова, М.В. Урнова, Р.М. Самарина, А.А. Бурцева, Д.М. Урнова, С.А. Тузкова, Б.А. Гилельсона, А.Н. Николюкина, Н.Д. Садомской. При анализе проблем поэтики учитывались работы М.М. Бахтина, Б.М. Эйхенбаума, А.В. Михайлова, Ю.Н. Тынянова, Б.А. Успенского, Н.Д. Тамарченко, А.Ю. Большаковой, Б.Е. Галанова, В.В. Скобелева, Ц. Тодорова, А. Фаулера, Ф. Трентманна, Ч. Мэя, П. Кэннона-Брукса и др. При анализе творчества Р. Киплинга основой явились работы Ю.Б. Кагарлицкого, Р.М. Самарина, Н.А. Соловьевой, В.М. Толмачева, А.А. Бурцева, а также Ч. Кэррингтона, Э. Уилсона, Дж. Палмера, Г. Риккеттса, Д. Джилмора, А. Уилсона, Р. Эдера, У. Диллингхэма и др.

В диссертации используется комплекс исследовательских методов, что обусловлено многоаспектностью проводимого анализа. Востребованными являются системный и системно-типологический подходы к рассмотрению литературного произведения, метод целостного анализа, а также функциональный и сравнительный методы анализа.

Концептуально важные тезисы диссертации отражены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Ранее творчество Р. Киплинга – яркое воплощение поэтики «переходного времени», периода конца ХIX – начала ХХ вв., который характеризуется обновлением поэтологических приемов и средств, связанных с актуализацией категории «автор», рассматриваемой как ключевая в литературном процессе периода индивидуально-творческого сознания («поэтики автора») на фоне «культурологического слома» конца XIX в.

2. На формирование малой прозы Р. Киплинга в 1880-х гг. оказывают влияние: 1) кризисные тенденции европейской и английской литературы; 2) обновление идейно-тематического и поэтологического аспектов художественного творчества; 3) идейно-мировоззренческие установки Р. Киплинга, испытавшего влияние так называемой «имперской идеи»; 4) личный и профессиональный опыт Р. Киплинга-журналиста.

3. Литературная ситуация конца ХIX в., актуализирующая приоритет индивидуально-творческого сознания («поэтики автора»), приводит к обновлению и переосмыслению традиционных жанров при внешнем сохранении их жанровых характеристик. Данный процесс коснулся и малых жанров, характерных для творчества Р. Киплинга 1880-х гг., – рассказа (short story) и новеллы (novella), которые претерпевают ряд конструктивных изменений при сохранении своих исторически сложившихся форм (рассказ) и канона (новелла) в процессе романизации, межжанровой коммуникации и других форм жанровой эволюции.

4. Для сюжетно-композиционной структуры произведений Р. Киплинга 1880-х гг. характерны «рассказ в рассказе», рассказ от первого лица, ретроспективный рассказ, введение образа рассказчика и слушателя. Кроме того, писатель использует такие приемы, как зеркальность композиции, монтаж, «открытые» финалы, что свидетельствует о «романизации» (М.М. Бахтин) малых жанров в творчестве Р. Киплинга.

5. Наряду с разработкой типологии персонажей неоромантизма – «человек действия», «изгой», «чужой», Р. Киплинг в своих рассказах и новеллах 1880-х гг. создает индивидуально-характерологические персонажи в их возрастном, национальном, гендерном своеобразии. На создание персонажей направлены такие элементы поэтики, как портрет, поведение (поступок), а также изображение сознания. Р. Киплинг использует и такие поэтологические приемы, как «изображенное слово», элементы фантастики, введение снов и галлюцинаций героев. Все указанные поэтологические приемы выявляют «доминанту личности» (М.М. Бахтин) персонажей в малой прозе писателя 1880-х гг.

6. Значительное место в художественном мире «малой» прозы Р. Киплинга 1880-х гг. занимают образы природы, а также формы ее восприятия и отражения в сознании героев. Образ природы не ограничивается пейзажем, но дополняется и образами «очеловеченных» животных, а также трактовкой природы, раскрывающей ее феноменологическую сущность.

7. Особое внимание в работе обращено на создание писателем предметно-вещного мира, в том числе и через использование предметной детали. Данный аспект является важнейшим при анализе поэтологического своеобразия малой прозы Р. Киплинга, поскольку помогает выявлению идейно-мировоззренческой направленности произведений в целом. Предметность в художественном мире Р. Киплинга нередко выражается через осязательные, обонятельные, звуковые образы.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что проведенный в ней анализ расширяет современные представления о разнообразии поэтологических приемов, а также о возможностях авторской трактовки малых эпических жанров. Результаты исследования позволят не только выявить своеобразие поэтики художественного мира произведений малых форм в творчестве Р. Киплинга, но и показать его влияние на последующее развитие поэтики малых прозаических жанров в английской литературе.

Результаты диссертационного исследования дополняют методологию изучения раннего творчества Р. Киплинга с точки зрения индивидуально-творческого сознания «переходной» эпохи.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности составления курса по выбору или факультативного курса по творчеству Р. Киплинга, а также при чтении лекций по теории и истории английской литературы ХIX в., при составлении методических пособий и рекомендаций, при написании студентами курсовых, дипломных и магистерских работ, а также докладов и рефератов по истории зарубежной литературы.

Апробация работы проходила на кафедре русской и зарубежной литературы Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Отдельные положения работы обсуждалтсь на семинарах аспирантов кафедры русской и зарубежной литературы Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, конференциях молодых ученых (Саранск 2009, 2010). Материалы диссертационного исследования публиковались в сборниках материалов конференций международного (Екатеринбург 2011; Санкт-Петербург 2011), всероссийского (Саранск 2008; Санкт-Петербург 2009) и регионального уровней (Саранск 2010). По теме диссертационного исследования опубликовано 13 статей, в том числе 2 в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ (Самара, Санкт-Петербург).

Работа состоит из введения, четырех глав, поделенных на разделы, заключения и приложения. Общий объем работы 196 с., библиографический список – 458 наименований, из них 165 – на английском языке.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net