Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Литература зарубежных стран

Диссертационная работа:

Бодоева Александра Александровна. Художественное своеобразие творчества Гу Чэна (1956-1993): автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Бодоева Александра Александровна;[Место защиты: ФГБУН Институте востоковедения РАН].- Москва, 2012.- 20 с.

смотреть введение
Введение к работе:

Классическая литература Китая имеет длительную историю. В разные периоды истории развивались, зрели и несли новое содержание различные ее жанры. Так, поэзия и проза блистали в эпохи Тан и Сун (618-1276), драматургия получила развитие в эпоху Юань (1271-1368), а роман процветал в период династий Мин и Цин (1368-1911). Литература современного Китая, наследуя и развивая традиции китайской классики, впитывая идеи и творческие методы мировой литературы, приобрела совершенно новый облик.

Первое десятилетие после «культурной революции» (1966-1976) – период больших перемен в сфере социально-экономических реформ и культурной жизни Китая. Он рассматривается как переходный на новый, более качественный уровень развития китайской литературы, связанный, прежде всего, с возрождением гуманистических идеалов «движения 4 мая» 1919 г. и поиском новых, переоценкой нравственных ценностей, а также обращением к западной литературе и эстетике. В это время возникает множество различных по направлению и творческому методу направлений, которые начинают экспериментировать со средствами выражения (использовать такие приемы, как ассоциативный монтаж, ряды сновидений, психологизм, поток сознания, абсурд и др.). Одним из самых влиятельных литературных течений явилась т.н. «туманная поэзия» “” (мэнлунши), изменившая направление китайской поэзии с ее идеологической заданности на обращение к проблемам отдельного человека, его внутреннего мира. Ее яркими представителями считаются Бэй Дао , Шу Тин , Гу Чэн , До До , Цзян Хэ и Ян Лянь . Их взросление пришлось на годы «культурной революции», оставившей в них чувства несправедливости, неясности будущего, душевных терзаний. Особое место в их ряду занимает «сказочный поэт» Гу Чэн (1956-1993), творчество которого отличалось особо лирическим характером. Произведения Гу Чэна пользуются популярностью среди читателей, их обсуждают литературные критики. Одни считают его сумасшедшим, другие видят в нем талантливого поэта.

Актуальность исследования обусловлена огромным влиянием поэзии рассматриваемого периода как переломной эпохи в истории литературы Китая ХХ века на дальнейшее развитие современной поэзии. Метаморфозы, которые претерпела китайская поэзия в 70-80-е гг. XX века, не проанализированы в рамках академического литературоведения, и до сих пор произведения не всех поэтов данного периода доступны широкой аудитории. Тем временем синтез китайской национальной поэзии и поэтических форм Запада, среди которых отметим такие как символизм, сюрреализм, имажинизм, футуризм, являют собой уникальное явление. Поэтическое творчество Гу Чэна, воплотившее в себе духовные поиски поколения, становление которого пришлось на годы «культурной революции», тем более уникально, что поэтическое наследие автора стоит особняком от прочих представителей «туманной поэзии».

Исследование творчества Гу Чэна несомненно проливает свет на культурные и литературные процессы, проходившие в последней четверти XX столетия в Китае. Творчество Гу Чэна является рубежом на переходе от массовой, политически направленной поэтической традиции к новым открытым путям. Творчество Гу Чэна и других «туманных поэтов» перестало быть инструментом выражения политических настроений и вернуло в китайскую литературу ее традиционные ценности – обращение к вопросам внутреннего мира человека, отношения человека с окружающим миром и др.

Изучение творчества одного из наиболее влиятельных персонажей в новой литературе Китая Гу Чэна, отразившего в своих произведениях духовное содержание и ценности современной ему эпохи, а также воплотившего все многообразие поэзии «нового периода», позволяет раскрыть сущность основных закономерностей развития современной китайской поэзии и национальной литературы в целом, а также дать им объективную оценку. Вышеизложенное определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. В отечественной синологии исследования и переводы китайской поэзии 70 - 80-х гг. XX в. представлены в статьях Л.Е. Черкасского «“Обличительная” поэзия в современном Китае» (1982), «Под сенью “Великой стены”: Заметки о китайской поэзии последних лет» (1985), «Туманная поэзия» (1988), а также в статьях И.С. Смирнова по изучению и переводу поэзии Ян Ляня (2004).

Переводы стихотворений указанного периода представлены в сборниках «Трудны сычуаньские тропы. Из китайской поэзии 50-х и 80-х годов» (сост. Л.Е. Черкасский, 1983), «Мост над рекой времени» (сост. В.И. Семанов, 1989), «Поэзия и проза Китая ХХ века. О прошлом – для будущего» (сост. поэтической части Г.Б. Ярославцев, 2002), «Азиатская медь: Антология современной китайской поэзии» (сост. Лю Вэньфэй, 2007), журнале «Звезда» (1990). В них вошли стихи более пятидесяти китайских поэтов разных школ и направлений, а также вступительные статьи, касающиеся общих сведений о жизни и творчестве поэтов. Следует отметить работу Е.А. Серебрякова «Справочник по истории литературы Китая» (2005), энциклопедию А.Н. Желоховцева «Духовная культура Китая» (2008), в которых авторы представляют общую картину развития литературного мира Китая.

Творчество Гу Чэна затрагивается в рамках диссертационного исследования О.Д. Цыреновой «Современная китайская поэзия: 1980-е годы – начало ХХI века» (2006), посвященного анализу произведений указанного периода и выявлению общих путей и закономерностей развития китайской поэзии. Феномен «туманная поэзия» как первая модернистская попытка поиска идентичности в китайской литературе «нового периода» представлен в четвертом параграфе первой главы диссертации Н.К. Хузиятовой «Модернистские тенденции в творчестве китайских писателей 1980-х годов как поиск идентичности в контексте глобализации» (2008). В диссертации М.Б-О. Хайдаповой «Поэтическое творчество Шу Тин в контексте развития «туманной поэзии» (вторая половина 70-х гг. – середина 80-х гг. XX века)» изучен феномен «туманная поэзия», история формирования и развития данного поэтического направления, идейно-художественное своеобразие «туманных стихов». Тем не менее, обзор литературоведческих исследований по данной теме показывает, что до настоящего времени единой обобщающей и систематизированной работы по изучению идейно-художественного и стилистического многообразия поэзии Гу Чэна проделано не было.

В Китае сохраняется большой интерес к литературе «нового периода», подтверждаемый огромным количеством научных и публицистических работ, обобщающих поэтическое творчество Гу Чэна. В период с 1986 по 2010 гг. в литературно-критических изданиях Китая выходят статьи Хэ Явэня, Цяо Шуиня, Лю Гана, Чжан Илэя, Вэй Тяньу, Лю Туна, Чжан Хуна, Чжу Инъяня, Чжан Цзехуна, Чжан Бинцзюня, Сюн Бинмина, Лин Пинцяо, Ли Ли, У Ваньфэя, Се Лоупина и других, анализирующие его литературную деятельность.

Поэтическое творчество Гу Чэна исследуется в ряде работ европейских ученых, как А-М. Брэйди, Г. Оусин, Д. Суихарт, Э. Вайнбергер. Ими подробно изучены факты из жизни и выявлены особенности творчества поэта в общем контексте развития китайской поэзии XX века. В работах словацкого ученого М. Галик исследуется связь романа Гу Чэна «Ин Эр» с основными положениями Библии.

Стихотворения поэта известны в художественных переводах на английский язык А. Криппен «Безымянные цветы: избранные произведения Гу Чэна», Ш. Голден и Ч. Чу «Избранная поэзия Гу Чэна», С. Ли «Эссе, интервью, воспоминания и неопубликованные материалы о Гу Чэне» и «Ин Эр: королевство девушек», А. Цзэ «Китайские писатели в работе» и Дж. Аллен «Море снов: избранные произведения Гу Чэна».

Объектом исследования является поэтическое творчество Гу Чэна в контексте «туманной поэзии». Предметом исследования являются художественные особенности поэзии Гу Чэна.

В качестве материала исследования взяты поэтические произведения Гу Чэна на языке оригинала, представленные в сборниках «Безымянные цветы», «Сборник лирических стихотворений Гу Чэна и Шу Тин», «Черные глаза», «Сборник басен Гу Чэна», «Сборник стихов Гу Чэна», «Сборник стихотворений Гу Чэна и Бэй Дао», «Поэзия Гу Чэна», «Светлая луна», а также критические статьи вышеупомянутых зарубежных исследователей.

Целью работы является определение художественных и стилистических особенностей творчества Гу Чэна. В соответствии с поставленной целью требуется решение следующих задач:

выделить и охарактеризовать основные периоды жизни и творчества Гу Чэна;

определить значимость природы в контексте изучения процесса становления Гу Чэна в ранний период жизни «Естественный Я»;

исследовать связь поэзии Гу Чэна с поэзией рубежа 1970-1980-х гг., а также проследить развитие дихотомии реальности и вымысла в контексте изучения второго периода жизни «Культурный Я»;

определить эмоционально-смысловую окраску стихотворений и определить мировоззренческую позицию поэта, сложившуюся в третьем периоде жизни «Бесцельный Я»;

Методами диссертационного исследования послужили сравнительно-исторический, биографический для изучения этапов жизни китайского поэта, а также методы интерпретации и структурно-семантического анализа для исследования творчества поэта.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили работы по теории литературы В.М. Жирмунского (сравнительно-исторический метод), Ю.М. Лотмана (структурная поэтика), В.М. Алексеева (анализ поэтического текста), М.М. Бахтина (диалог культур, пространственно-временные симметрии), В.А. Масловой (культурно-лингвистический анализ); работы по психоанализу В.П. Белянина, П.Б. Ганнушкина; работы российских востоковедов по исследованию китайской литературы, а также культурно-исторических взаимосвязей В.М. Алексеева, В.П. Васильева, Б.Б. Вахтина, К.И. Голыгиной, А.Н. Желоховцева, Е.А. Завидовской, Н.И. Конрада, М.Е. Кравцовой, Б.Л. Рифтина, Е.А. Серебрякова, И.С. Смирнова, В.Ф. Сорокина, О.Д. Тугуловой, М.Б-О. Хайдаповой, Н.К. Хузиятовой, Л.Е. Черкасского, Ю.К. Шуцкого и других.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором и представленные к защите, состоят в следующем:

  1. Специфика художественной системы и эстетических взглядов Гу Чэна определена культурно-историческим аспектом; биография поэта имеет важное значение для правильного понимания и восприятия всего его творческого наследия; существуют параллели между событиями жизни и творчества. В биографии и творческом пути Гу Чэна определены три основных периода: период «Естественный Я» (1969-1974), период «Культурный Я» (1977-1982), период «Бесцельный Я»(1982-1993).

  2. Начальный этап творчества Гу Чэна «Естественный Я» отмечен двумя важными событиями. Первое из них - глубокий след в душе поэта оставила «культурная революция», по причине которой ему пришлось расстаться на время с матерью и переехать с отцом в деревню. Второе – увлечение миром природы. Мир природы становится не просто объектом описания, а источником вдохновения и жизни Гу Чэна. Тяжелые воспоминания о «культурной революции» вызвали страх и опасения за созданный им поэтический мир и превратили Гу Чэна в ранимого романтика на всю жизнь. Ранний период характеризуется идеалистической верой в лучшие стороны жизни, верой в торжество справедливости.

  3. Период «Культурный Я» характеризуется возвышением гуманистических идеалов в его творчестве, возвращением к темам традиционной поэзии и введением новых художественных и стилистических решений. Серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное со знакомством с Бэй Дао, Шу Тин, Цзян Хэ, Ян Лянем и т.д., приходится на период переезда из деревни в город и работы с литературно-политическим журналом «Сегодня». Критика объединила Гу Чэна и его друзей в одно поэтическое направление «туманная поэзия». Гу Чэн выступает на литературных конференциях и поэтических вечерах, публикуется в известных литературных изданиях. Содержание его творчества расширяется и углубляется. Поэзия Гу Чэна оставила глубокий след в истории китайской поэзии 70-80-х гг. и способствовала появлению т.н. «туманной поэзии». Среди основных тем поэзии Гу Чэна главными являются природа и человек, мотивы одиночества, разочарования и страха, обусловленные пережитой трагедией «культурной революции», а также конфликт мечты и действительности. Гу Чэн создал вымышленный поэтический мир, в который противопоставил существующей реальности. Главным объектом созданного мира являются чувства поэта, посредством природных образов он показывает свое отношение к миру.

  4. Гу Чэн критически пересматривает свой творческий путь, поделив его на четыре этапа поиска своего «Я». Последний период «Бесцельный Я» охватывает две позиции, выдвинутые Гу Чэном, «Антикультурный Я» и «Не Я», и связан с переездом поэта за границу. Поэт «уходит в себя», темы болезни, смерти получают новое развитие в творчестве Гу Чэна. Язык поэта становится сложным для понимания и напоминает бессвязные монологи. Поэзия периода «Антикультурный Я» содержит трагическое мироощущение поэта и определяется «печальной» эмоционально-смысловой доминантой (лирический герой произведений преисполнен пессимизма, разочарований и несбывшихся надежд). Переход поэта на новый этап «Не Я» связан с переосмыслением смысла жизни и отрицанием всякой цели в жизни.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые представлен в целостном виде жизненный и творческий путь китайского поэта Гу Чэна, проведен анализ его творчества на всех этапах жизни.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования поэзии Гу Чэна являются определенным вкладом в изучение закономерностей развития современной китайской поэзии; исследованные в работе история жизни поэта, а также выявленные характерные черты поэзии Гу Чэна могут послужить исторической основой для изучения жизни и творчества китайских поэтов 1970-1980-х гг. Результаты исследования помогут определить место китайской поэзии в мировом литературном процессе.

Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть использованы при дальнейшем изучении китайской литературы и культуры, при чтении лекционных курсов по истории китайской литературы XX века, проведении спецкурсов и спецсеминаров, руководстве дипломными работами.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях различного уровня в Москве (Международная научно-практическая конференция «Ломоносов – 2009, 2010», 15-16 апр. 2009 г., 13-14 апр. 2010 г.), Санкт-Петербурге (Международная научная конференция «Проблемы литератур Дальнего Востока», 29 июн. - 2 июл. 2010 г.), Иркутске (Международная научно-практическая конференция «Язык и культура стран Юго-Восточной Азии», 25 фев. 2009 г.), Челябинске (Международная научно-практическая конференция «Литературный текст XX века: проблемы поэтики», 14 июн. 2011 г.), Бердянске (Международная научная конференция «Маринистика в художественной литературе», 9-10 сен. 2010 г.), Улан-Удэ (Международная научно-практическая конференция «Азиатско-тихоокеанский регион: история и современность-2,4,5», 22-24 мая 2008 г., 19-22 мая 2010 г., 18-21 мая 2011г.; Международный симпозиум «Кочевые цивилизации и страны Дальнего Востока: диалог культур», 6-8 сен. 2011 г.).

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в 16 публикациях общим объемом 5,4 п.л. В журналах, рекомендованных ВАК РФ, опубликованы 4 статьи объемом 2,4 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Текст диссертации изложен на 170 страницах. Список использованной литературы включает 190 пунктов. Структура диссертации определяется поставленными в ней целями и задачами.


© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net